Татьяна Мартынюк
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Осенний листочек подружился со снежинкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание».
НОД направлена на привитие любви к родному краю, развитие творческих способностей детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Все задачи реализуются через игровые ситуации, через художественно-продуктивную деятельность (рисование, через различные виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, слушание, исполнение).
Цель: развитие свободной, творческой личности, формирование познавательной активности, любознательности.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Осенний листочек подружился со снежинкой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Снежинка. Все о снежинках
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание:Уточнить представления о временах года, особенностях жизнедеятельности в осеннее - зимний период.
Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Развивать мышление, расширять представления об окружающем мире.
Задачи:Образовательные: закрепить знания и представления детей о разнообразии природы в осеннее - зимний период; учить передавать в рисунке характер музыки
Развивающие: развивать умение свободного общения с взрослыми и сверстниками; учить отвечать на вопросы, используя точный, выразительный словарь; обогащать словарный запас, развивать логическое мышление и умение сравнивать; усилить эмоциональные ощущения при восприятии природы через музыку и движения.
Воспитательные: воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе родного края; создавать теплое, радостное настроение на занятии; развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.
Методы и приёмы:
-практические: русская народная игра «Яблонька; развивающая игра «Жучок - растеряша»; слушание пьесы Р. Шумана «Май, милый май!»; рисование под музыку снежинок и листочков.
-наглядные: работа с дидактическим пособием «Мир природы», достопримечательностями села, рассматривание карты мира;
-словесные: дидактическая игра «Кто живёт в нашем крае»; игра - упражнение «Кто больше назовет?»; загадки, стихи об осени; беседа, музыкальная сказка о Снежинке и Листочке.
Формы и виды детской деятельности:
Детская деятельность Формы и виды совместной деятельности
Игровая Дидактическая игра «Кто живёт в нашем крае»; игра - упражнение «Кто больше назовет?»; развивающая игра «Жучок - растеряша»
Двигательная Русская народная игра «Яблонька; танцевальная импровизация
Коммуникативная Беседа, вопросы, обсуждение
Познавательная Беседа, проблемно- поисковая
Музыкально- художественная Слушание пьесы Р. Шумана «Май, милый май!»; рисование снежинок и листочков под музыку
Предварительная работа: разучивание игр, песен, чтение художественной литературы о временах года, разучивание русских народных игр.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, развивающая игра
Оформление (наглядность): настенное дидактическое пособие «Мир природы», презентация «Осень».
Программное обеспечение: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе; конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие под редакцией В. Н. Волчковой, Н. В. Степановой
Реализация Федеральных государственных требований:интеграция образовательныхобластей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Здоровье».
Интернет ресурсы: www.doshcolniki.ru; http://talant.spb.ru; http://www.kindereducation.com; http://www.samouchka.com.ua;
http://www.moi-detsad.ru; http://ivalex.ucoz.ru
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Осень», магнитофон, компьютер, настенное дидактическое пособие «Мир природы» развивающая игра «Жучок-растеряша», краски, карандаши, бумага.
Сценарий организации НОД
«Осенний листик подружился со снежинкой»
Вход по музыку. Дети исполняют песню Б. Савельева «Из чего наш мир состоит»
Воспитатель: Ребята, у каждого человека на земле есть место, где он родился и вырос, где прошло его детство и юность. Это место называется Родиной. Наше село Арнаутово постоянно преображается и хорошеет изо дня в день. Повсюду разбиты новые клумбы, чистота и порядок радуют глаз. Люди живут, радуются и песнями прославляют свою землю.
(дети исполняют частушки)
В Арнаутово живём,
Сушки, пряники жуём
Мы частушек много знаем
И сейчас для Вас споём
Воспитатель: А сейчас мы с вами, ребята, посмотрим, как красиво наше село осенью.
Просмотр презентации «Осень» (Приложение №1)
Повязала осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
Игра «Кто больше назовет примет осени?»
Дети стоят по кругу, передают друг другу осенний листок и называют приметы осени, вспоминают песни об осени, за правильные ответы получают листик, после развешивают осенние листочки на дерево. (Настенное дидактическое пособие «Мир природы»).
