Елена Дмитриева
Конспект НОД «Родной свой край люби и знай» по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид Интегрированное
Тип Познавательное развитие
Группа Подготовительная к школе
Форма проведения Подгрупповая
ФГОС Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «речевое развитие»
Тема «Родной свой край люби и знай»
Цель Развитие познавательно – исследовательской деятельности
Задачи
Публикация «Конспект НОД „Родной свой край люби и знай“ по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Образовательные:
Закреплять и систематизировать знания детей о родном крае, особенностях природы, людях, расположении зданий, транспорте;
Продолжать учить составлять интеллект – карту;
Закрепить знания о видах труда и отдыха людей, их значении для человека и общества.
Отрабатывать умение определять геометрическую форму окружающих предметов и их частей;
Развивающие:
Развивать познавательные интересы детей;
Развивать логическое мышление;
Способствовать развитию пространственной ориентировки;
Развивать умение работать с картой, схемой;
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Здоровьесберегающие:
Следить за осанкой во время работы за столами;
Формировать представления о здоровом образе жизни.
Словарь Любознайки, карта, значок, стрелка, группа предметов, обобщающие слова (растения, животные, насекомые, птицы, рыбы, звери, деревья, ягоды, цветы, овощи, родной край, бежанчане,
Оборудование
Демонстрационный материал:
лист ватмана; стрелки и значки на магнитах; шкатулка с картинками, изображающими природные богатства (вода, воздух, почва, лес); макет посёлка; человечек; мяч; ширма, кукла Весёлый ветер; вентилятор;
Раздаточный материал:
схемы машин с наборами геометрических фигур для их плоскостного моделирования (разные для каждого ребёнка)
Ход НОД
Воспитатель:
- Сегодня нам в группу пришло приглашение, которое адресовано любознайкам. Как вы думаете, для кого оно?
- Правильно, мы с вами – «Любознайки». А кто такие любознайки? Да, это те, кто любят знания, и хотят всё знать.
Дети произносят девиз клуба:
- Сто вопросов «почему»,
Не решить их одному!
- Любознайки не скучают,
На вопросы отвечают!
- Вместе смело к победе шагаем
И на вопросы ответы узнаем!
Воспитатель:
- Давайте узнаем, что же в приглашении? (открывает и читает)
«Дорогие любознайки! Поздравляю вас с наступлением первых тёплых деньков. Приглашаю в путешествие по родному краю. Весна»
- Какое замечательное приглашение прислала нам Весна, я тоже хотела пригласить вас в путешествие, вы согласны? Что нам может пригодиться в пути? (дети перечисляют нужные предметы)
- Молодцы! Я уже приготовила для нашего путешествия карту Бежаницкого района… (оборачивается к доске и «обнаруживает», что карта исчезла).
- Ой, куда же делась карта? Как же нам теперь путешествовать?
(выслушивает высказывания детей).
- А давайте попробуем сами сделать карту, да такую необычную, чтобы любой, кто на неё посмотрит, сразу смог всё узнать про наш Бежаницкий район и посёлок Бежаницы (дети вспоминают, что они уже составляли сами карты). У нас есть бумага (помещает на доске лист ватмана, в середину которого размещает фигуру со словом «Бежаницы» и гербом Бежаницкого района, стрелки и значки…Ой, значки тоже куда-то исчезли! Да кто же это нам так вредит!
в это время в комнате начинает дуть ветер, на ширме появляется Весёлый ветер
Весёлый ветер:
- Это мои проделки! Я – самый весёлый, добрый и тёплый весенний ветер! Я тоже люблю путешествовать!
Воспитатель:
- Весёлый ветер! Мы очень рады с тобой познакомиться и согласны путешествовать, но зачем ты забрал нашу карту и значки?
Весёлый ветер:
- Я очень люблю веселиться и хочу с вами поиграть! Я верну вам значки, если вы сможете ответить на мои вопросы, ведь я ещё и очень любопытный!
Воспитатель:
- Мы постараемся! Что тебя интересует?
Весёлый ветер:
- Мне интересно, знаете ли вы что-нибудь о природных богатствах вашего родного края? Как заботитесь о природе?
Воспитатель:
- Что мы расскажем Весёлому ветру о природных богатствах нашего края? И что это за богатства – алмазы, бриллианты?. Может нам поможет шкатулка, ведь обычно богатства хранят в шкатулке? Серёжа, открой, пожалуйста, шкатулку и посмотри, что в ней? (ребёнок достаёт картинку с изображением воздуха)
- Что это? Разве воздух – это богатство? Почему вы так думаете? (ответы детей). Тогда давайте вспомним пословицы о пользе воздуха.
(затем дети достают из шкатулки картинки с изображением почвы, воды, леса и вспоминают о них пословицы).
Воспитатель:
- Конечно, о природе надо заботиться. Поэтому на территории нашего района есть природный заповедник, как он называется? Мы с вами тоже помогаем Полистовскому заповеднику охранять природу (дети вспоминают совместные с работниками заповедника мероприятия).
В группе снова дует ветер
Весёлый ветер:
- Как много вы знаете о природе! И заботитесь о ней! Придётся вернуть вам значки о природе!
(на столе возле ширмы появляются значки на подносе по разделу «Природа»)
Воспитатель:
- Смотрите, Весёлый ветер услышал наши ответы и вернул нам значки о природе. Давайте подойдём к доске и расположим их на нашей карте.
