Лазаренко Анна Олеговна
Конспект НОД по энергосбережению в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
1. Познавательные
- Познакомить детей с актуальной проблемой энергосбережения;
2. Развивающие
- Развивать творческие способности;
- Развивать память, воображение, речь, любознательность, самостоятельность суждений;
3. Воспитывающие
- Воспитать бережное отношение к энергоресурсам.
Оборудование:
-Бумага, карандаши, картинки.
Ход занятия.
Воспитатель:
Дети, послушайте стихотворение и попробуйте угадать, о чем сегодня пойдет речь.
Как никогда я сейчас одинок-
Сбежал от меня электрический ток.
Публикация «Конспект НОД по энергосбережению в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Энергосбережение. Бережем электроэнергию
- Темочки
Сначала решил я, что ток мне вернут,
Но по прошествии многих минут
Я понял, что без толку даже и ждать,
И принялся я сам себя утешать.
Часы, холодильник, электроплитка
В молчанье стояли без всякой подпитки.
Электроприборы скучали без дела,
И как-то квартира вся опустела. (А. Клинчин) (Ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы, дети, сегодня мы с вами будем говорить об электричестве и энергосбережении.
Дети, сегодня утром на мою электронную почту пришло письмо от Маши. Вот, что пишет Маша: «Здравствуйте, подготовительная группа «Сказка»! Помогите, пожалуйста, мне решить проблему. В нашем доме пропало электричество. Мы никак не можем его найти.
Скажите, дети, что такое электричество? (Ответы детей)
Правильно, электрический ток бежит по проводам словно речка, но в этой речке течет не вода, а маленькие частицы-электроны, которые заставляют работать электрические приборы.
Дети, а вы знаете, что современные способы получения электроэнергии
(электроэнергия вырабатывается в гидроэлектростанциях— специальных сооружениях построенных на реках) приносят непоправимый ущерб природе и здоровью человека. Загрязнение атмосферы при неэффективном использовании энергоресурсов ведет к глобальному потеплению и как следствие к экологической катастрофе. Поэтому для предотвращения катастрофы нужно что-то делать уже сейчас. Как вы считаете что можно сделать для предотвращения экологической проблемы. Полностью отказаться от электричества мы не можем. (Слушаем ответ ребенка). Да, правильно, мы можем экономить электроэнергию. Самый простой и посильный даже маленьким детям способ уменьшить загрязнение окружающей среды – это бережно относится к электроэнергии. Одним словом это называется энергосбережение.
Повторяем все вместе: энергосбережение.
Выставляется коллаж «Электроприборы».
-Назовите правила обращения с электроприборами (не дергать за шнур, не совать пальцы в розетку, не включать их без разрешения взрослых).
-Ребята, представьте, что электрические приборы вдруг исчезли.
Игра «Что было бы, если бы не было…» (по ТРИЗ) :
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч одному из детей и называет электроприбор. Тот, кто поймал мяч, называет предмет, который выполнял его функцию в прошлом, когда не было электричества:
Пылесос – веник
холодильник – погреб,
магнитофон – музыкальные инструменты,
лампочка – свечка,
стиральная машина – стиральная доска,
электрический утюг – угольный утюг,
телевизор – книга с картинками,
компьютер – пишущая машинка,
электродрель – молоток,
фен – солнце.
-Ребята, у меня для вас волшебные шары и расчески, они нам помогут понять, как образуется электричество. Давайте проведем с ними опыты.
Опыт№1 (с шарами).
Возьмем шар, потрем его о кусочек шерстяной ткани, прислоним к стене.
Что происходит с шарами? (они прилепляются к стене
Как это объяснить? ( ответы детей: волшебные, стали магнитные).
Оказывается, при трении о шерсть шар получает заряд, который отличается от заряда, который имеет стена. Противоположные заряды притягиваются. Вот шар и «держится» за стену.
А теперь потрем шары о шерстяную ткань и прислоним их друг к другу.
Что происходит? (шары отталкиваются).
Почему? (одинаковые заряды отталкиваются).
Вывод: при трении о шерсть шары электризуются.
Опыт№2 (с расческой и кусочками бумаги).
Быстро проведем расческой по сухим волосам, а затем поднесем ее к голове.
Что мы наблюдаем? (волосы встают дыбом)
Почему? (расческа наэлектризовалась и притягивает волосы)
Расчешем еще раз волосы и поднесем расческу к нарезанным кусочкам бумаги, не прикасаясь к ним.
Что происходит с бумагой? (бумага прилипает к расческе).
Почему? (наэлектризованная расческа притягивает бумагу)
Вывод: От трения о волосы на расческе образуется статическое электричество. Оно притягивает волосы и бумагу.
-Вам понравилось проводить опыты? ( ответы детей: да, интересно).
- С каким электричеством мы познакомились? (со статическим электричеством)
А теперь поиграем.
Физкультминутка: «Электроники».
Представьте, что вы маленькие электроники, которые бегут по проводам (дети бегут по кругу). По сигналу: «Стоп!» останавливаются, замерев на одной ноге. По сигналу: «Свет» кружатся, подняв руки вверх, по сигналу «Темнота» приседают. (Игра повторяется 3 раза).
-Ребята, электричество есть и в природе. Отгадайте загадку:
-Стучит без рук, горит без огня, это гром и (молния).
Демонстрируется иллюстрация с изображением грозы.
-Молния-это мощный электрический заряд, который переходит из тучи в землю. Он может ударить в высокое дерево, металлический предмет, движущийся объект на открытой местности. Электричество опасно и в розетках и в природе.