Воспитатель: Кто-то спрятался под листочком
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки –
Черненькие точки. (Божья коровка)
Воспитатель:
У божьей коровки случилась беда,
Испортилось вмиг настроение, -
Кружочки исчезли – не знает куда,
А как же считать дни рождения?
Не помнит она, сколько лет ей сейчас
И помощи просит, ребятки, у вас.
ИГРА «ЖУЧОК – РАСТЕРЯША» (Приложение № 2)
(Дети работают с ленточками шнуровки на настенном дидактическом
пособии «Мир природы»).
Воспитатель: Ребята, а какие плоды нам приносит осень?
Давайте подарим яблоньке её плоды – спелые яблочки. (Дети развешивают
яблочки на липучках на яблоньку).
Музыкальный руководитель: Поиграем ребята в русскую народную игру «Яблонька». (Приложение № 3).
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на нашу картину. Какие изменения вы видите? Какое время года представлено на картине? Правильно, осень. Давайте внимательно посмотрим, что за гостья к нам пожаловала. Молодцы, это снежинка прилетела. Значит, скоро наступит зима.
Музыкальная сказка о снежинке и листочке (Приложение № 4)
Приближалась поздняя осень. На опушке леса стояло дерево, на котором
остался один - единственный листочек, все его родные братья уже упали на
землю от порывов осеннего ветра. Однажды небо покрылось тяжелыми тучами, и на землю посыпались белые снежинки. Одна из снежинок села на ветку рядом с листочком. Листочек никогда не видел снежинок и был очень удивлен ее красотой. «Ты кто?» — спросил он у нее. «Я — Снежинка. А ты кто?» — «А я Листочек». — «А почему ты один на таком большом дереве?» — «Нас было много, мы появились весной из клейких почек». — «А что такое весна?» — спросила Снежинка. «Весна — это самое прекрасное время года. Мы были молоды, нас ласкал ветерок, а солнце согревало своими лучами». Листочек так увлеченно рассказывал о весне, что Снежинке показалось, что она видит, как раскрываются почки, как тянутся к свету молодые ростки и как всё вокруг наполняется свежими весенними красками.
(Звучит пьеса Р. Шумана «Май, милый май!», дети исполняют
танцевальную импровизацию, передавая в движениях характер
музыкального образа.)
Листочек рассказал о веселых днях лета, о прекрасной золотой поре осени,
когда все деревья надевают яркий, праздничный, но, увы, последний наряд. И
вдруг Листочек сник: он рассказал Снежинке о том, как ему грустно было
прощаться со своими братьями - листочками и как одиноко одному на ветке.
Снежинке стало его очень жаль, и она сказала: «Не грусти. Хочешь - мы
вместе закружимся с тобой, и тебе станет веселей». Порыв ветра подхватил
Снежинку с Листочком и закружил их над опушкой леса.
(Звучит вальс, и дети в парах исполняют танцевальную импровизацию.)
Воспитатель: Ребята чтобы листочек не скучал, мальчики нарисуют ему друзей. Для рисования осенних листочков берем белую бумагу. Ребята, а какими красками вы будете рисовать листики?
Девочки нарисуют снежинки.
Девочки, снежинки какого цвета? Снежинка - белая и бумага - белая, что же делать? А мы возьмем голубую бумагу, а рисовать снежинки будем белым мелом.
Рисование под музыку Листочка и Снежинки (П. И. Чайковский «Декабрь» из цикла «Времена года»).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на свои работы. А теперь давайте подойдём к картине и подарим ей наши работы. (Работа с настенным дидактическим пособием «Мир природы»).
Физкультминутка Дети, читая стихи вместе с воспитателем, показывают, как падает снежок, как улеглись снежинки, как ветер кружит их.
На поляну, на лужок тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, закружился снежок,
Пляшут все пушинки, белые снежинки.
Молодцы ребята все активно работали. Давайте посмотрим, какое время года у нас наступило на картине? Зима. Что вы сегодня узнали интересного?
