Марина Юровская
Конспект НОД «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать
Тема: «Что за чудо эти ложки!»
Цель: Знакомство детей с историей возникновения ложки.
Задачи:
1. Создать условия для ознакомления детей с историей возникновения ложки.
2. Упражнять детей в составлении прилагательных (сделана из дерева – Какая? – деревянная и т. д.).
3. Рассказать детям о том, как появилась ложка.
4. Оптимизировать двигательную активность детей, коммуникативные навыки (физкультминутка).
5. Содействовать развитию мелкой моторики, координации движений, ритмического слуха в играх с ложками.
Публикация «Конспект НОД „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
6. Закрепить знания детей об истории возникновения ложки.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, вопросы, словесная инструкция, рассказ.
Наглядные: рассматривание презентации.
Инновационные технологии: логоритмика, ИКТ,
Игровые: д/и «Какой? Какая? Какое?», п/и «Собери картошку», музыкальная игра на ложках «Утром солнышко проснулось», д/и «Что сначала, что потом».
Продуктивный: изготовление куклы на ложке.
Оборудование: русский народный костюм взрослый и детские, проектор,
Демонстрационный материал: макет избы; сундук; столы, утварь; половички; корзина; ложки: деревянные, пластмассовые, металлические, ложка-заготовка; картошка; 2 горшка; разнос; презентация «История появления ложки»; заготовки ложек.
Музыкальное сопровождение: русская народная песня «Ах вы сени, мои сени» (минус).
Предварительная работа: Создание мини-музея «Расписные ложки», рассматривание альбома «Ремесла наших предков», игра на ложках, рассматривание иллюстраций, чтение русской народной сказки «Жихарка», в свободной деятельности :раскрашивание силуэта ложки.
Словарная работа: деревянная, стеклянная, металлическая, пластмассовая, баклуши, лошкари.
Ход НОД
1. Воспитатель в образе Тетушки Арины встречает детей в избе.
– Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы вы, знать могли
О делах родной земли!
Т. Арина: Проходите, гости дорогие, я вас жду! Меня зовут Тетушка Арина посмотрите, какая красивая у меня изба (дети рассматривают предметы быта, воспитатель им помогает)
Т. Как вы думаете что это? (показывает на сундук)
О. Д.
Т. Я думаю, вам интересно, что лежит в моем сундуке, чтобы вы догадались, я загадаю загадку.
«Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду-
Мимо рта я не пройду!»
- Что это?
О. Д.
Т. Арина открывает сундук и достает металлическую ложку.
- Правильно отгадали. А для чего нужна нам ложка?
О. Д.
2. Т. Арина: У меня в сундуке еще ложки есть (достает пластмассовую, деревянную). Дети рассматривают.
Т. –Из чего сделана эта ложка? (показывает деревянную ложку)
О. Д.
Дидактическая игра: «Какой, Какая, Какие"
Ложка из пластмассы, какая? (пластмассовая)
Ложки из дерева, какие? (деревянные)
Ложка из стекла, какая? (стеклянная)
Ложки из металла, какие? (металлические)
Какая ложка самая легкая? (пластмассовая)
Какие ложки самые прочные? (металлические, железные)
3. Т. Арина: Ребята, скажите, а всегда ли люди пользовались ложкой?
О. Д.
Т. Арина: Я вам расскажу о том, как появились ложки (показ презентации).
Дети садятся на стульчики.
(сл. №1)
«Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели сырую пищу руками, так как не было огня и не было никакой посуды.
(сл. №2)
Но со временем, люди научились добывать огонь, и стали готовить еду на огне и есть руками, стало неудобно.
-Как вы думаете, почему?
О. Д.
Т. -Древнему человеку пришла мысль, что удобнее еду брать каким-нибудь предметом, так появилась первая ложка.
(сл. №3)
Самая первая ложка была сделана из камня.
(показывает камень). Подержите его.
-Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему?
О. Д.
-Да, она была очень тяжелая, неровная и во время горячей еды ложка нагревалась и обжигала рот. Делать такую ложку было очень сложно.