Воспитатель предлагает детям по очереди брать значки, называть их и размещать по стрелкам растения и животных.
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно – есть ли среди животных такие, которых мы можем объединить в одну группу?
- Как можно одним словом назвать жука и пчелу? Давайте расположим насекомых отдельно, обозначив маленькой стрелкой. Знаете ли вы других насекомых нашего края? Давайте назовём их. Можно ли объединить ещё каких-то животных? (рыбы, птицы, звери) Давайте укажем их отдельными стрелочками на карте. (аналогично дети объединяют в группы растения: деревья, ягоды, цветы, грибы и овощи)
Воспитатель:
- Интересно, какой сейчас вопрос задаст нам ветер?
Весёлый ветер:
- В вашем посёлке красивые улицы и здания. Вы можете найти нужный адрес? Тогда помогите найти дорогу тем, кто не знает вашего посёлка.
Воспитатель приглашает детей к макету посёлка, предлагает расположиться вокруг него на стульях.
- Давайте вспомним названия одной из главных улиц нашего посёлка. А как называется эта улица? Вы узнали это здание? Где находится наш детский сад? А кто из вас живёт вот в этом здании возле детского сада?
- Посмотрите, один из прохожих заблудился – он не может найти дорогу из магазина «Русь» к магазину «Магнит», давайте ему поможем - по очереди будем давать ему советы куда двигаться, а Лера будет помогать прохожему передвигаться в нужном направлении.
Дети проводят прохожего по нужному адресу.
Воспитатель:
- Весёлый ветер! Мы справились с твоим заданием! Ты доволен нашими ответами?
Весёлый ветер:
- Я и не знал, что ходить по посёлку так трудно, хорошо, что я могу летать, где хочу.
Весёлый ветер возвращает детям значки по теме «Здания и учреждения». Дети располагают их в две группы: «здания» и «учреждения»
Весёлый ветер:
- Молодцы!
А теперь скажите, что самое-самое главное в вашем посёлке, без чего и посёлка бы не было?
Воспитатель:
- Подумайте, что мы ответим Весёлому ветру?
- Конечно, самое главное – это люди, которые живут в посёлке, трудятся и отдыхают. Как называют жителей нашего посёлка? Скажите, для чего бежанчанам нужен труд? А отдых?
Я предлагаю вам поиграть в игру с мячом, которая так и называется «Труд и отдых»
(дети встают в круг, воспитатель по очереди бросает им мяч со словами «труд» или «отдых», возвращая мяч воспитателю, ребёнок должен назвать соответственно любой вид труда или отдыха)
Весёлый ветер:
- Придётся вернуть вам и эти значки!
В группе опять ощущается дуновение ветра, дети обнаруживают на столике возле ширмы значки для обозначения на карте по теме «Жители»
Воспитатель:
- Вот и значки! Давайте расположим их по стрелке «жители». Какие люди живут в нашем посёлке? (дети находят значки и помещают их на карту, приходят к выводу, что отдельной стрелкой надо указать людей, которые прославили наш край, рассказывают о них)
Воспитатель:
- Мы справились и с этим заданием! Может быть, теперь ты вернёшь нам карту?
Весёлый ветер:
- Ну, давайте поиграем ещё немножко! Мне так интересно с вами, вы так много знаете – и о природе, и о зданиях, и о людях вашего края! А есть ли помощники у жителей вашего посёлка?
Воспитатель:
- Это трудный вопрос! Ребята, кто помогает людям справляться с тяжёлой работой – перевозить тяжелые грузы, быстро добираться на работу, спешить на помощь в случае пожара или если кто-то заболел? (ответы детей)
- Конечно, это машины – быстрые, сильные и мощные! Без таких помощников людям было бы очень трудно. Сейчас я приглашаю вас в конструкторское бюро, где проектируют новые машины.
(дети рассаживаются за столами)
- У каждого из вас есть подсказки, по которым вы сможете сконструировать разные машины из геометрических фигур. Фигуры вы найдёте на подносах. А чтобы вам было веселее работать, я включу нашу «Песенку Любознаек».
(дети занимаются плоскостным моделированием, в результате которого появляются изображения транспорта, воспитатель подходит к каждому ребёнку, помогает узнать транспортное средство)
Воспитатель:
- Смотрите, Весёлый ветер вернул нам значки с изображением машин, значит, ему понравилась наша работа. Теперь мы можем указать транспорт на нашей карте.
Дети с воспитателем по стрелке с буквой «М» (машины) располагают значки, выделяя пассажирский, грузовой транспорт и машины специального назначения.
Воспитатель:
- Наша карта готова! Теперь любой, кто посмотрит на неё, узнает, какая у нас природа, какие улицы и дома, чем занимаются жители посёлка и кто им помогает.
Весёлый ветер:
- Молодцы, любознайки! Вы не только знаете свой край, но и любите его! Теперь я вижу, что вам можно вернуть карту! Желаю вам и дальше быть любознательными и много путешествовать! (ветер возвращает карту и прощается с детьми)
Воспитатель:
- Скажите, ребята, какое из заданий Весёлого ветра вам понравилось больше всего? Какое было самым трудным? Давайте посмотрим на карту Бежаницкого района и сравним её с нашей.
(переводит занятие в свободную деятельность)