Томилова Ольга
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Дружат дети всей Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.
Задачи: 1. Познакомить детей с разными народами, населяющими планету.
Познакомить с элементами разной культуры этих народов.
Показать, в чём состоит различие и сходство людей разных рас.
Вызвать интерес к культуре, деятельности, быту других народов.
2. Продолжать работу по расширению кругозора у детей.
Закреплять умение участвовать в совместной игре с другими детьми.
Развивать умение игрового общения.
Обогащать словарь, закрепляя новые слова.
Темочки:
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
3. Воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов.
Воспитывать чувство общности.
Интеграция образовательных областей:
• Познание
• Художественно-эстетическое развитие
• Речевое развитие
• Физическое развитие
Оборудование: системный блок мультимедиа, магнитофон, аудиокассета с песнями «Из чего наш мир состоит», «Чунга-чанга», «Умка», «Большой хоровод»; мольберт, предметы атрибутики разных стран (бусы, вееры, султанчики); атрибутика Феи цветов, указка- волшебная палочка, глобус, картонные «куклы мира», льдины из бумаги, варежки, шарфы, шапки, 4 кружочка на липучке.
Предварительная работа:
• Чтение сказки М. Цветаевой «Цветик- семицветик».
• Решение головоломок.
Ход НОД.
1. Под песню «Из чего наш мир состоит» воспитатель проводит детей в центр зала, образуя круг.
«Солнечный круг»
-Давайте возьмёмся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнёмся соседям своей самой доброй улыбкой.
-А теперь закроем глаза: не отпуская рук, вытянем их вперёд и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас тёплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же тёплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все мы –большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой и никакие тучи не смогут нас разъединить.
-Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами. И начнём наше путешествие. А вы хотите отправиться в путешествие? А как называют людей, которые любят путешествовать? А вы хотите стать путешественниками?
-Ребята, посмотрите, что это (глобус). А что изображено на глобусе? Глобус-это изображение нашего земного шара. Давайте с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей.
-Закройте На минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдёт маленькое превращение. (Звучит волшебная музыка. Воспитатель превращается в Фею цветов)
-Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в Фею цветов. А значит, больше всего на свете я люблю что?
-Правильно, цветы. У меня их очень много. Один из своих цветиков-четырёхцветиков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и произнести волшебные слова: «В цветнике цветут цветы, поиграем с ними мы».
_-Давайте скажем все вместе громко…
-А теперь тихо, это всё-таки волшебные слова.
Включается мультиэкран: Дети монголоидной расы.
-Ребята, посмотрите, «проснулся» наш волшебный экран. (На экране появляются иллюстрации с изображением японской девочки).
Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? Как вы догадались? (Разрез глаз, причёска, национальная одежда).
-Правильно, эта девочка из страны Восходящего Солнца- Японии. Там высокие горы (Показ слайдов) и необычные многоярусные храмы. Эта японская девочка могла много рассказать о своей стране, только как же мы её поймём? (Варианты ответов).
-Мы могли бы понять друг друга с помощью мимики нашего лица и жестов рук. Давай поприветствуем японскую девочку.
-В Японии люди приветствуют друг друга поклоном (Слайд). Давайте поздороваемся друг с другом по-японски.
-А как бы нам подружиться с той девочкой? (Варианты ответов).
-А что любят делать все дети? (Играть).
-В Японии очень любят разные головоломки: оригами- искусство складывания из бумаги (Слайд и демонстрация поделок, танграм- выкладывание геометрических фигур (Слайд).
-А вы хотите поиграть в эту игру? Делитесь на две команды. Каждая команда должна сложить из этих фигур одну. (Под музыку).
-Что у вас получилось? Вам понравилась игра?
-Давайте помашем рукой девочке. На память она нам оставила картинкуи с изображением японских детей. (Демонстрация).
-Давайте отметим на нашем глобусе, где мы были.
-Теперь нам пора лететь дальше. Отрываем ещё один лепесток и вспоминаем волшебные слова (Дети встают в круг и произносят слова).
