Валеева Лариса Хасиповна
Конспект НОД в старшей группе «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром.
Тема: «Прогулка в осенний лес».
Краткая аннотация:
Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателей детского сада, а также родителей, которые могут осуществлять познавательное обучение ребёнка в домашних условиях.
Основная образовательная область: познавательное развитие
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Раздел: ознакомление детей с окружающим социальным миром.
Интеграция областей:
1. Познавательное развитие;
2. Речевое развитие;
3. Физическое развитие;
4. Социально-коммуникативное развитие.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.
Цель: расширять и закреплять знания детей о диких животных и их детёнышах.
Программные задачи :
Образовательные задачи:
Закреплять представления детей о животных и их детенышах, особенностях их питания;
Активизировать словарь по данной теме;
Учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа в Дательном падеже с предлогами и без;
Закреплять умение использовать в речи имена существительные ед. ч. И. п. и ед. ч. В. п. ;
Продолжать учить придумывать загадки.
Развивающие задачи:
Развивать слухоречевую память, зрительное внимание, слуховое восприятие, фонематический слух;
Развивать просодическую сторону речи, координацию речи с движением;
Развивать умение самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения поставленных задач (проблем);
Воспитательные задачи:
Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;
Формировать навыки самостоятельности, инициативности, взаимопонимания, доброжелательности;
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к миру природы;
Формировать нравственные качества.
Форма проведения: путешествие в лес
Материал и оборудование:
Мультимедийный проектор. Шестигранные карандаши. Осенние листья с изображением детенышей диких животных. Планкарта. Диск со звуками ветра. Муляжи: ягода, яблоко, морковь, капуста, рыба, грибы. Натуральные предметы: шишка, орехи. Корзина. Таблица для составления загадок, маркеры.
Предварительная работа.
Просмотр слайдов с изображением диких животных Дальнего Востока, беседа о жизни животных в осенний период. Разучивание динамического упражнения «Прогулка». Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Айболит».
Методические приё мы: рассматривание, беседа, театрализация, дидактические игры.
Ход занятия.
Организационный момент.
Приветствие: «Друг»
«Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель:
-Какое сейчас время года, ребята?
( Ответы детей: осень)
-Как можно охарактеризовать осеннюю погоду?
( Ответы детей: пасмурная, дождливая, холодная)
-Кто из вас любит путешествовать, а кто предпочитает сидеть дома?
(Ответы детей)
-Каким способом можно отправиться в путешествие осенью?
( Ответы детей: на машине, на велосипеде, на поезде и т. д.)
ТРИЗ «Хорошо-плохо» (Например, на велосипеде хорошо путешествовать в теплую погоду, а в дождливую – плохо, и т. д.)
Цель: развивать умение находить и выявлять противоречия в окружающей действительности
В это время раздаются звуки ветра. (Включить звук ветра)
Воспитатель:
-Слышите, звук?
( Ответ детей: ветер шумит)
-Если ветер дует осенью, то какой это ветер?
( Ответы детей: осенний)
-Он нас зовет в путь. Закройте глаза и представьте себе, что нас подхватил легкий осенний ветерок и перенес на лесную сказочную, волшебную полянку.
Воспитатель:
-Что мы видим?
( Ответы детей: осенний лес)
Какой лес?
( Ответы детей: смешанный, лиственный, хвойный)
Дидактическая игра «С какого дерево листочек»
Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев.
Ответы детей: лиственный
-Правильно, лиственный лес!
Дети берут листочек
-Давайте рассмотрим листья. Какие они?
( Ответы детей: красивые, яркие, интересные).
Дети находят «необычные» (с изображением детенышей диких животных) листья.
Дидактическая игра «На кого похож листочек?»
Цель: Учить детей сравнивать листья с животными, воспитывать слуховое внимание.
-Какие это животные?
( Ответы детей: дикие)
-Почему они дикие?
( Ответы детей: они живут в природе, они сами о себе заботятся)
Воспитатель предлагает их рассмотреть и прикрепляет листья на магнитную доску.
Дидактическая игра «Какое настроение у животных?»
Цель: формировать умение определять и различать эмоции, развивать воображение, речь ребенка.
Рассуждение детей
-Ребята, как вы думаете, что случилось?
( Ответы детей: они заболели, им грустно)
-Какой сказочный герой все знает и помогает животным?
( Ответы детей: доктор Айболит)
-Как можно помочь им?
( Ответы детей: надо позвать доктора Айболит).
-Давайте позовем? А, как?
1. Основная часть.
Воспитатель:
-А если попробовать с помощью эха?
( Ответы детей: давайте)
-Эхо разносится далеко, и доктор Айболит обязательно нас услышит.
Чтобы нам спасти зверей,
Позовем врача скорей.
Упражнение «Эхо»
Цель: развивать фонематический слух
Воспитатель: Я буду говорить громко, а вы - повторять за мной тихо, как эхо.
(Дети повторяют за воспитателем).
Кто на помощь к нам спешит? (Громко)
Кто на помощь к нам спешит? (Тихо)
Добрый доктор Айболит. (Громко)
Добрый доктор Айболит. (Тихо)
Упражнение «Поможем Айболиту найти дорогу»
Воспитатель с детьми становятся вокруг стола, педагог показывает карту.
