Елена Утенкова
Конспект НОД «Путешествие по временам года» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия в разновозрастной группе на тему: «Путешествие по временам года»
Цель: уточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связи.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать словарный запас;
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- закреплять умение детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства;
- обобщить знания детей о временах года;
- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в стихах, рисунках;
-закреплять умение считать в пределах 5 (10).
-закрепить пространственные отношения «право», «лево», «вверху», «внизу».
Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
-развивать эстетический вкус.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование и средства: конверт, изображение Маши (из мультфильма «Маша и Медведь», снежинки, разноцветные картонные цветы, листья, грибы, бабочки; бумажные - слива, вишня, клубника, малина; картонные геометрические фигуры; гуашь, кисточки,стакан-непроливайка, салфетки, альбомные листы, вилки, шапочки грибов, карточки с цифрами, ноутбук.
Предварительная работа : чтение стихов - «Осень наступила» Плещеева, «Зима» Сурикова, стихи Н. Некрасова, Фета, Е. Благининой, А. Плещеева «Осенняя песенка»; отрывок рассказа Н. Соколова-Микитова «Осень», беседа, логические вопросы, загадки.
Проведение дидактических игр «Подбери слово», «Подскажи словечко», «Игра со звуками», «Игра с мячом», «Назови ласково», «Оденем детей на прогулку», «Что когда бывает», «Запомни слова», «Составь пейзаж», «Угадай: какое время года», физкультминутка «Говорит цветку цветок», пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой», слушание музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского.
Ход занятия.
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте, поприветствуем наших гостей:
Здравствуйте, дорогие гости!
Воспитатель: ребята, я сегодня шла в детский сад с таким хорошим настроением! Я знала, что снова увижу вас. Ребята, а вы с каким настроением пришли сегодня в детский сад?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте возьмемся за руки и сделаем большой круг (воспитатель вместе с детьми, взявшись за руки, в середине зала образовывают круг).
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вот мы и подарили друг другу тепло, стали добрее и дружелюбнее и наше настроение улучшилось.
Воспитатель: ребята, утром на столе я нашла конверт, который вчера вечером принёс почтальон, но я без вас не стала открывать его. Ребята, а вы хотите узнать, что в этом конверте?
Ответ детей: Да, очень интересно.
Воспитатель: Давайте посмотрим. (Открывает конверт и достает плоское изображение Маши из мультфильма "Маша и Медведь" и письмо) Какая красавица! (рассматривает изображение и предлагает рассмотреть детям) Тут письмо, прочитаем?
Дети: конечно, да. Читайте.
Воспитатель: (прикрепляя изображение Маши на доску) Тогда слушайте.
«Здравствуйте! Я Маша, вы, наверно, знаете меня. Я живу в сказочной стране. Все жили дружно, но вдруг прилетела Злая Волшебница и перепутала все природные явления - зимой цветут цветы, а весной - желтеют листья на деревьях, а меня превратила в куклу. Я прошу вас помочь мне снова стать девочкой, и чтобы все времена года шли друг за другом в свою очередь, но для этого нужно отправиться в трудное путешествие к временам года, и выполнить их задания, и тогда чары Злой Волшебницы больше не будут действовать и все возвратится назад. Вот такое письмо… Ну, что, ребята, вы мне скажете? Поможем Машеньке?
Ответы детей: да, ей надо помочь. …Мы Машеньку очень любим.
Воспитатель: согласна, помочь Маше надо. Конечно, это путешествие будет трудным, опасным. Ребята, вы готовы отправиться в сказочную страну?
Дети: готовы!
Воспитатель: ребята, а для того, чтобы попасть в сказочную страну нам нужно произнести волшебные слова. Давайте, закроем глазки и произнесём их все вместе.
Раз, два, три в Волшебную страну попади.
Вот и попали мы с вами в сказку, где нас ждут все четыре времени года. Посмотрите, как здесь сказочно красиво! Ну, что ребята, вы готовы отправиться в гости к временам года и выполнить их задания?
Дети: да.
Воспитатель: я сейчас загадаю вам загадку, и мы узнаем, к какому времени года мы сейчас отправимся в гости.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Дети: зимой.
Воспитатель: правильно, молодцы. Ребята, сказочная страна очень большая. Нам необходимо по признакам найти зимнюю поляну (по снежинкам дети находят Зиму). Ребята, а по каким признакам мы ещё узнаём, что пришла зима? (дети называют признаки зимы)
1. Всё кругом покрыто снегом.
2. Люди одеваются очень тепло.
3. Реки покрываются льдом.
4. Дует холодный ветер.
5. Солнце светит редко и оно не греет.
5. Небо серое, хмурое, низкое.
Воспитатель: молодцы, все признаки зимы правильно назвали. Ребята, а кто нам расскажет стихотворение о зиме?
Если холодно кругом,
если речка подо льдом,
всё в снегу: земля, дома,
значит, к нам пришла зима. (Дима)
Ребята, а снежинки на этой полянке не простые, а волшебные. Зима приготовила их для вас. Вы должны взять по снежинке и назвать цифру, которая находится с другой стороны снежинки (дети выполняют задание).