Мультиэкран: Дети негроидной расы. (Слайд).
-Кого показывает нам экран? Кто из вас знает, где живут дети с чёрным цветом кожи? (В Африке). Почему у людей в Африке такая тёмная кожа? (Жарко). Действительно, в Африке очень жарко, поэтому и одежда у них какая? (Лёгкая).(Слайд).
-А вот как выглядит жилище жителей Африки. (Слайд).
-Мы не знаем языка африканцев, поэтому поздороваемся без слов. Некоторые племена здороваются носами, вот так. Давайте поздороваемся друг с другом по-африкански.
-Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? (Играть). А вы хотите превратиться в негров и станцевать? (Дети одевают бусы, берут султанчики и танцуют под «Чунга-чанга»).
-Ну что ж, ребята, мы нашли друзей в жарких странах. В память о себе они нам подарили картинки.
-Сколько у нас осталось ещё лепестков? Встанем в кружок и произнесём волшебные слова.
Мультиэкран: Эскимосы. (Слайд).
Посмотрите на экран. Почему этот человек так тепло одет?
-Как вы думаете, где он живёт?
-А вы знаете, как называется народ, живущий на Севере?
-А как вы думаете, почему у северных народов такой узкий разрез глаз?
-Вы, знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу. (Слайд) Так как это северный народ, то жилище они строят из больших обточенных кусков льда. В нём раскладывают меховые шкуры, разжигают огонь. Суровый мороз снаружи не даёт растаять толстым слоям снега. Как вы думаете, чем любят заниматься эскимосы? (Охотиться и ловить рыбу).
-А здороваются они помахивая руками, вот так. Давайте поздороваемся друг с другом по-эскимосски.
-Вы хотите подружиться с ними? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских ребятишек «Белые медведи».
-На Севере холодно, давайте оденемся потеплее. (Дети одевают шапки, шарфы, варежки).
Игра «Белые медведи». (Под музыку «Песенка о медведях»).
Дети разбиваются на две команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу дети перемещаются с льдины на льдину. Когда все доберутся, нужно удержаться на льдине, чтобы никто не очутился в холодной воде.
-Молодцы! Вы проявили настоящую дружбу и про вас можно сказать, как в пословицах:
«Сам -погибай, а товарища -выручай!»
«Друг познаётся в беде»
-Как вы понимаете значение этих пословиц?
-Ну что ж, в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. На память они подарили нам картинки.
-У нас остался последний лепесток, а ведь нам нужно вернуться домой…
-Давайте скажем волшебные слова…
Мультиэкран: Дети европеоидной расы. (Слайд. Фотография детей из детского сада).
-Посмотрите, это дети из нашего детского сада. Они очень дружные, любят петь, играть и танцевать. Они приготовили нам сюрприз.
Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый должен взять по карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку. И тогда мы сможем прочитать что-то важное.
-Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Читают читающие дети).(Мир и дружба).
-Почему это важные слова? А вы по-настоящему дружные ребята? Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами играть?
-А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, внимание,).
Закрепление.
Действительно, мы такие разные- взрослые и дети Земли. А чем мы различаемся?
-разговариваем на разных языках;
-по-разному одеваемся;
-по-разному выглядим;
-по-разному здороваемся;
-у нас разные жилища;
-мы живём в разных уголках земного шара.
-Вы пока ещё дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и дружба на нашей планете.
-Глядя на вас я убедилась, что вы дружные, добрые, готовы прийти друг другу на помощь.
-А сейчас давайте устроим большой хоровод. (Дети встают в круг под песню «Большой хоровод»).
-Ребята, а вы хотите что- нибудь подарить детям других национальностей? (Варианты).
-А вы хотите им что-нибудь нарисовать? (Дети садятся за столы и рисуют).
Литература:
1. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника. Москва 2007г.
2. О. Р. Меремьянина. Развитие социальных навыков детей»