-А могут ли животные производить электричество? (да, некоторые могут).
Демонстрируется иллюстрация с изображением электрического ската.
-Электрический скат, обитающий в морях, использует свое электричество, чтобы убить или обездвижить жертву.
-Электричество человек поселил и у себя дома, без него люди уже не представляют себе жизни. Его производит на электростанциях. Это сложный и трудоемкий процесс. Чтобы электричества хватило всем людям его надо экономить. Как это называется (энергосбережением)
-Ребята, а вы бережно относитесь к электричеству? ( ответы детей: да, но не всегда)
-Давайте разберем ситуации, которые иногда случаются.
Упражнение «Так должно быть или нет?»
1. Я пришел к подруге Ире,
У нее во всей квартире
Свет горит, телевизор говорит,
Радио поет, магнитофон орет,
А она на компьютере играет,
Ничего не замечает.
Так должно быть или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ.
( Ответы детей: нет, не должно быть.)
-Как исправить ситуацию? (выключить электроприборы, которыми не пользуешься, выключить свет в комнатах, где никого нет).
2. Один мальчик после школы
Побежал играть в футбол.
Но оставил свет в окошке,
Чтоб не скучно было кошке.
Дайте мне скорей ответ:
Так должно быть или нет
( Ответы детей: нет, не должно быть, кошка видит и в темноте)
-Что надо делать, уходя из дома? (погасить свет).
3. Солнце утром ярко светит,
Всем ребятам шлет привет.
А Артем в своей квартире
Все равно включает свет.
Дай правильный ответ:
Так должно быть или нет?
( Ответы детей: нет, не надо включать электричество, когда светит солнце).
Теперь у нас есть достаточно знаний для того, чтобы помочь Лизе найти электричество. В путь! С помощью нашего компьютера мы перенесемся в дом, где живут Барбоскины. (Показ слайда № 6) Посмотрите, здесь лежит записка. Что же в нем написано? Ребята, здесь загадки. Чтобы узнать где электричество, нам нужно их разгадать.
Воспитатель:
Дети, о каких приборах эти загадки? (ответы детей)
эти приборы называются бытовыми, они потребляют очень много электроэнергии. Ребята, мне кажется Маша со своей семьей расходовали очень много электрической энергии, вот она у них и пропала. Давайте расскажем Маше о том, как нужно пользоваться бытовыми приборами, чтобы сберечь электричество в доме.
Как использовать, скажите, микроволновую печь?
Чтоб энергию не тратить, чтоб энергию беречь? (Ответы детей)
Использовать микроволновку только для подогрева пищи, а не для приготовления. Выбирать правильный режим температуры и времени.
Лиза собирается феном волосы сушить,
Что вы можете сказать? Как ей лучше поступить? (Дети отвечают)
Перед тем как сушить волосы нужно тщательно вытереть их полотенцем. Волосы лучше сушить естественным путем.
Телевизор очень часто,
Ваш работает напрасно? (Ответы детей)
Телевизор можно смотреть не более двух часов в день. Нельзя оставлять телевизор включенным, если его никто не смотрит.
Наш помощник – пылесос, но опять возник вопрос.
Что нам делать, как нам быть, пылесосить или мыть? (Дети отвечают)
Ковры можно выбивать на улице, можно провести влажную уборку.
Обогреватель весь день напролет, работал, устал,
Как энергии помощь, чтоб его он не съедал. (Ответы детей)
Необходимо утеплить окна, двери. Не держать долго открытую дверь, особенно в холодный период. Не накрывать батареи. Проветривать помещение, ненадолго, широко открыв окна.
Воспитатель:
Дети, расскажите, кто из вас экономит электроэнергию и как вы это делаете у себя дома? (Ответы детей. Уходя гасим свет, кипятим в чайнике только необходимое количество воды, чтобы в следующий раз не кипятить ту же воду, пользуемся энергосберегающими лампочками)
Теперь, ребята, благодаря вам, Маша и ее семья научились беречь энергию. Поэтому, думаю, электричество вернется к ним само. А мы давайте вернемся на свои рабочие места и изготовим «энергосберегающие знаки» .
Дети, достаем белый картон, простой карандаш, цветные карандаши. Рисуем круг на весь лист белого картона. Вспоминаем, как мы рисуем круг. Правильно, обращаюсь к ребенку, круг мы начинаем рисовать снизу, затем плавно поднимаемся вверх. Нарисовали? Молодцы. Теперь вы должны придумать какой-нибудь запрещающий или предписывающий знак и нарисовать его внутри вашего круга. Этот знак будет служить Маше подсказкой, в освоении энергосберегающего образа жизни.
Для примера два энергосберегающих знака вывешены на доске.
-Ребята, свет вы зря не жгите, его вы берегите!
Давайте запомним правила энергосбережения :
-уходя из дома – гасите свет;
-не включайте много электроприборов;
-не включайте свет в солнечную погоду;
-не оставляйте включенным телевизор, магнитофон, радио, компьютер, если вы их больше не смотрите и не слушаете;
-А на прощание я подарю вам лампочку, но не простую, а энергосберегающую. У вас дома, наверно, есть такие?
( Ответы детей: да, есть).
Ее можно вкрутить в детском саду и электроэнергии будет расходоваться значительно меньше.
Рефлексия: - Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось больше всего? Какие опыты вы повторите дома? Как теперь будете относиться к электричеству?