Галина Бастина
Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [ш], буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные задачи :
o Закрепить правильное произношение звука [ш], характеристика звука [ш],
o Закреплять умение определять место звука в ряде звуков игра «Поймай звук»
o Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах игра «Четвертый лишний»;
o Упражнять в определении позиции звука [ш] в словах (начало, середина, конце) игра «Где живет наш звук?»
o формировать умение выполнять звуковой анализ слова (Маша).
Публикация «Коррекционно-развивающие занятия в детском саду, Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Звук [ш], буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
o Закрепить образ буквы Ш.
o Закреплять навык чтения слогов АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЫШ, ША, ШО, ШУ, ШИ (слоговая таблица).
o Составление слова из букв ШУМ, ШУБА, МИШКА
Коррекционно-развивающие задачи :
o Развивать слуховое и зрительное внимание, психические процессы, фонематический слух;
o тонкую и общую моторику;
o координация речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи :
o Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
o Вызвать у детей интерес к чтению, желание изучать буквы.
Предварительная работа: индивидуальные занятия с детьми по заданию учителя – логопеда.
Оборудование:
Демонстрационный материал: схема звука [ш], буквы : А, О, У, Ы, И, Т, К, М, В, Д, Ш, полоска с четырьмя клеточками, фишки красные, синие; указка.
Игрушка: кукла Маша, сундучок Шарик, шапочка, шоколадка, шарфик, штанишки,
Картинки: Шина, ландыш, белка, воробей, шуба, неваляшка, шапка, гармошка, пила,
мышка, кошка, банан, петушок, цыпленок, шарф
Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками, фишки для звукового анализа (красные, синие, зелёные кружки, разрезная азбука.
Ход занятия
1. Оргмомент
Организация детей: (Дети заходят в группу из приемной, встают полукругом)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А как еще можно поздороваться?
Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Эмоциональная настройка.
Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее).
Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. А давайте наше хорошее настроение передадим друг другу, возьмемся за руки и улыбнемся.
Давайте передадим его нашим гостям.
2. Сюрпризный момент
Вносится кукла с сундучком (Шарик, шапочка, шоколадка, шарфик, штанишки)
Маша – здоровается с детьми
Воспитатель: Машенька, а что у тебя в сундучке?
Маша: в сундучке у меня подарки, что мне подарили на день рождение и показывает называя их – тарик, токоладка, тарфик, танишки.
Воспитатель: Ой, ребята, что - то я не поняла, что подарили Маше. А вы поняли?
Давайте попросим Машу показать свои подарки.
Воспитатель: Ребята, назовите правильно, что подарили Маше.
Дети: Шшарик, шшапочка, шшоколадка, шшарфик, шштанишки
Воспитатель: Ребята, как вы думаете какой звук спрятался от Маши?
Воспитатель: Какой первый звук в этих словах?
Дети: звук [ш]
Воспитатель: звук [ш]
Это песенка ветра.
Покажите ребята, как шумит теплый ветер ш-ш-ш;
так шипит змея
Покажи, пожалуйста, Ростик, как «шипит змея» ш-ш-ш
Воспитатель: Расскажем Маше об этом звуке. «Звук мы слышим и произносим»
Ребята мы с вами знаем,что звуки бывают гласные и согласные.
Звук [ш] какой гласный или согласный?
Дети: отвечают
Воспитатель: Докажите, что звук согласный. (рвется ниточка, не можем петь, Проверим - ставим ладошку звук прерывистая струйка – мешают зубы, губы)
Как мы произносим звук [ш] — с голосом или без голоса?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята звук [ш] всегда твердый.
Воспитатель: Что мы с вами выяснили о звуке [ш]
Дайте характеристику (Согласный, твердый, глухой.)
Обозначение звук [ш] цветовым символом синего цвета.
3. Игра «Поймай звук»
Маша поиграй с нами в игру «Поймай звук [ш]»
- в ряде звуков – м-ш-к-т-ш-н-ш-ш-ш
4. Игра «Четвертый лишний»
Дети: Маша тоже придумала игру «Четвертый лишний» у неё в сундучке много картинок
Шина, ландыш, белка, матрешка.