Что Вам больше понравилось? В какие игры мы сегодня играли? Какую музыку слушали?
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «ЖУЧОК – РАСТЕРЯША»
Цель: развитие внимания и мелкой моторики рук
Воспитатель загадывает детям загадку:
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки –
Черненькие точки. (Божья коровка)
Ребенок, который отгадывает загадку, находит картинку-отгадку на
картине.
Воспитатель:
У божьей коровки случилась беда,
Испортилось вмиг настроение, -
Кружочки исчезли – не знает куда,
А как же считать дни рождения?
Не помнит она, сколько лет ей сейчас
И помощи просит, ребятки, у вас.
(дети работают с ленточками шнуровки на настенном дидактическом
пособии «Мир природы»).
Вы пятнышки эти скорей отыщите,
На спинку кружочки шнурком прикрепите.
Потом на глаза ей очки надевайте,
Смотрите, покрепче шнурком прикрепляйте.
Чтоб видела божья коровка опять,
Свой возраст по точкам могла сосчитать.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Яблонька
(русская народная игра с пением и хороводом).
Дети образуют круг, в середине круга ребёнок – «яблонька». Дети идут по кругу и поют:
Вырастала яблонька такой вышины, (дети, взявшись за руки, поднимают
руки вверх)
Распускалась яблонька такой ширины, (дети, взявшись за руки, разводят
руки в стороны)
А мы нашу яблоньку будем трясти, («трясут» яблоньку)
Чтобы сладки яблочки с собой унести.
Вырастала яблонька такой вышины, (дети, взявшись за руки, поднимают
руки вверх).
Распускалась яблонька такой ширины, (дети, взявшись за руки, разводят
руки в стороны).
А мы нашу яблоньку будем щипать, («щипают» яблоньку).
А потом от яблоньки будем убегать.
В конце песни дети разбегаются, а «яблонька» ловит одного из детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Музыкальная сказка о снежинке и листочке
Оборудование: настенное дидактическое пособие «Мир природы» (осень,
магнитофон.
Цель: развивать музыкальные способности детей, умение слушать музыку,
активизировать воображение и творческие способности дошкольников.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на нашу картину. Какие
изменения вы видите? Какое время года представлено на картине? Правильно, осень.
Приближалась поздняя осень. На опушке леса стояло дерево, на котором
остался один - единственный листочек, все его родные братья уже упали на
землю от порывов осеннего ветра. Однажды небо покрылось тяжелыми тучами,
и на землю посыпались белые снежинки.
Одна из снежинок села на ветку рядом с листочком. Листочек никогда не
видел снежинок и был очень удивлен ее красотой. «Ты кто?» — спросил он у
нее. «Я — Снежинка. А ты кто?» — «А я Листочек». — «А почему ты один на
таком большом дереве?» — «Нас было много, мы появились весной из клейких
почек». — «А что такое весна?» — спросила Снежинка. «Весна — это самое
прекрасное время года. Мы были молоды, нас ласкал ветерок, а солнце
согревало своими лучами». Листочек так увлеченно рассказывал о весне, что
Снежинке показалось, что она видит, как раскрываются почки, как тянутся к
свету молодые ростки и как всё вокруг наполняется свежими весенними
красками.
(Звучит пьеса Р. Шумана «Май, милый май!», дети исполняют
танцевальную импровизацию, передавая в движениях характер
музыкального образа.)
Листочек рассказал о веселых днях лета, о прекрасной золотой поре осени,
когда все деревья надевают яркий, праздничный, но, увы, последний наряд. И
вдруг Листочек сник: он рассказал Снежинке о том, как ему грустно было
прощаться со своими братьями - листочками и как одиноко одному на ветке.
Снежинке стало его очень жаль, и она сказала: «Не грусти. Хочешь - мы
вместе закружимся с тобой, и тебе станет веселей». Порыв ветра подхватил
Снежинку с Листочком и закружил их над опушкой леса.
(Звучит вальс, и дети в парах исполняют танцевальную импровизацию.)
Дети рисуют танец Листочка и Снежинки, слушая музыкальные
произведения, звучавшие в сказке.