Наталья Холодова
Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» на тему «Филимоновские игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Познавательное развитие» на тему : «Филимоновские игрушки» для детей среднего дошкольного возраста
«Филимоновская игрушка»
Воспитатель: Холодова Наталья Александровна
Цель:
Закрепление знаний о филимоновской росписи посредством игровой, изобразительной, художественной деятельности.
Задачи:
Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке
Публикация «Конспект НОД в ОО „Познавательное развитие“ на тему „Филимоновские игрушки“» размещена в разделах
Учить рисовать кисточкой узоры, полоски, елочки
Развивать интерес к филимоновсим игрушкам
Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы
Воспитывать интерес к народному искусству.
Средства:
Наглядные: иллюстрации на тему «Филимоновская игрушка», филимоновская игрушка (свистульки, барышни,).
Мультимедийные: презентация «Филимоновская игрушка».
Оборудование: интерьер избы, фигурки филимоновских игрушек, кисти, гуашевые краски, баночки с водой, мольберт, костюмы для детей и педагогов. сувениры для детей, образцы узоров народных промыслов на магнитной основе.
Предварительная работа: беседа «Знакомство с филимоновской игрушкой» для детей 4-5 лет, занятие по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» с детьми 4-5 лет
Интеграция образовательных областей:
o Познавательное развитие.
o Речевое развитие.
o Художественно-эстетическое развитие.
o Социально-коммуникативное развитие.
Ход мероприятия:
(под музыку в доме на лавке сидит Арина и вяжет).
Арина (взрослый) :
Здравствуйте, люди добрые! Приятно видеть вас в добром здравии.
Зовут меня тетушка Арина. Видите, сижу не просто так, а делом занимаюсь – вяжу. Совсем как моя бабушка бывало. Только по одной редко сидели. Обычно шли к соседке или собирались целой компанией. На людях-то и веселее, да и не задремлешь. Да и стыдно было перед своими подругами свою работу делать плохо, кое-как. (Стук в дверь). Ой, стучат. Я же говорю – не сидели по одной. Ну, входите!
Дети входят в зал
Ребенок 1. Здравствуйте, тетушка Арина!
Т. Арина. Здравствуйте, ребята дорогие, проходите, милости просим!
Ребенок 2. Мы к тебе не с пустыми руками пришли. Мы подарок принесли. Эту игрушку купили мы на ярмарке в городе Туле.
Один из детей дарит с поклоном филимоновскую свистульку, та берет её в руки и под музыку проходит перед всеми, показывая.
Т. Арина. Вот спасибо вам. Знакома мне эта игрушка. Филимоновские мастера такие делают.
Ребенок 1. Слышали мы о таком городе, и сегодня пришли сюда, к тебе, чтобы побольше узнать о нём.
Ребенок 2. Вот, послушай какие мы стихи приготовили.
Слайд 1 (показ слайда с домом)
1 ребё нок:
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
Слайд 2. (показ слайда с филимоновскими игрушками)
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Слайд 3.(слайд с филимоновсими игрушками – корова, медведь)
2 ребё нок:
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Слайд 4. (филимоновские игрушки птицы, брышни, солдаты)
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
т. Арина. Ой, спасибо, ребята, очень мне ваши стихи понравились.
Ребенок 1. Ой, какой красивый у вас, сундук. Что же там лежит? Или это секрет?
т. Арина. Да нет здесь никакого секрета. Если вам интересно, я покажу, что у меня в сундуке лежит.
Достает книгу из сундука.
Арина: Эта книга – не простая, а волшебная. О чем ее попросишь, о том она и расскажет. Давайте попросим, чтоб она рассказала нам о филимоновских игрушках, которые лепят в селе Филимоново Одоевского района Тульской области.
«Жил-был дед Филимон. Пошел он однажды в лес по грибы, да по ягоды. шёл дед по дороге, шел он шел. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина.
Звучит музыка появляется Глина.
Арина: Это, что ещё за чудо?
А взялось-то ты откуда?
Глина:
Я - Филимоновское чудо!
Я – глина – синика.
На земле лежала глина –
На показ цветной наряд,
И как - будто бы манила,
Мастера искала взгляд.
Арина: Зачем ты к нам пожаловала Глина – синика?
Глина: Я мечтаю стать игрушкой,
Развесёлою свистушкой,
Пожалуйста, ребята, помогите,
Ко мне руки приложите,
Филимоновские игрушки слепите.
Да ещё не поленитесь,
Над узором ярким потрудитесь.
Скучно на земле лежать.
