Наталья Егорова
Конспект НОД «Снегири» в средней группе
Конспект интегрированного НОД в средней группе
«Снегири»
Цель:
Продолжать формировать экологическую культуру у детей.
Прививать детям любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней.
Речевое развитие:
активизировать активный и пассивный словарь по теме «Птицы».
закрепить в речи названия птиц.
вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соот-ветствии с контекстом высказывания;
совершенствовать диалогическую речь;
развитие зрительного восприятия;
совершенствовать умения составлять предложения;
Публикация «Конспект НОД „Снегири“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снегирь
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие:
формировать первичные представления детей о зимующих птицах;
развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;
развивать образную память, мышление и внимание.
Социально-коммуникативное развитие:
• обогащать эмоционально-чувственный опыт детей;
• создать условия для самовыражения и формирования навыка само-расслабления;
• формировать сотрудничество внутри детского коллектива;
• способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников.
Физическое развитие:
• развивать и совершенствовать сенсорные процессы: ощущения, вос-приятие, представления;
• развивать тактильную чувствительность рук, мелкую моторику пальцев рук;
• создавать возможность для объединения работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
• снять психо-эмоциональное напряжение.
Художественно-эстетическое развитие:
• развивать воображение и творческую самостоятельность детей;
• приобщать ребёнка к миру природы, к его необычным проявлениям;
Развивающие:
Воспитательные:
воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
пробуждать чувственное отношение к красоте зимней природе и птицам.
Словарная работа:
Зима, снегирь, красногрудый, вьюга, кормушка, зимующие, хлебные крошки, стайка, алый, облепила, бахрома, замороженный.
Предварительная работа по теме:
- рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимующие птицы»;
- чтение книг, рассказов и стихотворений;
- загадывание загадок;
- наблюдения на прогулках, кормление птиц;
- беседы;
- рисование, аппликация.
Оборудование:
Иллюстрации по теме, музыка, зерна, кисточки, краски, салфетки на каждо-го ребенка.
Ход занятия:
Дети стоят свободно, воспитатель предлагает выполнить ритмиче-ское упражнение:
Мы замерзли с вами
И стучим зубами,
Хлопаем руками,
Топаем ногами.
Воспитатель: Молодцы, а теперь посмотрите в окно и скажите,
какое время года наступило?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, зима. Ребята, а зимой мы с вами слышим пение птиц?
Дети: Нет.
Воспитатель: Конечно, пение птиц мы не слышим, а почему?
Дети: Все птицы улетели на юг, в теплые края.
Воспитатель: Правильно, а все ли птицы улетели или какие-то остались?
Дети: Остались?
Воспитатель: Кто может назвать птиц, которые остались с нами зимовать?
Дети: Воробьи, вороны, галки, голуби…
Воспитатель: Вы очень наблюдательные, конечно, воробьи, вороны, галки, синички остаются зимовать. Ребята, как называют птиц, которые не улетают на юг?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Молодцы, конечно, зимующие птицы, за которыми мы часто наблюдаем на прогулке на нашем участке. Ребята, отгадайте загадку:
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири).
Дети: Снегири.
Воспитатель: А как вы думаете, какое зимнее слово прячется в слове снегирь?
Дети: Снег!
Воспитатель: Конечно, слово снег. Люди заметили: прилетит стайка снегирей, значит, скоро выпадет первый снег. Ведь снегири прилетают к нам только хо-лодной зимой.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать об этой удивительно красивой птице. Она редко прилетает к нам на участок, но не заметить ее нельзя.
Звучит музыка, воспитатель приглашает детей к панораме, на которой изображены снегири.
Воспитатель:
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо,
На березе яблоки поспели!
Подойду поближе к ней
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей облепила деревце.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему снегирей сравнивают с яблока-ми?
Дети: Потому что снегири маленькие, с красной грудкой.
Воспитатель: Молодцы, вы очень наблюдательные, этих птиц всегда можно узнать по яркой окраске. Грудка у снегирей ярко-красная, а крылышки черные. Снегири очень дружные, поэтому летают они чаще всего стайками. Ребята, как вы думаете, что такое стайка?
Дети: Это когда много птиц.
