ольга янова
Конспект НОД «Семейный бюджет» в старшей группе
▼ Скачать
Конспект НОД «Семейный бюджет»
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция с областями: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель: формирование у детей интереса к миру экономических отношений
Задачи:
- формирование представления детей о семейном бюджете, о планировании семейного бюджета;
- ознакомление детей с новыми понятиями: бюджет, доход, расход, экономия;
Публикация «Конспект НОД „Семейный бюджет“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- формирование представления о том, какие расходы важнее;
- закрепление математических представлений о количестве и счёте, понятий «больше» «меньше», развитие зрительного восприятия числовых карточек в пределах 7, закрепление навыков счета в пределах 7;
- развитие речи, внимания, логического мышления, умения формулировать свои потребности, умения отвечать на вопросы;
- формирование у детей: уважительного отношения к родителям, к людям, зарабатывающим деньги; уважительного отношения к мнению товарища; бережливости, умения сдерживать свои чувства и желания, подчиняя их другим людям (родственникам).
Материалы и оборудование:
Шкатулка; деньги (имитация настоящих); корзина, кошелек; «товар», ценники, кассовый аппарат для сюжетно ролевой игры «Супермаркет»; дидактическая игра «Что важнее? Потрать деньги с пользой»; картинка семьи; картинки-эмблемы членов семьи; одежда для кассира.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха – цокотуха»; А. Романов «Чудеса в кошельке», игра в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет»
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла мама Полины, Анастасия Александровна. Она что-то для вас принесла.
Гость (мама) : Ребята, я сегодня принесла с собой шкатулку. Предлагаю вам угадать, что в ней находится. (Предположения детей)
Я подскажу вам. (Мама трясет шкатулкой, слышится звон монет). (предположения детей)
Правильно! Внутри шкатулки находятся деньги. (Открывает шкатулку, где лежат деньги).
Я хочу поговорить с вами о деньгах. Присаживайтесь. (Все садятся за круглый стол).
Деньги есть в каждой семье. Они находятся в кошельке у взрослых. Для чего нам нужны деньги? (Ответы детей).
Посмотрите на эту картинку (иллюстрации членов семьи). Здесь изображена семья: папа, мама, бабушка, дедушка, дети. Как вы думаете, чем каждый из них занимается? (папа и мама работают, бабушка и дедушка – пенсионеры, взрослая дочь уже работает, еще одна дочь учится в школе, сын и дочь младшего возраста посещают детский сад).
Взрослые трудятся, работают. За свой труд получают зарплату. Что такое зарплата? (ответы детей) Всё верно, зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц, неделю или за день.
Воспитатель: Кто в этой семье получает зарплату? За что они её получают? ( ответы детей: папа, мама, взрослая дочь)
Гость (мама) : Дети, но ведь в семье есть ещё бабушка и дедушка. Они уже не работают, потому что они пожилые. Но бабушка и дедушка получают пенсию. Что же такое пенсия? Пенсия – это тоже деньги, только пенсию платят пожилым людям, за то, что они проработали много лет.
Воспитатель: Предлагаю вам превратиться на некоторое время в членов этой семьи. Выбирайте картинки-эмблемы, кто кем хочет быть. (предложить эмблемы, объяснить кто из них кем является)
Я раздам вам в руки деньги – это полученная вами зарплата и пенсия.
Гость (мама) : Все члены семьи: папа, мама, бабушка и дедушка складывают деньги вместе. Кладите полученные вами деньги в шкатулку. (Папа и мама, бабушка и дедушка, взрослые дети кладут деньги в шкатулку).
Все деньги, которые положили папа, мама, бабушка и дедушка в шкатулку – это доход.
Дети, все деньги в вашей семье, которые лежат в шкатулке, которыми семья может распоряжаться, называются бюджетом.
Воспитатель: Что такое бюджет? (ответы детей)
Бюджет - все деньги, которые есть в семье.
Гость (мама) :
Для чего семье нужны деньги? Что же теперь мы будем делать с этими деньгами? (ответы детей)
Покупать продукты, одежду, платить за квартиру, садик, проезд. Покупка лекарства, бензина, игрушек и т. д.
