Татьяна Агеева
Конспект НОД с детьми подготовительной группы «По тропинкам Урала»
Конспект НОД с детьми подготовительной группы :
«По тропинкам Урала»
Программное содержание:
1. Расширять представления детей об Урале (традициях, обычаях, фольклоре, народных промыслах).
2. Закреплять представления детей об историческом прошлом Южного Урала.
3. Освоение разных видов изобразительной деятельности, приобщение к искусству Урала.
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной группы „По тропинкам Урала“» размещена в разделах
4. Формировать чувства любви к своему родному краю, гордость за умельцев-мастеров через творчество П. П. Бажова.
Интеграция областей:
«Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Материал:
Глобус, карта России, расписной сундучок, портрет П. П. Бажова, карта маршрута, красочная книга со сказами П. П. Бажова, картинки с изображением Каслинского литья.
Музыкальный ряд:
Минусовка народной песни: «Уральский хоровод».
Ход занятия:
Орг. момент: Воспитатель вносит в группу расписной сундучок, в котором находятся портрет П. П. Бажова, книга с его сказами и карта маршрута.
В. : Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие. Но прежде, чем мы отправимся в путь, ответьте на несколько вопросов:
- В каком городе мы живем? (В Челябинске).
- Как называется наш край? (Южный Урал).
- Что значит слово Урал? («Земля золотая»).
- Какой цвет нашего края преобладает на карте? Почему? (Зеленый, потому что много лесов).
- Почему Урал еще называют голубым? (Много озёр, рек).
- Какие озёра вы знаете?
Воспитатель достаёт из сундучка портрет.
В. : - Чей это портрет?
- Кем был этот человек?
- Чем занимался?
- Где он родился и жил?
- Правильно, это портрет великого уральского писателя Павла Петровича Бажова, который родился и жил на Урале и писал сказы.
- Какие сказы П. П. Бажова вы знаете?
- Почему они называются сказы? (Отличие от народных сказок).
В. : Около 50 сказов были объединены в книгу «Малахитовая шкатулка» (показ книги). Во время Великой Отечественной войны заслуги П. П. Бажова были высоко оценены – ему присудили государственную премию за «Сказы о немцах». Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по тропинкам нашего голубого Урала к герою сказов Бажова, а поможет нам в этом (достается из сундука карта маршрута…
- Что это? Для чего?
Дети с воспитателем рассматривают карту.
1 тропинка – «Сложи слово из букв».
«Слово» : Х, О, З, Я, Й, К, А.
- Сколько в этом слове букв?
- Сколько в этом сове слогов?
- О какой хозяйке идёт речь?
В. : Правильно, ребята, мы идем в гости к хозяйке Медной горы.
2 тропинка – «Иллюстрации».
Выбрать из предложенных иллюстраций иллюстрации, подходящие к сказам Бажова. Назвать сказы.
3 тропинка – «Одежда».
Выбрать характерные предметы одежды для героев сказов Бажова (для Урала).
4 тропинка – «Гора».
Необычная гора (расчерчена на геометрические фигуры и украшена различными бумами с камнями, рядом каменный цветок).
В. : - Чем эта гора необычна?
- Из каких геометрических фигур состоит?
- Сколько их?
- Как вы думаете, как называется эта гора? (Если идем в гости к Хозяйке Медной горы, какое название горы) («Змеиная горка»)
Звучит музыка и появляется Хозяйка Медной горы.
Х. : - Ребята, вы правильно прошли по моим тропинкам. Рассказ Хозяйки о камнях, драгоценностях, различных украшениях, своих мастерах «под землёй», о Даниле-мастере.
В. : У нас, на Южном Урале, есть свои мастера. Работают они в городе Касли и называют их «Каслинские мастера». В нашей группе есть предметы художественного литья. И наши ребята, по-своему, тоже мастера. Они умеют расписывать различные предметы и вырезать узоры, не хуже Каслинских мастеров.
Работа по подгруппам :
1. Роспись различных предметов, вырезанных из бумаги (шкатулка, рубаха, кокошник, сарафан).
2. Вырезывание из бумаги узоров с элементами Каслинского литья.
В. : - А ты знаешь, Хозяйка, красота нашего края увековечена и в музыке. А наши дети не только отличные мастера, но и певцы. (Дети поют народную песню «Уральский хоровод»).
Х. : - Как вы замечательно поёте, Но, к сожалению, нам пора прощаться. А на прощание я хотела бы сделать вам небольшой подарок (детям дарится малахитовая шкатулка).
В. : - Спасибо большое, Хозяйка. Нам тоже пора возвращаться в группу, и мы удовольствием будем вспоминать нашу встречу и рассматривать твой подарок.