Березикова Наталья Борисовна
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Для чего нужен нос»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: познакомить детей с важным органом чувств - носом.
ЗАДАЧИ:
- дать понятия об основных функциях носа (очищение, согревание воздуха, улавливатель запаха);
- закрепить правила гигиены и ухода за носом;
- учить определять по запаху продукты питания;
- воспитывать желание заботиться о своём здоровье.
Предварительная работа: беседы о здоровье и необходимости его беречь, частях тела, их функциях.
Оборудование: мультимедийное устройство, рисунок человека.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Для чего нужен нос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Слайды: пылесос, духи, печка. Тарелки с запахами, два листа картона для опытов. Музыка для проведения релаксации.
Ход ЗАНЯТИЯ
1 часть. Мотивационный компонент:
Дети все стоят в кругу (психологическая гимнастика)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
- Доброе утро!
2 часть. Основная часть:
Ребята, посмотрите внимательно вокруг, ничего нового не замечаете?
(находят рисунок человека без носа)
Посмотрите дети на рисунок человека, всё ли у него в порядке?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что с ним не так?
Дети: У человека нет носа.
Воспитатель: Ну и что, что нет носа! Разве он очень нужен человеку? Может и без него можно жить? Может он вовсе не нужен.
Дети: Нужен.
Воспитатель: Зачем нужен нос человеку?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: А разве без носа дышать нельзя?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы так думаете. Ну-ка попробуем подышать без носа. Зажмем наши носики и попробуем подышать. Ну, получается дышать?
Дети: Нет
Воспитатель: Действительно, без носа мы с вами дышать не сможем! Значит первая функция нашего носа дыхание.
Воспитатель: Ребята, а я слышала, что наши носики можно назвать пылесосами?
(картинка пылесоса) А вы знаете почему?
Дети: Нет.
Воспитатель: Кто знает, для чего нужен пылесос?
Дети: Делать уборку.
Воспитатель: Да, с помощью пылесоса мы собираем пыль и грязь. Вот и наши носы так же, как пылесосы, собирают пыль, микробы. А как это происходит, я покажу. И мы вместе с вами это докажем.
Воспитатель: У каждого на столе лежит 2 картона, поверхность одного картона мы намажем кремом, так как стенки нашего носа покрывает слизистая оболочка. А другой картон чистый (посыпаем сверху на оба картона сухой песок, переворачиваем) Вот, посмотрите, что изменилось с картоном, который намазанный кремом.
Дети: К нему прилип песок.
Воспитатель: а к другому картону песок прилип?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так вот и в наших носах происходит тоже самое, вся пыль и микробы прилипают к слизи, которая находится в наших носах. Вот поэтому, наши носики называют маленькими пылесосами, так как они задерживают попавшую туда из воздуха пыль. Если же в нос попала всё - таки соринка, она раздражает слизистую оболочку, и начинает щекотать в носу. А как вы думаете, что мы делаем, если у нас щекочет в носу?
Дети: Чихаем.
Воспитатель: Правильно. С помощью чихания, мы освобождаем наш нос от соринки.
Минутка отдыха. (Физкультминутка).
Бегал носик по песочку,
По речному бережку,
Ветер мимо пролетал,
Пылью носик щекотал
Щекотушки,
Щекотушки,
Щекотушки,
Щекотушечки
«Апчхи»
Воспитатель: А еще наш нос называют печкой. (картинка с изображением печки)
Как вы думаете, почему наши носы сравнивают с печкой?
Зачем в доме печь?
Дети: Чтобы в доме было тепло.
Воспитатель: Зачем согревать воздух?
Дети: Чтобы было тепло!
Воспитатель: Когда воздух проходит через нос, он согревается и поступает в легкие теплый, чтобы человек не заболел. А теперь послушайте, какое стихотворение приготовила для нас Саша. Называется «Мой замечательный нос»
Я ничего не знаю,
И вдруг мне мой нос говорит:
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит.
Я ничего не знаю,
Это нос доложил.
Кто-то купил апельсины
И вон туда положил!
Воспитатель: Каким еще свойством обладает нос человека?
Дети: Запах.
Воспитатель: Значит следующая функция носа какая?
Дети: Чувствовать запахи. (Картинка духов)
Воспитатель: Где ещё встречаются запахи?
Воспитатель: Вот сейчас я и проверю ваши носы, умеют ли они у вас определять запахи. Есть у меня волшебные тарелочки с запахами. Давайте подойдем к столам.
(дети и воспитатель подходят к столам. На столах лежат тарелки с ароматами: апельсина, духов, огурца, лука, чеснока.)
Перед вами тарелки, на которых лежат предметы. Сейчас мы узнаем, как они пахнут. (дети определяют запах и рассказывают, что у каждого в тарелке.)
Воспитатель: Теперь мы точно знаем, что нос помогает нам различать запахи и узнавать их. Вот, какой нос полезный: дышит, согревает воздух, очищает воздух от микробов и мелких соринок, чувствует запахи.
А теперь давайте немного поиграем.
Дыхательная гимнастика с элементами релаксации
«Шарик»
(звучит музыка, воспитатель говорит и показывает.)
Воспитатель. Представьте себе, что нам подарили воздушные шары. Они очень красивые, но слишком маленькие. Давайте надуем их.
(дети вдыхают носом, а выдыхают ртом 3-4 раза.)
Наш шарик надулся и стал большим. Давайте покружимся с ним. Шарик очень легкий. Он поднялся в воздух и ветер стал играть с ним, обдувать его. Вот так.
(дети дуют на шарик и качают руками над головой.)
Ветер гладит шарик, ласкает его (гладят себя по рукам, животу) и приглашает вас отправиться в путешествие. Давайте отпустим шарики в воздух и помашем им рукой. До свидания, шарики.
Давайте вернемся на стулья и продолжим разговор.
Воспитатель: Дети, у нашего человечка нет носа. Он не может чувствовать те запахи, которые мы с вами чувствуем, и дышать он не может. Как нам помочь ему?
Дети: Нарисовать.
Воспитатель: Арина, дорисуй носик. Дети, давайте покажем человечку массаж для носика, чтоб он лучше дышал и не болел.
Массаж «Улитка»
От крылечка до калитки
Три часа ползли улитки,
Три часа ползли подружки
На себе таща избушки.
Воспитатель: Молодцы ребята!
3 часть. Рефлексия:
Расскажите, что нового узнали на занятии?
Что мы с вами усвоили о здоровье?
Вы меня очень порадовали, были внимательными, играли, проводили опыты. Спасибо.