Воробей, шуба, неваляшка, душ.
Шапка. гармошка, пила, камыш.
Мышка, кошка, пирамидка, шиповник.
Петушок, цыпленок, шарф, малыш.
5. Игра «Где живет наш звук?»
Воспитатель: Ребята, предлагают Маше поиграть в игру «Где живет наш звук?» для этого надо взять домик с окошечками и кружок.
Дети, какого цвета? Скажите, почему синего?
Дети Отвечают.
(Шуба, мишка, камыш, шкаф, лягушка, малыш, машинка, шарфик)
6. Звуковой - анализ слова
Воспитатель: Ребята давайте покажем Маше, как, можно выложить с помощь фишек схему её имя - Маша. Сделаем звуковой анализ слова Маша.
Какой первый звук? (согласный, звонкий, твердый) синим цветом.
Второй? (гласный, красный)
Третий звук?
звук Ш (согласный, глухой, твердый)
четвертый звук? А (гласный, красный)
Сколько звуков в слове МАША?
Сколько согласных звуков?
Сколько гласных звуков?
Сколько слогов в слове Маша?
Дети: ответы детей.
Правильно сколько гласных звуков, столько и слогов.
Дети. Выкладывают схему слова Маша на доске давая характеристику каждого звука.
с к с к
Маша. Ой, ребята, как мне нравится схема моего имя, как много я узнала о звуке [ш].
Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп - хлоп
Мы плечами чик-чик
Мы глазами миг- миг
Раз сюда, два туда
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали.
Руки кверху мы подняли.
Раз, два, раз, два
Заниматься нам пора.
7. Буква Ш
Машенька. Ребята сейчас тебя познакомят с буквой Ш.
Арсений найди в кассе букву Ш.
Ребята, чем отличается буква от звука? (звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем)
Воспитатель: Дети выложите пожалуйста букву Ш из палочек и на что она похоже. (вилку, расческу, ковш экскаватора).
Буква Ш – шипы на ветке.
Осторожней будьте, детки.
Когда у расчески три зуба осталось,
Тогда буква Ш над ней посмеялась.
Игра «Полечи букву»
Воспитатель: ребята, Маше принесла для вас буквы. Ой, а что это за буква?
Дети: Маша, не расстраивайся мы тебе поможем. (Игра «Полечи букву»)
Маша. Спасибо вам, что помогли мне.
8. Формирование навыка буквенного синтеза и ориентировка в пространстве.
Воспитатель: Буква Ш дружит с буквами. Давайте, почитаем, как они дружат.
Перед вами слоговая таблица. Давайте вместе прочитаем верхнюю строчку.
АШ ШУ ОШ
ША УШ ШИ
ЫШ ШИ ШО
Задания:
- прочитай слог в левом верхнем углу
- прочитай слог в правом нижнем углу
- прочитай слоги в среднем столбике
- прочитай слоги в нижней строчке
Молодцы!
Воспитатель:
* Запомните: буква ш никогда не дружит с буквой ы, а дружит только с буквой и.
«Букву ш — пиши с и!»
9. Гимнастика для глаз
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Рисуем глазками в воздухе букву Ш.
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
И занятье продолжать.
10. Составление слов и букв разрезной азбуки
Воспитатель: Маша, ребята умеют из букв выложить слова. (Работа с разрезной азбукой.)
Маша: Предлагает выложить слово – ШУМ, ШУБА, МИШКА.
Сколько слогов в слове? сколько букв в этом слове?
Какая первая, какая последняя?
Маша: Большое спасибо, ребята теперь я умею, говорит звук [ш] (шарфик, шапка) и знаю букву Ш. Познакомлю и своих друзей со звуком [ш] и буквой Ш.
11. Итог занятия.
- С каким звуком и буквой мы знакомили Машу?
- дайте характеристику звука [ш] (согласный, глухой, всегда твердый).
Понравилось вам заниматься? Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Спасибо!
Давайте нашим гостям подарим букву Ш.