Иркям Казакова
Конспект НОД по реализации национального компонента «В гостях у Вирь-авы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области по ФГОС:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Цели:
Познакомить детей с персонажем мордовской мифологии
Вирь-авой, а так же названиями диких животных на мордовском языке;
Расширить и уточнить представления детей об особенностях жизни животных, их питании, особенностях поведения.
Задачи:
Обучающие:
- уточнить и закрепить знания детей о диких животных, знакомить с жизнью животных в лесу;
- учить детей говорить отдельные слова, фразы на мордовском языке;
Публикация «Конспект НОД по реализации национального компонента „В гостях у Вирь-авы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
- учить воспринимать и понимать мордовскую речь.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к мордовскому языку ;
- воспитывать бережное отношение к животным и природе;
- воспитывать любовь к мордовской литературе и фольклору.
Развивающие:
- развивать у детей умственную активность;
- развивать интерес к национальной культуре;
- развивать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом.
Предварительная работа:
Чтение мордовских сказок, прибауток, скороговорок, потешек о животных;
Слушание национальной мордовской музыки, наигрышей, колыбельных песен, звуков леса: пение птиц, шелест листвы;
Отгадывание загадок о природе, животных и птицах, временах года;
Беседа о жизни животных в лесу с использованием иллюстраций.
Материалы и оборудование:
Шапочки-зверушки для театрализации;
Атрибуты осени для украшения группы;
Муляжи фруктов и овощей, шишки, орехи;
Фонограмма «Шум осеннего леса».
Содержание НОД:
Под музыку воспитатель с детьми входят в группу. Выполняют некоторые элементы мордовского танца.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся!
Воспитатель и дети: Шумбратада, кельгома инжихть! (Здравствуйте, гости дорогие)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Правильно! Посмотрите, к нам залетел осенний листочек! Его осень покрасила в золотой цвет! Он приглашает нас в лес, в гости к Вирь-аве, где мы можем полюбоваться красотой осенней природы и узнать, какие звери живут в лесу. Сейчас я листочком взмахну и мы окажемся в лесу. Раз, два, три! В путь! А вот и тропинка (Ходьба по дорожке друг за другом).
Звучит фонограмма «Шум осеннего леса».
Идём по «тропинке» под звуки осеннего леса (шум ветра, хруст листьев, капли дождя).
Выходит Вирь-ава.
Вирь-ава : Шумбратада, кельгома инжихть! (Здравствуйте, гости дорогие) Я, Вирь-ава, хозяйка леса.
Дети: Шумбратада, Вирь-ава! (Здравствуйте,Вирь-ава)
Вирь-ава : Рад гостям осенний лес! В нём полным-полно чудес! Кто же по тропинке нам несёт грибок в корзинке? Он на ёлочку похож, это друг мой. (ответ детей – Ёж (Сеель). (Ребята здороваются с Ежом).
Сеель (Ёж) : Шумбратада кельгома инжихть! (Здравствуйте, гости дорогие) Вот осенние дары я принёс для детворы, всё лето собирал. Угощайтесь, не стесняйтесь!
Дидактическая игра «Чудесный кузовок»
(в кузовке яблочко, груша, морковка, орешек, шишка и т. д. каждый ребёнок не глядя описывает предмет, угадывает его и называет).
(Вирь-ава вместе с детьми благодарит Ёжика за угощение).
Сеель (Ёж) : А теперь спешу я в норку, спать всю зиму должен я. Наемозонк, шабат! (До свидания, дети)
Дети: Наемозонк, (До свидания) Сеель (Ёжик!
Воспитатель: Вирь-ава, а что это за шум? Слышишь? Что это?
(Звучит запись треск сухих веток)
Вирь-ава : Этот друг мой-шалунишка! Он зовётся- бурый…Мишка (Офта).
Появляется Офта (Мишка). Он сердит и чем-то расстроен.