(На карте обозначен сказочный лес, бурная река, сломанный мост через пропасть, непроходимое болото, дом доктора Айболита)
-Ребята, мы находимся в сказочном лесу, нам нужно переплыть бурную реку, по сломанному мосту пройти болото и только потом мы окажемся возле дома доктора Айболита. (Воспитатель показывает маршрут по карте)
Воспитатель:
-Айболиту предстоит пройти длинный путь. Поможем доктору преодолеть все препятствия?
( Ответы детей: да)
-Шел, Айболит, шел и подошел к чему?
( Ответы детей: к реке)
-Как поможем Айболиту перебраться через реку?
( Ответы детей: нужно построить плот).
-Чтобы построить плот, нужно приготовить бревна.
-Ребята, давайте сделаем самомассаж с шестигранными карандашами.
Самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники».
Дети выполняют самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники». (Дети катают карандаши между ладонями, движения с действием)
Мы плотники, мы плотники,
Надежные работники.
Бревна пилим, бревна шкурим,
Строим самый крепкий плот.
-Ребята, все вместе постройте плот доктору Айболиту (дети из карандашей складывают плот).
Воспитатель предлагает ребенку передвинуть фигурку Айболита через реку.
Воспитатель:
-На чем Айболит плыл по реке?
( Ответы детей: Айболит переплыл реку на плоту)
Воспитатель:
-Давайте посмотрим на карту, куда дальше двигаться доктору Айболиту?
( Ответы детей: к сломанному мосту над пропастью (ущелье).
-А. чтобы узнать, как Айболиту перебраться через пропасть нужно отгадать загадку (дети отгадывают загадку)
Загадка:
Я сильный и могучий.
Повис я над рекой.
И спину свою выгнул,
Огромною дугой.
Я людям помогаю
Через реку перейти.
А как я называюсь,
Скорее назови.
( Ответы детей: с помощью моста).
Дидактическая игра «Собери целое» (Разрезные картинки)
Цель: учить собирать целое изображение из нескольких частей, развивать образное мышление, внимание, зрительное восприятие.
Воспитатель предлагает ребенку провести фигурку Айболита по мосту
Воспитатель обращаемся к карте
-Давайте посмотрим на карту, куда дальше двигаться доктору Айболиту?
( Ответы детей: к болоту).
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
Воспитатель
-Ребята, чтобы помочь Айболиту переправиться через болото нужно выполнить упражнение «С кочки на кочку»
Упражнение «С кочки на кочку»
Цель: развитие координации движений, ловкость, быстроту.
Динамическое упражнение «Прогулка» (речь с движением)
Цель: развитие способности ориентироваться в пространстве, выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Раз-два-три-четыре-пять —
Вместе мы пойдем гулять.
По извилистым тропинкам
По камням и камышинкам.
На носочках побежали
И медведя увидали.
По завалам, по оврагам
Шел медведь к берлоге шагом.
Мы пригнемся чуть пониже.
Вот и к речке быстрой вышли.
В лодочку сейчас зайдем,
По воде мы поплывем.
Ветер по реке гуляет.
Нашу лодочку качает.
Весла в руки мы берем.
Быстро к берегу гребем.
Обычная ходьба.
Ходьба «змейкой».
Бег на носках.
Остановились, приложили руку к глазам.
Ходьба с высоко поднятыми коленями.
Приседают на корточки.
Делают шаг вперед.
Разводить руками перед собой.
Движения руками вверх-вниз.
Наклоны туловища из стороны в сторону.
Изображают, как «гребут веслами».
Воспитатель:
-Давайте посмотрим на карту, куда подошёл доктор Айболит?
( Ответы детей: к лесу)
Айболит помочь всем рад,
Угощает всех зверят.
Упражнение «Собери лакомства»
Цель: развитие мелкой моторики; внимания, усидчивости, логического мышления.
Дети становятся вокруг стола – в центре корзина, вокруг которой «лакомства» : ягода, яблоко, морковь, капуста, рыба, грибы, шишка, орехи.
Воспитатель:
-Поможем Айболиту накормить животных?
( Ответы детей: да)
-Как вы думаете, чему обрадуется зайчонок (бельчонок, лисенок, ежонок?
Дидактическая игра «Докажи»
Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, кто что любит есть.
Воспитатель:
-Почему бельчонку орешки?
( Ответы детей: потому что у белки крепкие зубки ими она разгрызает орехи
-Почему ёжику яблоко, хотя сам ёжик яблоко не ест?
( Ответы детей: с насаженного яблока на колючки ёжика капает яблочный сок, который уничтожает вредных насекомых)
-Почему лисёнку рыба?
( Ответы детей: лиса хищное животное, она любит рыбу)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, раздали угощения животным и ответили на вопросы
А зверята баловались,
По полянке разбежались.
Игра ТРИЗ на логическое мышление «Кого не хватает?»
Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.
Упражнение «Чей детеныш?» (Лабиринт по дорожкам)
Цель: формировать умение различать животных их детенышей, правильно соотносить их названия, развитие мелкой моторики.
Заключительная часть.
Звучит музыка шум ветра.
–Ребята, пришла пора возвращаться в сад. Вам понравилось помогать животным?
( Ответы детей: да)
-Как думаете, смог бы Айболит один так быстро добраться до больных животных? ( Ответы детей: нет)
-Кто ему помогал?
( Ответы детей: мы …все вместе, дружно.)
Звучит песня «Настоящий друг»
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится, от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит
Лишнего не спросит,
Вот, что значит – настоящий верный друг.