Ирина Сеньковская
Конспект НОД «Россия — наш дом родной» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
«Россия – наш дом родной»
Задачи:
Углублять и уточнять представления о Родине — России, как многонациональной стране: познакомить с географическим расположением России. Продолжать формировать умение находить на карте столицу и родной город. Закреплять названия национальностей народов, населяющих Россию. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Закреплять знания о государственных символах: герб, флаг, гимн.
Публикация «Конспект НОД „Россия — наш дом родной“ для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР)» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать умение отгадывать кроссворды, загадки. Развивать умение выразительно читать стихи. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии песни о Родине. Развивать творческие способности в рисовании.
Воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине – России, к родному городу Сарову. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям (П. Р, С-К, Р. Р, Х-Э.).
Словарная работа: многонациональная страна, россияне, Русь.
Оборудование и материал: персонаж – Почемучка, кроссворд, географическая карта, портрет президента, иллюстрации с изображением символики разных стран (герб, флаг, магнитная доска, полоски цветной бумаги: белая, синяя, красная; разрезная картинка – флаг России, иллюстрации народов в национальных костюмах (татары, чуваши, мордва, марийцы и др., аудиозапись гимна, песни «Моя Россия», карандаши, фломастеры, восковые мелки, бумага; угощение.
Предварительная работа: экскурсии, целевые прогулки по городу, наблюдения за берёзой, рассматривание альбомов «Народные костюмы»; беседа «Что мы знаем о нашей стране», д/и «Народы России», «Кто больше назовёт», «Скажи по – другому»», «Доскажи пословицу», подвижные игры «Хлопушки» (татарская, «Круговой» (мордовская, «Горелки» (русская, загадки о Родине, чтение С. Баруздин «Страна, где мы живём», С. Михалков «Моя улица».
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гость - Почемучка:
Почемучка (воспитатель от лица почемучки) : Здравствуйте, ребята! В журнале я увидел кроссворд. Если его разгадать, то можно узнать, какое слово здесь спряталось. Я думал – думал и не смог отгадать, помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: Поможем Почемучке разгадать кроссворд! (Да)
Разгадывание кроссворда
1. Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Березка)
2. Самая известная река в России (Волга)
3. В летний зной хорошо напиться из него водицы (Родник)
4. Самые маленькие в семье (Дети)
5. Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (Солнце)
6. Самое дорогое и первое слово, которое вы произнесли. (Мама)
Почемучка: Какое слово спряталось? (вместе читают РОДИНА)
Почемучка: А что такое Родина?
Воспитатель: Ребята, объясните Почемучке, что такое Родина? А ты, Почемучка, садись поудобнее, да слушай внимательно.
Дети рассказывают, дополняя друг друга, как понимают значение этого слова: (Родина – значит родная, как мама и папа. Родина – страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна).
Воспитатель: Ребята, а ведь о Родине можно рассказать и стихами!
Дети читают стихотворение «Что мы Родиной зовём?» В. Степанов
Почемучка: Спасибо, ребята теперь я знаю, что такое Родина.
Почемучка: А что это за картина? (показывает на карту). Дети исправляют Почемучку: Это не картина – это карта.
Воспитатель: Посмотрите на карту нашей Родины! Зелёный цвет – это (леса, коричневый цвет – (горы, синие ниточки – (реки, а синие пятна – (озёра). На севере – (Ледовитый океан, на юге – (Чёрное море, на западе – (Балтийское море, а на востоке – (Тихий океан). Как много точек по всей карте – это (города) Какие города знаете? (Дети называют)
Воспитатель: Наша Родина – (Россия). Как называют людей, которые живут в России? (россияне). Столица нашей Родины – (Москва, находят на карте). Как прекрасна наша большая Родина – Россия! А как называется малая родина?
Дети: Саров (находим на карте).
Почемучка: Ребята, почему город Саров, вы называете малая родина?
Дети: Мы называем наш город малой родиной, потому что мы здесь родились.
Воспитатель: (показывает портрет президента) Ребята, кто это?
Дети: Это президент.
Воспитатель: Как его зовут?
Дети: Владимир Владимирович Путин.
Почемучка: А где работает президент?
Дети: В Москве.
