Ольга Польская
Конспект НОД «Россия-Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Россия-Родина моя».
Представленный конспект рекомендуется к использованию в работе с детьми 5-7 лет.
Тема недели: «Родина моя – Россия».
Возрастная категория: старший дошкольный возраст.
Время проведения: февраль 2015 года.
Цель: уточнить знания детей о государственных и неофициальных символах России и г. Самары.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Россия-Родина моя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
1. Развивающие: развитие творческих способностей детей, образных движений, посредством игры (игры, песни, высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, музыка, коммуникация, физическая культура).
2. Образовательные: расширить представления детей о символах России и «неофициальных символах России» (социализация, увеличить словарный запас, совершенствовать лексико-грамматический строй речи (познание). Познакомить детей с флагом, гербом и гимном г. Самары, учить сравнивать, обобщать и делать выводы.
3. Воспитательные: повышать интерес к русскому народному творчеству, декоративно-прикладному искусству (познание); воспитывать навык свободного общения в процессе продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности (коммуникация, художественное творчество).
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество, музыка, коммуникация, физическая культура.
Оборудование и материалы: проектор, слайды с видами России, коробка с сюрпризом, разрезные пазлы с изображением флага, герба России, картинки с изображением флага и герба г. Самара.
Предварительная работа: слушание и разучивание песен, стихотворения З. Александровой «Родина», знакомство детей с предметами народно-прикладного искусства России.
Взаимодействие воспитателя с родителями: анкетирование «Что мы знаем о родной стране?», консультирование о знакомстве детей с символикой РФ, стендовая информация, изготовление с детьми символов России способом аппликации и рисования, рубрика «Почитайте детям» (список произведений о Родине в родительском уголке).
Ход образовательной деятельности:
1. Мотивация. Дети входят в зал. Приветствие. Звучит музыка. (2 команды «Добрые молодцы» и «Красные девицы» в национальных костюмах народов Поволжья). Девиз: «Один за всех и все за одного».
Воспитатель: предлагает определить о чём поётся в этой песне (О Москве, России). Россия – великая и прекрасная страна! Мы с вами живём в ней и называют нас россиянами. И этим нужно гордиться! Обращает внимание детей на красивую коробочку и предлагает всем посмотреть ее содержимое. Внутри дети находят пазлы - символы России (герб, флаг, дети собирают их).
2. Сообщение темы. Игра-викторина: «О чём рассказал символ?»
Воспитатель: ребята, вспомните, какие три отличительных знака – три символа есть у любой страны, в том числе и у России? (герб, флаг, гимн). Какие символы у вас получились? (герб, флаг). Назовите третий (гимн). Всё это государственные символы России, нашей Родины. Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное. Я предлагаю вам сегодня совершить небольшое виртуальное путешествие по бескрайним просторам нашей родной страны – России. (Дети рассаживаются на ковре).
Чтение стихотворения «Родина» З. А. Александровой, сопровождающееся демонстрацией слайдов (дети читают стихи).
Вспомним пословицы о Родине: «Родина любимая, что мать родная»,
«Всякому мила родная сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»,
«Человек без Родины - что соловей без песни».
Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Воспитатель: «В какой стране мы живём»? (Наша Родина Россия) Игра: «Какая наша Родина?» (Великая, могучая, многонациональная, красива)
Нет на свете Родины красивей
Вот она по имени Россия
От морей простёрлась до морей.
Воспитатель: Какой город мы называем столицей нашей Родины? (Город Москва – столица нашей Родины). Как называется наш родной город? (Наш город называется Самара).
3. Работа по теме. В Москве работают президент страны, правительство России, государственная дума. Все страны мира, все государства и города имеют свои гербы, флаги и гимны.
Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим и сравним герб России и герб Самары.
Дети: Герб России.
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он - России дух свободный.
Герб- это эмблема, символ власти нашей страны. На нем изображён двуглавый орёл с тремя коронами. В одной лапе у него скипетр (оружие с драгоценными камнями, в другой держава (страна). На груди орла, в красном щите – всадник в сине плаще на серебряно коне, поражающий копьё дракона. Это говорит о том, что Родина защищает нас.
Герб г. Самара.
Воспитатель: Чем отличается герб Самары от герба России?
