Ольга Павловна Еделева
Конспект НОД «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать +Заказ
Тема разработки: «Путешествие в зимний лес»
Сведения об участнике
Ф. И. О. Еделева Ольга Павловна
Место работы: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Умка»», г. Балаково, Саратовской области
Должность: учитель – логопед
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности в старшей группе
Тема. Путешествие в зимний лес.
Тип деятельности: непрерывная образовательная деятельность
Возраст воспитанников: старшая группа
Приоритетная деятельность: познавательное развитие
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
Интегрируемые образовательные деятельности:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: развитие любознательности и познавательного интереса дошкольников в процессе обобщения и закрепления знаний о домашних и диких животных.
Образовательные задачи.
Познавательное развитие:
Закреплять в речи обобщающее понятие: «дикие животные», «домашние животные». Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида, поведением, питанием, образом жизни животных наших лесов.
Речевое развитие:
Совершенствовать диалогическую речь через ответы на вопросы, описывать предмет. Упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Активизировать словарь по теме, способствовать развитию связного логического высказывания. Способствовать развитию слухового внимания. Совершенствовать правильное произнесение слов.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать интерес к окружающему миру. Воспитывать любознательность, бережное отношение к животным. Формировать умение договариваться, выслушивать своих собеседников.
Художественно-эстетическое развитие: Способствовать формированию творческого мышления.
Физическое развитие: закреплять умение координировать действия
Оборудование: набор предметных картинок с животными; поделка «Зимний лес» из природного материала, плоскостные изображения животных нашего леса, их контуры, контуры белки и зайца, как эмблема на одежду, карта движения по лесу, карточки со зверями и их жилищами, контейнер с угощением для зверей, разрезные картинки с детёнышами. Для практической работы: клей, нарезанная вата и нарезанные нитки, изображения без меха зайца и белки.
Развёрнутый конспект совместной деятельности.
Звучит фонограмма «Сильный ветер»
Дети входят в группу и видят на полу много мусора (веточки деревьев, игрушечные деревья, вата, подставка для веток, шишки, удивляются, спрашивают:
- Что случилось?
- Ребята, я приготовила для занятия загадку о том, о чём будем говорить на занятии, но сильный ветер всё развалил. Для проветривания я оставила окно открытым. Даже не знаю, как быть. Может вы, что- то предложите?
Дети: Нужно всё собрать и расставить по местам.
Воспитатель: Хорошо, сделаем так, как вы сказали. Дети собирают поделку из природного материала. (поделка «Лес зимой»)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что это? На что похоже?
Дети: Похоже на лес.
Воспитатель: Почему он белый?
Дети: На занятии будем говорить о лесе зимой.
Воспитатель: Правильно. Я приглашаю вас совершить путешествие в зимний лес, чтобы вспомнить о жителях наших лесов. Закрепим знания о диких животных, о том, чем они питаются зимой, где живут, вспомним, как называют детёнышей и выполним практическое задание.
- Дети, вам интересно побывать в зимнем лесу?
Дети: Да
Воспитатель: Сначала вспомним правила поведения в лесу.
Дети: (перечисляют)
Воспитатель: Отлично! Моим помощникам я наклею на кофточки эмблемы – пропуска в лес. Отправляемся!
Воспитатель наклеивает на кофточки контуры зверей: белка и заяц.
2. Д/Игра «Узнай по контуру».
Вокруг себя повернитесь
И в лесу вы очутитесь
Вот и лес.
Здравствуй лес, зимний лес,
Полон сказок и чудес.
(на полу след зайца)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь кто – то был. Кто это? (Дети не могут узнать, какой – то зверь)
Воспитатель: Предлагаю пойти по этому следу. Вдруг нужна наша помощь и узнаем, чьи это следы.
Дети идут по следу и находят предупреждающий знак об опасности и контуры зверей.
Воспитатель: Ребята, какая опасность нам грозит?
Дети: Встретить зверей.
Воспитатель: Верно. Мы здесь в гостях, поэтому говорим и двигаемся очень тихо. Кто живёт в этом лесу, вы вспомните, посмотрев на контуры.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы. Хорошо справились с заданием.
3. Д/Игра «Кто лишний?»
Воспитатель: Все животные были дикими?
Дети: Нет
Найдите лишнее животное и объясните свой выбор.
Дети: Корова лишняя, потому что домашнее животное.
Воспитатель: Чем отличаются дикие животные от домашних?
Дети: Домашние животные живут рядом с человеком. Человек о них заботится. Домашние животные приносят человеку пользу. А дикие животные живут в лесу. Заботятся о себе и своих детёнышах сами.
Воспитатель: Отлично справились.
4. Звероминутка «Звериная зарядка».
Воспитатель: А сейчас время отдохнуть.
Раз – прыжок, два – присядка
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – начинает всё сначала.
5. Д/Игра «Найди дом».
Воспитатель: Ребята, следы дальше куда – то нас ведут. Идите осторожно, друг за другом, след в след. Перед детьми лежат картинки: берлога, нора, норка под пеньком.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Как вы считаете, всех животных в это время года можно увидеть в лесу?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему? Составьте предложение так, чтобы вторая его часть начиналась со слов потому что.
Дети: Медведя не встретить зимой в лесу, потому что он спит в берлоге. Ежа не встретить зимой в лесу, потому что он спит в норке под пеньком. Барсука не встретить зимой в лесу, потому что он спит в норе.
Воспитатель: Хорошо. Помогите зверям найти их жилища. Как они называются?
Дети выполняют задание с пояснением.