Почемучка: А что ещё вы знаете о России?
Воспитатель: Мы знаем государственные символы России, ребята назовите их.
Дети: Гимн, герб, флаг.
Почемучка: Ой, ребята, расскажите, что эти символы означают?
Дети рассказывают о гимне, гербе, флаге. Воспитатель при затруднениях помогает.
Дети: Гимн – это главная торжественная песня посвящённая Родине.
Воспитатель: Когда исполняется гимн?
(если дети затрудняются, пояснить: гимн исполняется в особо торжественных случаях: во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований, слушать его надо стоя, проявлять уважение, мужчины и мальчики снимают головные уборы)
Прослушивание записи государственного гимна России (части) - дети и взрослые встают.
Воспитатель: Почемучка мы очень любим играть, поиграешь с нами?
Почемучка: С удовольствием!
Игра «Узнай наш флаг».
Воспитатель: Ребята, найдите флаг России среди флагов разных стран.
- Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, автомобилях, жилых домах в дни государственных праздников.) Белый цвет обозначает чистоту и мир, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь.
Почемучка: Ребята, я теперь знаю российский флаг и даже могу его выложить из цветной бумаги. (Почемучка выкладывает на магнитной доске флаг, ошибается (путает места расположения цветных полос). Дети замечают ошибку, исправляют).
Игра «Узнай наш герб».
Воспитатель: Найдите российский герб. (Дети находят герб России среди гербов разных стран).
- Что изображено на гербе России? (Золотой двуглавый орел, всадник, побеждающий змея. Двуглавый орел означает солнце, всадник - победу добра над злом).
Почемучка: Ребята, помогите мне, пожалуйста, составить картинку. (Дети все вместе составляют разрезную картинку с изображением российского герба).
Почемучка: А где можно увидеть изображение герба России?
Варианты ответов
Воспитатель дополняет и показывает: на монетах, документах.
Почемучка: Молодцы, ребята, интересно рассказали о символах страны. Зачем стране нужны герб и флаг?
Варианты ответов.
Воспитатель обобщает: Герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком.
Воспитатель: Как вы думаете, много ли людей разных национальностей в России?
Варианты ответов.
Воспитатель читает стихотворение Л. Мартьянова «Народы России»
Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты –
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
( Дети рассматривают иллюстрации и называют национальности: русские, мордва, татары, чуваши, и т. п. и приходят к выводу, что Россия – многонациональная страна).
Почемучка: А чем народы отличаются друг от друга?
Варианты ответов детей
Воспитатель обобщает: Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.
Физкультминутка «Березонька» :
(Все движения выполняются плавно)
Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх,
Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)
Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх,
Посреди долинушки (опустить руки).
На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх,
Листья зеленые (опустить руки).
Трава шелковая (движение руками вправо – влево).
Вокруг тебя, березонька (поднять туловище,
Девицы красные (движение головой вправо – влево)
Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).
Воспитатель: О нашей стране написано много стихов и песен. Ребята, предложим Почемучке, послушать песню «Моя Россия»!
Дети предлагают.
Слушание песни «Моя Россия» Г. Струве, Н. Соловьёвой
Воспитатель: О чем рассказала вам эта песня?
Дети: Песня рассказала о том, что наша родина – Россия очень красивая и дружная страна.
- Она очень похожа на меня и маму.
- Россия – это белые березы, утренние росы, радуга цветная.
- Россия всех теплом согреет.
- Россия наша – это мы с друзьями
Воспитатель: Какое настроение подарила вам эта песня?
Дети: Настроение радости, счастья, гордости за нашу Родину.
Почемучка: Почему возникло такое настроение?
Дети: Потому что мы радуемся всему, что окружает нас: друзьям, ветру, солнцу, ливню, радуге, берёзам.
- Потому что мелодия нежная, плавная.
Воспитатель: Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины.
Почемучка: Ребята, а хотите нарисовать этот символ?
Дети: Да! (выбирают материал и рисуют разные берёзы)
По окончании любуются берёзами, отмечают интересные решения, предлагают подарить Почемучке и детям младшей группы.
Воспитатель: Что было для вас самым интересным? О чем бы вы хотели рассказать родителям?
Почемучка благодарит детей и угощает баранками.