Покупаем, берем из кошелька и отдаем деньги – это расход.
Нужно хорошо подумать, куда вы будете расходовать деньги из вашего семейного бюджета.
Воспитатель:
Предлагаю вам поиграть в игру «Что важнее? Потрать деньги с пользой».
Представьте себе, что вы семья и распоряжаетесь семейным бюджетом. Вы решаете, на что потратить деньги.
Ваша задача – договориться между собой, на что вы потратите, куда израсходуете деньги.
Перед вами картинки, обозначающие основные расходы каждой семьи (платежи за коммунальные услуги, покупка продуктов питания, оплата проезда в общественном транспорте, оплата заправки личного автомобиля, покупка игрушек, развлечения, ремонт в квартире, покупка косметики, покупка предметов гигиены и средств для уборки квартиры, покупка лекарств, посещение врача, посещение парикмахерской, покупка книг, газет и журналов, семейный отдых, покупка одежды и обуви).
Вам нужно посмотреть и подумать: какие траты самые важные и необходимые, а какие траты можно оставить на вторую очередь или вообще обойтись без них!
Докажите друг другу, какие траты важнее!
Молодцы! Справились с расходами семейного бюджета! Оказывается, что это не легкая задача!
Гость (мама) : Если разумно расходовать деньги из семейного бюджета, то деньги можно сэкономить. На сэкономленные деньги можно купить игрушки, сладости, ездить в отпуск на море, устраивать семейные праздники?
Читает отрывок стихотворения:
Если денег накопить,
Можно многое купить:
Ездить можно на курорт,
Есть конфеты – первый сорт,
Можно кушать виноград,
Вечеринки для ребят
Можно делать каждый день
(если делать вам не лень)
Так что лучше экономить,
Чтобы все осуществить.
Экономика поможет
Деньги правильно копить.
Воспитатель: - Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (ответы детей)
- Что значит экономить? (ответы детей)
- Вы слышали от родителей такие слова? В каких случаях? (ответы детей)
Экономить – это значит вести хозяйство по правилам, разумно расходовать семейный бюджет!
Я предлагаю вам поиграть и отправиться за покупками в Супермаркет.
Кассиром будет Анастасия Александровна. (Предложить надеть спецодежду)
Ваша семья идет в магазин за покупками. В шкатулке у вас деньги семейного бюджета. Нужно подумать, сколько денег взять с собой в магазин: все или часть денег оставить. Положите в кошелек те деньги, которые вы возьмете с собой в магазин.
Вы пришли в Супермаркет. На витрине выложен товар.
А что это за этикетки? (числовые карточки) (Ответы детей).
Верно, это ценники. Они нужны, чтобы знать, сколько мы отдадим монет за этот товар.
Сколько стоит хлеб?
Сколько стоит молоко?
Что больше стоит? (Ответы детей).
Значит, молоко стоит больше чем хлеб.
А что самое дорогое? (Ответы детей).
Вам нужно купить 2 продукта для всей семьи и игрушку ребенку.
Выберите, что вы купите, чтобы у вас хватило денег.
А кассир - контролер проверит.
Для того, чтобы не получилось, что нечем платить за покупку, надо сначала подсчитать, сколько у вас монет и сколько стоит товар.
Нужно хорошо подумать, что необходимо взять, а что можно заменить другим товаром, и заплатить меньше, чтобы ещё остались деньги, сэкономить.
(дети совершают покупку)
Итог (вопросы для детей) :
Что самое дорогое купили в магазине?
На что не хватило денег?
Можно ли купить, если не хватает денег?
Гость (мама) :
У русского народа есть пословица: БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО.
Чтобы в семейном бюджете деньги были всегда, нужно хорошо зарабатывать и расходовать деньги с умом.
Воспитатель: Конечно это мудрая пословица, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья.
Поблагодарим маму, за то, что она сегодня нашла время прийти к нам и рассказать нам много нового.
Гость (мама) : В подарок вам деньги из общего бюджета для игры в Магазин.