Воспитатель: Ребята, а остальные звери, где и как зимуют? Помогите и им тоже.
Воспитатель: Присядьте на «бревно» и соедините зверя с его жилищем.
Раздаю детям карточки с изображением зверей и их жилища. Дети рассказывают и размещают диких животных по местам.
Воспитатель: Молодцы! Горжусь вами. Посмотрите, следы всё куда – то нас ведут.
Дети продолжают двигаться по следам и находят контейнер. В нё м лежит еда для зверей: сухая трава, соль, капуста, мясо, грибы, орехи, жёлуди.
6. Д/ игра «Кто, что ест?».
Воспитатель: Ребята, расскажите, легко ли животным зимой находить себе пропитание? Дети: Трудно.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем человек может помочь животным зимой?
Дети: Человек может подкармливать их. Приносить лосям солому и соль, зайцам какие-нибудь овощи и солому, белкам семечки и орехи и т. д.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что в этом ящике. Скажу по секрету – я собрала угощения для животных. Это наш подарок.
В лесу – то, чтобы выживать,
Пищу нужно добывать.
Вы скажите поскорей
Кто, что любит из зверей?
Воспитатель: Покормите, пожалуйста, зверей. Расскажите, кого, чем угостите.
Дети выполняют задание – угощают животных и комментируют. Лосям – сухую траву и соль, волку и лисе, так как они хищники – мясо, зайцу – зелёный салат, белке - шишки, орехи, кабану – жёлуди.
Воспитатель: Замечательно. А мы продолжаем наше путешествие. Двигаемся дальше по следам. Выше поднимайте колени, в лесу глубокие сугробы.
Дети идут по следам и останавливаются перед знаком «Осторожно детёныши!» под знаком сидит заяц.
7. Д/игра «Мамы и детёныши» работа в парах с разрезными картинками.
Воспитатель: Когда у диких животных появляются детёныши?
Дети: Весной.
Воспитатель: У кого детёныши появляются зимой?
Дети: У медведицы.
Вот картинки разрезные,
Непонятно, что на них.
Вы картинки соберите
Про животных расскажите
Воспитатель: Найдите детёнышам их матерей. Назовите маму и детёныша. Работать будете парами. Ребята с белкой на кофточке выбирают себе помощника с зайцем на кофте.
Дети: У белки – бельчонок, у лисицы – лисёнок, у медведицы – медвежонок, у кабанихи – кабанёнок.
Воспитатель: Назовите остальные пары животных, которых нет на картинках.
Дети: У волчицы – волчонок, у зайчихи – зайчонок, у лосихи – лосёнок, у ежихи – ежонок.
Воспитатель: Молодцы! Горжусь вами! Ребята, как вы думаете, кто нас сегодня водил по лесу? По чьим следам мы ходили?
Дети: Это были следы зайца.
Воспитатель: Как догадались?
Дети: У него интересные следы. Передними лапами он оставляет круглый след, а задними длинный вытянутый след. Заяц сидит около знака.
Воспитатель: Правильно. Заяц дальше не бежит, утомился. Нам пора вернуться в группу.
Вокруг себя повернитесь
Снова в группе очутитесь
Мы вернулись в группу, чтобы выполнить последнее задание.
8. Практическая работа. Работа в командах. Команда Белки и команда Зайцы.
На магнитной доске предметные картинки с зайцем и белкой в летнем окрасе.
Воспитатель: Ребята, расскажите, как дикие животные готовятся к зиме?
Дети: Меняют окрас меха и т. д.
Воспитатель: Дети, посмотрите на картинку, кто из животных забыл поменять шубку?
Дети: Белка и заяц.
Воспитатель: Как вы думаете, это важно поменять окрас меха?
Дети: Важно. Звери не утеплились, поэтому мех не поменял окрас. Животные могут замёрзнуть, и их легко обнаружат хищники и охотники.
Воспитатель: Вспомните, какого цвета зимой окрас у зайца?
Дети: Белый.
Воспитатель: А у белки?
Дети: Серый.
Воспитатель: Ребята, вам нужно одеть животных в зимние шубки. Помогите одеться зверям. Посмотрите на материал, который вам предлагаю. Назовите.
Дети: Клей, вата, нарезанные шерстяные серые нитки, контур белки и зайца.
Воспитатель: Чья шубка будет из ваты? Почему?
Дети: Заячья. Она белая и пушистая.
Воспитатель: Чья шубка будет из ниток? Почему?
Дети: Беличья. Она серая и волосистая.
Воспитатель: Верно. Назовите правила работы с клеем.
Воспитатель: Молодцы. А теперь, каждый подойдёт к своему столу.
На одном столе картинка белки, на другом картинка зайца.
Воспитатель: Смажьте контур зверей клеем и присыпьте ватой или нитками и прижмите белым листом.
Звучит музыка, дети выполняют задание.
9. Итог.
Воспитатель: Где мы сегодня побывали?
Дети: В лесу.
Воспитатель: В какие игры поиграли?
Дети перечисляют.
Воспитатель: О ком говорили на протяжении всего путешествия? Что понравилось больше всего?
10. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, кому понравилось сегодняшнее путешествие, кому было легко и весело выполнять задания, снимите свою эмблему с кофты и верните зверят в зимний лес. (Расставить по поделке «Зимний лес»). А кому было интересно, но некоторые задания вызвали затруднения, вы своих зверят поместите в «Уголок природы». Мы ещё раз поиграем в игры, которые оказались трудными. Занятие окончено. Вы молодцы! Мне понравилось, как вы работали. Я горжусь вами. Похлопайте себе.
Дети выполняют задание и идут отдыхать