Дети. На гербе Самары изображена серебряная дикая коза с золотыми рогами, помещённая на щит лазоревого цвета. Щит увенчан императорской короной и окружён золотыми дубовыми ветвями, обвитыми Андреевской лентой. Воспитатель. Давайте рассмотрим флаг России. Какого цвета полосы Российского флага?
Дети: Флаг России.
Флаг России имеет три цвета (триколор)
Белый цвет - берёзка
Синий - неба цвет
Красная полоска- солнечный рассвет.
Воспитатель: Из глубины веков пришёл в наши дни Российский государственный флаг. Он бело – синего – красного цвета. Символизирует нашу Родину с её очень непростой судьбой, которую во все времена приходилось защищать (разные варианты трактовки).С чем можно сравнить белый цвет, синий, красный?
Дети: Белый – белый конь.
Синий - синий плащ.
Красный – поле боя.
Под Российским флагом ведутся переговоры с другими государствами, соревнуются спортсмены, плавают морские суда.
Воспитатель: Флаг г. Самара.
Что общего, какие отличия у флага Самары?
Дети: Флаг г. Самара имеет три цвета. В середине флага изображён Самарский герб – дикая коза с золотыми рогами на лазоревом щите. Щит увенчан короной и окружён дубовыми ветвями
Гимн России.
Воспитатель: О чём поётся в гимне России?
Дети: Это торжественная песня, славящая Родину. При исполнении гимна, люди встают и слушают стоя, с гордостью за свою Родину – Россию.
Воспитатель: Государственный гимн исполняют в особых случаях, например при награждении победителей соревнований, во время парада, в День Победы 9 мая, по радио в 6 часов утра. Создателями гимна являются композитор А. В. Александров и поэт С. В. Михалков.
Дети: Гимн славит Родины просторы,
Гимн славит мой родной народ,
Поля, леса, моря и горы.
Гимн нас к свершениям зовёт!
Звучит гимн России (дети слушают стоя).
У нашего города тоже есть гимн, прославляющий город Самара.
Воспитатель: Живут в России разные, народы с давних пор
Дети: Одним - тайга по нраву
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один - черкеску носит
Другой - надел халат.
Один- рыбак с рожденья
Другой оленевод.
Один- кумыс готовит
Другой готовит мед.
Одним милее осень
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна!
Воспитатель: Как повезло тебе и мне
Мы родились в такой стране
Где люди все одна семья
Куда не глянь – кругом друзья. (Я. Аким)
Назовите люди, каких национальностей живут в Самарской области?
Дети: русские, татары, мордва, чуваши, чукчи, башкиры, марийцы и другие (показ костюмов). Более 60 национальностей.
- Каких только народов нет в Поволжье! А живут они все дружно. Об этом говорят пословицы:
«Один за всех и все за одного»
«Новых друзей наживай, а старых не забывай»
«Сам погибай, а товарищей выручай»
«Не имей сто рублей - а имей сто друзей»
Подвижные и народные игры дружбы:
«Ручеек», «Карусель».
Воспитатель: для многих людей Россия славится широкими просторами, голубыми васильками, белоствольными березками, мудрыми сказками, разудалыми песнями – это тоже символы нашей Родины. Показ слайдов с изображением неофициальных символов России (берез, березовых рощ, самовара, русской тройки и т. д.) Мультимидийная игра: «Угадай символы России».
Воспитатель: Хорошо повеселились. Но наше путешествие подходит к концу. А чтобы оно надолго запомнилось нам, я предлагаю вам показать композиции, в которой останутся те самые символы, напоминающие нам о Родине России.
(Дети совместно с педагогом создают композицию с использованием заготовок, сделанных совместно с родителями).
Итог викторины:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
Звучит музыка, детей награждают медалями. («Самый веселый», «Самый активный», «Самый находчивый» и т. д.)
Литература:
1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России». Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа)-М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. -М. :АРКТИ,2007.
3. Логинова Л. В. Что герб нам рассказать (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию) -М. :
4. «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
5. Т. А. Шорыгина «Наша Родина Россия». Издательство «Сфера» 2012
6. Е. К. Ривина «Герб и флаг России» Издательство «Аркти» 2014
7. В. В. Шнырёв «Атлас Самарской области» Роскартография 2010