Офта (Мишка) : Шумбратада! (Здравствуйте)
Вирь-ава : Что случилось (Офта)Мишенька? Почему ты не весел? Почему гостям не рад? Посмотри, сколько ребятишек к нам пришло в гости!
Офта (Мишка) : Ох, устал я! Листья осенние собирал и устал. Много их, мне одному никак не справиться!
Воспитатель: А мы с моими путешественниками тебе сейчас поможем, верно? Дружно возьмёмся за дело!
Дидактическая игра «Соберём листочки»
Офта (Мишка) : Вот спасибо, удружили! Я и не знал, что листочки собирать так весело!
Воспитатель: Это потому что нас много, мальчиков и девочек! Мы рады были тебе помочь! А ты, Офта (Миша, молодец, что порядок и чистоту в своём лесу бережёшь! Тебе «Спасибо» («Сюконямс»!
Офта (Мишка) : Няемозонк! (До свидания) друзья, до весны прощаюсь я.
Вирь-ава : Спи в берлоге до весны, да смотри цветные сны (дети прощаются с медведем).
Вирь-ава : А мы дальше пойдём! Ждут нас веселые подружки, шустрые резвушки, любят орешки, грызут их без спешки! Угадали, кто это?
Дети : Ур! (Белки)
Ур (Белки) : Мы всю осень прыг да скок, тут орешек, там грибок! Всё в дупло к себе несём, это наш уютный дом! Вот вам орешки, малыши, попляшите от души!
Воспитатель: Что ж, поплясать мы тоже рады! Ребята, спляшем весёлый танец с орешками!
Физминутка «Мы орешки в руки взяли»
Вирь-ава : - Ребята, а вот домик Зайки (Нумол). Так, постойте, а чей это рыжий хвост из норки выглядывает? Что это за воровка, хитрая плутовка?
Дети: Это Келазь (Лиса!
Вирь-ава : Шумбратада, Келазь (Лиса! Ты зачем к Зайке в норку залезла?
Келазь (Лиса) : Ой, подумаешь, не очень то и хотелось! Зато я все запасы заячьи перепутала! Вот так! Побегу, другую норку себе найду, побольше! В этой тесновато, места маловато (убегает).
(К норке подбегает Зайка плачет)
Нумол (Зайка) : Шумбратада кельгома инжихть! (Здравствуйте, гости дорогие) Что же мне теперь делать, Лиса все перепутала! Хотел вас овощами со своего огорода угостить, да теперь не получится!
Воспитатель: Не расстраивайся, Нумол (Зайка, мальчики и девочки с радостью тебе помогут. Ребята, нужно найти только те овощи и фрукты, которые любит наш Зайчишка.
Дидактическая настольная игра «Кто чем питается».
Нумол (Зайка) : Вот, спасибо, вам, друзья!Очень благодарен я! Сюконямс! Наемозонк! (До свидания)
Вирь-ава : Наемозонк, шабат! (До свидания, дети) Приходите ещё в гости ко мне и моим друзьям!
Дети прощаются с Вирь-авой. Возвращаемся домой по тропинке. Делимся впечатлениями от путешествия, вспоминаем кому помогли, кого встретили, что запомнилось, что понравилось. Воспитатель благодарит детей за помощь.
Список литературы:
Валдоня (Светлячок) : Программа и методические рекомендации: Для дошк. образ. учреждений Респ. Мордовия / М-во образования Респ. Мордовия. - Саранск: Тип. «Красс. Окт.», 2001.- 108 с.
Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским / мокша, эрьзя/ языкам в дошкольных образовательных учреждениях / МО Республики Мордовия, МРИПКРО, А. И. Исайкина/- Саранск, 1997.- 75с.
Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений. / МО МССР, МРИПКРО, А. И. Исайкина/, С., 1993, - 38 с.
Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок») : Пособие для дошк. образ. учреждений РМ / Авт. - сост. Е. Н. Киркина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.- 352с.
ПРОГРАММА «ДЕТСТВО» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович)