Людмила Полюхова
Конспект НОД «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Русская матрёшка
Цель занятия:
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;
Задачи:
Познакомить детей с историей матрёшки.
Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.
Развивать интерес детей к народному творчеству.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Воспитывать любовь к народному искусству.
Публикация «Конспект НОД „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Интеграция: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».
Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам.
Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение. Учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы: круг, овал; закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем.
Познание: продолжить знакомить детей с матрёшкой; закрепить представление о цветовой гамме.
Коммуникация: расширять словарный запас.
Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Словарная работа: Расписная, сарафан, фартук, кофта, мастер, художник.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций.
Оборудование: мультимедиа для показа презентации «Русская матрёшка», деревянная игрушка матрешка (4-5 шт., силуэт матрешки, гуашь, цветная бумага, клей, кисти.
Ход занятия:
Сказочница: Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Сказочница: Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка:
Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …. Матрёшка. (1 слайд)
Сказочница: Ребята, а кто знает стихи про матрёшку?
1 ребёнок
Матрёшка на окошке В ярком сарафане, И вся семья в матрёшке Как в доме деревянном.
2 ребё нок:
Очень любят все матрёшки Разноцветные одё жки: Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво.
3 ребё нок:
Они игрушки знатные, Складные и ладные. Матрёшки всюду славятся Они нам очень нравятся.
Сказочница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. (2 слайд) Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. (3 слайд). Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Фигурки матрёшек вытачивают мужчины. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. (4 слайд) А расписывают фигурки женщины. Обычно, рядом с матерями рисуют и их дочери. Расписываются матрёшки акварельными и гуашевыми красками. Любимый узор – большие розово-малиновые цветы шиповника. Губки бантиком, румянец на щечках, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса. Заключительный этап – матрёшка покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовому сувениру. (5 слайд) И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрёшками. Сказочница: (6 слайд) Я из тихого зеленого городка Семенова.
В гости к вам пришла букет цветов садовых
Розовых, бордовых в подарок принесла. В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки? (Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья). Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами. Сказочница: (7 слайд) Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными. Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из-под платка обязательно видны кудри. Сказочница: (8 слайд) Я из Сергиева Посада встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Сказочница: Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.
(9-14 слайд). Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и
платочке. Эта игрушка особенная (15 слайд). Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.
(Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе).
Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два — Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.
Сказочница: Ребята, сколько у нас матрешек на столе? (Пять матрешек).
Сказочница: Молодцы. А какие матрешки? (Красивые, разные по росту, большие и маленькие).
Сказочница: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? (Сарафан, платок, фартук, бусы). Сказочница: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Ах, матрёшечка – матрёшка. Хороша не рассказать! Очень любят с тобой детки В детском садике играть! Давайте мы с вами поиграем с ними. (Игра с матрёшками)
Сказочница: Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку (16 слайд)
Как вы думаете, почему она грустная? (она одна).
Сказочница: У неё нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Кто – то будет расписывать фигурки матрешек, а кто – то изготавливать аппликацию. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек). Ну, что ж, друзья, за работу.
(Дети садятся за столы)
Сказочница: Но прежде чем приступить к работе, нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика “ИГРУШКИ”
На большом диване в ряд, (попеременно хлопают в ладоши и
Куклы Катины сидят: стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате (попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками)
(Дети работают в группах)
Сказочница: Молодцы, какие замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу? (я думал, какие искусные мастера были в давние времена; эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем; я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину).
Сказочница: (говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Сказочница: Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свидания!