Воспитатель: ребята, за то, что вы выполнили все задания, Зима хотела бы подарить вам снежинки, но они такие лёгкие и пушистые, что их нужно вам самим поймать.
Игра «Поймай снежинку»
Воспитатель: ребята, отправляемся к следующему времени года, а к какому,отгадайте загадку.
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
Дети: весной.
Воспитатель: правильно, мы идём в гости к весне. Находим весеннюю полянку (дети находят её по цветам). Дети, а по каким признакам мы ещё узнаём о приходе весны?
1. Тает снег и появляются ручьи.
2. Дует тёплый ветер.
3. На деревьях появляются молодые листочки.
4. Небо весной голубое и высокое.
5. Из тёплых краёв возвращаются перелётные птицы.
Воспитатель : стихотворение о весне нам расскажет Милана.
Если кончились метели,
если птицы вдруг запели,
лес очнулся ото сна,
значит, к нам пришла весна.
Воспитатель: ребята, на весенней полянке нам нужно выполнить такое задание: мы будем рисовать цветы. Количество нарисованных цветов должно соответствовать цифре на карточке. По цифре на этой карточке вы найдёте и место, на котором вы будете сидеть (воспитатель раздаёт карточки с цифрами детям). Ребята, проходите на свои места. Рисовать цветы мы будем сегодня необычным способом - вилкой.
Сам цветок рисуем вилкой, а стебель и листочки дорисовываем кисточкой. Вилку опускаем в гуашь и на листе делаем отпечаток, так у нас получается замечательный цветок. Можете приступать к выполнению задания.
Воспитатель : какие прекрасные цветы у вас получились, а сейчас я проверю - все ли справились с заданием, и нарисовали то количество цветов, которое соответствовало вашей карточке. Молодцы, все справились с заданием. И за это Весна вам дарит вот эти красивые бабочки. Путешествие у нас трудное, и поэтому давайте с вами отдохнём.
Физкультминутка.
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок».
(дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай
(вращение головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка.
(наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Воспитатель: отдохнули, ребятки? Продолжим наше путешествие?
Отгадываем следующую загадку:
Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает?
Дети: летом.
Воспитатель: сейчас по примета мы находим летнюю полянку (дети находят летнюю полянку). А почему вы решили, что здесь живёт лето?
Дети: потому что здесь растут ягоды, которые поспевают летом.
Воспитатель: правильно. А что ещё происходит летом в природе?
Дети:
1Солнце летом яркое и жаркое.
2. Небо высокое и голубое.
3. Летом мы одеваемся легко и купаемся в речке.
4. Летом цветёт много разных цветов и травка зелёная.
Воспитатель: а стихотворение о лете нам расскажет Полина.
Если солнце в синеве,
и цветы цветут в траве,
если всё теплом согрето,
значит, к нам приходит лето.
Воспитатель: ребята, лето приготовило нам такое задание: разложить ягоды на полочки. На верхнюю полочку кладём клубнику; на правую - малину; на нижнюю - сливу; на левую - вишню. Молодцы все справились с заданием. Лето дарит вам свои ягоды.
Отгадываем следующую загадку:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
К кому мы сейчас пойдём в гости?
Дети: к осени.
Воспитатель: правильно, к осени. Ищем осеннюю полянку. Нашли? Молодцы! А как вы узнали, что здесь живёт осень?
Дети: кругом много жёлтых, красных и оранжевых листьев.
Воспитатель: а что ещё происходит осенью?
Дети:
1. Осенью листья на деревьях желтеют и опадают.
2. Трава и цветы засыхают.
3. Осеннью дует холодный ветер.
4. Часто идут холодные дожди.
5. Мы одеваемся теплее.
6. Перелётные птицы улетают в тёплые края.
Воспитатель: кто нам расскажет осеннее стихотворение?
Если жёлтая листва,
если высохла трава,
если в школу детворе,
значит, осень на дворе. (Андрюша)
Воспитатель: ребята, посмотрите какой необычный дождь у нас здесь. На что похожи капли?
Дети: они похожи на геометрические фигуры.
Воспитатель : какие геометрические фигуры мы здесь видим (ответы детей).
За ваши знания Осень дарит вам вот такие замечательные грибочки. И сейчас для наших гостей исполним танец грибочков.
Воспитатель: ребята, мы у всех времён года побывали? Нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глазки и произносим волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять возвратились в детский сад.
Ребята, смотрите, а Маши то нет. Она опять стала девочкой и вернулась к себе домой, и всё в сказочной стране встало на свои места, потому что мы правильно выполнили все задания. Молодцы!
Рефлексия: ребята, у кого мы сегодня были в гостях? А для чего мы отправились в это трудное путешествие? Какие задания мы выполняли? Какое самое трудное было задание? Вам понравилось наше путешествие?
А теперь мы попрощаемся с нашими гостями и скажем – до свидания.