Прошло много лет, и человек решил, что деревянная ложка будет удобнее. Долгими зимними вечерами, русские крестьяне вырезали из дерева ложки в таком количестве, чтобы их хватило на всю большую семью.
(сл. №4,5)
На Руси чаще всего ложки вырезали из липы, березы, сливы, рябины. Такие ложки получались легкие, красивые и не нагревались от горячей пищи.
(сл. №6)
Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари или ложечники.
(повторяют хором и индивидуально новые слова)
-Как вы думаете, как изготовливали деревянные ложки?
О. Д.
Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется огромный талант. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная.
(сл. №7)
-Сначала раскалывали чурбан на баклуши.
(сл. №8)
-Потом баклуши обтесывали. Эту работу доверяли детям. Отсюда пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, ничего не делать.
(сл. №9)
-Потом ложки скоблили ножом, отшкуривали и полировали.
(сл. №10)
И только после этого эти изделия мастерски покрывались росписью – узорами, орнаментом, часто на них изображали цветы, сказочных зверей и птиц.
4. Физкультминутка. Арина: Гости мои дорогие давайте поиграем
Игра: «Собери картошку»
Участвуют все дети. На разнос высыпается картошка. Дети должны собрать ее деревянными ложками, предавая друг другу из ложки в ложку и заполнить чугунок.
Т. Арина: Спасибо вы здорово справились!
(сл. №11)
-Ребята, раньше ложка считалась личным предметом, каждую ложку помечали, не давали пользоваться другим людям, особенно незнакомым. Когда ходили в гости, свою ложку брали с собой и носили ее в специальном мешочке или за поясом, или в голенище сапога.
Глава семейства за обедом мог использовать ложку в воспитательных целях. Если кто-то вел себя плохо за столом, баловался, смеялся – получал ложкой по лбу.
- Скажите, а как еще можно использовать ложки?
О. Д.
(сл. №12)
5. Т. Я вам покажу, как в старину дети из ложки делали игрушку
(дети совместно с воспитателем выполняют элемент изготовления куклы, повязывают платок на ложку)
(сл. №13)
Т. – А еще ложки используют как музыкальный инструмент
-А на каких ложках можно играть?
О. Д.
-На Руси издавна умели играть на ложках. Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена, а возьмешь в руки, она заиграет.
«Эй, ребята, молодцы,
Заливные бубенцы,
Ложки выбирайте,
Играть начинайте!»
Игра на деревянных ложках
Дети под русскую народную песню «Ах вы сени мои сени» (минус) играют на ложках, повторяя за тетушкой Ариной.
Утром солнышко проснулось (отстукивают ритм ложками с право на лево и
Всем ребятам улыбнулось обратно)
От рассвета до заката
Веселятся все ребята.
Завтракать теперь пойдем (ударяют ложками друг о друга)
И блиночков напечем
Вот блинки хороши
Напекли их малыши.
На качелях покачаться (отстукивают ритм ложкам снизу вверх и обратно)
Наши детки захотели
Мы на улицу пойдем
И качаться там начнем.
А теперь мои ребятки (отстукивают ритм ложками спереди и за спиной)
Поиграем с вами в прятки
Ложечки вы покажите
И за спинку уберите.
Солнце за гору зашло (убирают ложки)
Ложкам спать пора давно
Вы к столу все подойдите
Ложки спать вы положите.
Т. Арина: Какой красивый ансамбль лошкарей у нас получился!
7. Итог: Дидактическая игра: «Что сначало, что потом»
Давайте вспомним, какая ложка появилась первая
О. Д.
Найдите её на картинке
Т. – После каменной, какой ложкой пользовались?
О. Д.
(кладем картинку справа от первой)
Т. – А дальше положите картинки в той последовательности, в какой появлялись ложки слева на право.
Т. – Вам понравилось у меня в гостях?
- Ребята, что интересного вы узнали?
- Испытывал ли кто – нибудь из вас трудности в выполнении заданий?
-О чем вы расскажите родителям?
-А в честь сегодняшнего дня, есть подарок у меня. Ложки получайте, о нашей встрече вспоминайте! (детям дарят ложки – заготовки)