Воспитатель: Правильно, стайка – это много птиц, которые летают вместе. По земле снегири скачут короткими прыжками, немного неуклюже, а летают очень хорошо. Давайте покажем вместе, как летают снегири.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Проводит пальчиковую гимнастику:
Полетели снегири,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
Воспитатель: Вот так летают снегири. Ребята, а где живут снегири зимой, ка-кой дом они себе строят?
Дети: Рядом с человеком, на дереве строят гнезда.
Воспитатель: Да, снегири зимой рядом с жилищем человека строят гнезда из веточек, а внутри выкладывают мягким материалом – мхом, шерстью, волосом, чтобы маленьким птенчикам было тепло и уютно. Гнезда строят невысоко над землей, примерно на высоте вашего роста. С наступлением весны снегири уле-тают в леса и строят там гнезда.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, чем питаются снегири?
Дети: Ягодами, семенами.
Воспитатель: А еще чем? Послушайте:
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженных яблоки клюют!
Дети: Мороженными гусеницами.
Воспитатель: Верно, снегири питаются семенами различных трав, деревьев и кустарников, также мороженными гусеницами. А еще снегири любят ягоды ря-бины. Если вы увидите, что около рябины разбросаны ягоды, это снегири пола-комились рябиной. Мякоть ягод снегирь не ест, а достает из них только зерныш-ки, поэтому вокруг рябины часто разбросано много мякоти от ягод.
Воспитатель: Снегири почти не боятся человека, поэтому за ними можно наблюдать, расположившись неподалеку. Но делать это надо тихо, чтобы не мешать птицам и не спугнуть их. Зимой снегири приближаются к жилью людей. Как вы думаете, зачем?
Дети: Чтобы люди покормили их.
Воспитатель: Да, ребята, холодной зимой очень мало корма и люди, то есть мы с вами, может помочь птицам, спасти их от голода, сделав кормушку и по-кормить снегирей и других птиц. А чем мы может покормить птиц?
Дети: Зернами, крошками хлеба.
Воспитатель: Правильно, мы с вами не выбрасываем хлебные крошки, а отно-сим их в кормушку для птиц.
Дети: Ребята, а вы хотите стать птичками, а я вас покормлю?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда вставайте свободно и повторяйте за мной (проводится физкультминутка).
Мы маленькие птички –
Мы птички невелички.
Дети, стоя, отводят руки – «крылья» назад и выполняют наклоны головы вправо и влево.
На забор присели, песенку пропели:
Чик-чирик, чик-чирик.
Дети приседают с хлопком в ладоши «чик-чирик».
Песенку пропели,
В поле полетели,
Дети бегают на носочках, взмахивая рука-ми, как крыльями.
Колоски искать,
Зернышки клевать.
Ети делают наклоны вперед, отводя пря-мые руки назад и произнося клю-клю.
Воспитатель: Посмотрите-ка ребята, сколько снегирей прилетело к нам. Они хотят, что бы мы их покормили. Покормим их?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам накормить наших красногрудых снегирей ря-биной, которая так красива и все еще увешена яркими гроздьями ягод. Вы со-гласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Присаживайтесь за столы и давайте нарисуем веточку рябины с ягодами. Ягоды рябины какой формы?
Дети: Маленькие круглые.
Воспитатель: Какого цвета?
Дети: Красные.
Воспитатель: Правильно, ягоды маленькие, круглые, красные, их много. Ре-бята, а пока вы рисуете, я прочитаю вам стихотворение:
Где утром к опушке прошел человек,
Следы заметает до вечера снег.
Повсюду – у еле приметной дорожки
В кормушке насыпаны зерна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь, лесные пичуги!
Теперь не страшны вам холодные вьюги,
В холодные вьюги, в холодные вьюги
Мы помнить и думать должны друг о друге.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как красиво и вкусно. Теперь ягод рябины стало много, и снегири могут ими досыта полакомиться.
Воспитатель: Ребята, с какой птицей мы сегодня с вами познакомились. С чем сравнивают снегирей. Почему? Чем питаются снегири? Как мы с вами можем помочь птицам зимой? Ребята, я уверена, что если вы хоть раз увидите красно-грудых снегирей, то никогда уже не забудете их красоты.