Хочу народ я забавлять.
Арина: Поможем, ребята?
Ответы детей: Да. Конечно. С радостью.
Арина: Ребята, возьмитесь за руки, вставайте в хоровод, давайте, поможем нашей гостье стать красивой игрушкой.
Игра с глиной. (во время хоровода у глины появляется поднос с фигкрками)
Глина: Какие замечательные фигурки у вас получились, тетушка Арина, возьми поднос с игрушками, поставь в печь для обжига.
(Передает т. Арине поднос, уносит за занавес)
Вопросы: (слайды 5,6,7 глина – игрушки до обжига – белая филимоновская игрушка).
1. В чем особенность филимоновской глины, чем она отличается от любой другой? (она жирная и пластичная)
2. Что происходит с игрушками при сушке? (она быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, туловище игрушки при этом вытягивается)
3. Что происходит с игрушкой при обжиге? (местная глина после обжига приобретает белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки).
т. Арина. Ой, смотрите, наши игрушки уже можно доставать из печи. Давайте, посмотрим, что же у нас получилось.
Арина: Ну, что глина, нравятся тебе игрушки, которые у нас получились?
Глина: Очень нравятся, но только они белые, а мне бы хотелось стать яркой, разноцветной игрушкой.
Арина: А мы давайте вернемся к нашей волшебной книге и узнаем, что же было дальше.
Вот домишко, дальше – лес,
Полный сказочных чудес.
А в домишке 2 сестрицы
Умелые мастерицы. А вот они и сами к нам пожаловали
Мастерицы: Здравствуйте, гости дорогие!
Арина: Здравствуйте, мастерицы.
1 Мастерица: Пришли мы к Вам в гости, не просто так.
Была дорога наша нелегка.
2 Мастерица: Можем Вас мы научить
Филимоновскую игрушку расписывать.
Арина: Мы очень хотим научиться этому мастерству. Но сначала давайте, поиграем, филимоновский узор угадаем.
Дидактическая игра «Распиши филимоновскую игрушку»
Игра (выбирают узор).
Арина:
Ах, ребята, молодцы!
Вы красавцы, удальцы!
Все узоры Вы узнали,
Ни одного не потеряли.
Слайд 8. (слайды с видами филимоновской росписи и цветовой гаммой)
Основным элементом филимоновской росписи чаще всего выступают полоски (например, у животных часто все тело делают полосатым, иногда их дополняют более сложными узорами.
Традиционными для филимоновской росписи цветами являются красный, желтый и зеленый цвета, причем каждый из них выбран не случайно.
Слайд 9.(цветфилимоновской игрушки и его значение)
Вопрос:
1. Что означает красный цвет? (красный – символ земли, силы духа, огня и красоты).
2. Что означает желтый цвет? (желтый – цвет солнца и воздуха).
3. Что означает зеленый цвет? (зеленый – цвет листвы и возрождения).
Арина: Есть ли желающие научиться росписи филимоновской?
Поскорей себе место выбирайте,
И работу выполняйте, а вы мастерицы, помогите ребятам.
Арина: Вот и закончили расписывать игрушки, давайте посмотрим что у вас получилось.
Мастерица
Что я вижу! Это диво!
Сколько радости вокруг!
Все игрушки так красивы!
Аж захватывает дух!
Мастерица
Посмотри, как хороша
Девица-красавица
Расписной ее наряд
Всем ребятам нравится.
Арина:
Ах, ребята, молодцы!
Показали Вы уменье просто всем на удивленье!
Игрушки у вас получились красивые, нарядные, яркие, полосатые.
Глина: Спасибо, т. Арина, интересную историю поведала нам твоя волшебная книга. Ребята, интересно вам было в гостях? (Да)
Арина: Это вам, ребята, спасибо, что не забываете меня. Ребята, вот мы с вами побывали в селе Филимоново. Из чего делают мастера свои игрушки? Какие узоры мастера используют в своей росписи? Какая игрушка вам больше всего понравилась?
Давайте еще раз посмотрим на нашу глину, какая она может быть разная, какие чудесные превращения с ней произошли:
(глина меняет наряд.)
Сначала глина была черно-синяя, после лепки обжига стала белой игрушкой, а после росписи –яркой, разноцветной, веселой игрушкой. Ребята выбирите из раскрасок игрушку, которая вам понравилась, и раскрасьте ее.
Глина: Какие молодцы, все обо мне узнали, какой я бываю разной. Спасибо вам ребята, я обязательно приду к вам еще в гости.
Дети прощаются, уходят.