Екатерина Шохирева
НОД по РЭМП «Как муравьишка домой спешил» (по сказке В. Бианки)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- упражнять в умении ориентироваться по плану;
- развивать навыки количественного счёта (прямого и обратного) в пределах 10;
- закрепить знания порядка следования чисел в натуральном ряду, знание цифр;
- развивать навыки решения арифметических задач на сложение чисел в пределах 10 с опорой на наглядный материал;
- развивать логическое мышление детей, умение находить закономерность;
- развивать внимание детей, умение строить симметричные линии;
- развивать мыслительные операции, мелкую моторику рук;
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
Материал:
Публикация «НОД по РЭМП „Как муравьишка домой спешил“ (по сказке В, Бианки)» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Конспекты по математике, ФЭМП
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Как муравьишка домой спешил», Бианки В.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- демонстрационный материал (план маршрута)
- раздаточный материал (набор цифр от 1 до 10; знаки арифметических действий "+", "-", "="; карточки "Восстанови числовой ряд"; логические таблицы и набор элементов для дополнения таблиц (домик для божьих коровок); образцы для рисования по клеточкам (бабочка); карточки "Соедини по точкам"; простые карандаши; наборы элементов для игры "Сложи квадрат" ; сигнальные карточки.
Формы работы с детьми:
I.Организационный момент. Введение в тему занятия.
Дети и воспитатель усаживаются на ковёр.
- Я хочу вам рассказать историю о муравье, который спешил домой. Звали его Кузя. Вот он (показать изображение). Под старой берёзой муравьи сделали большой муравейник. Жили они дружно. Кузя был любознательным муравьём. Однажды после работы он решил посмотреть, как далеко видно со старой берёзы. Он быстро побежал вверх по стволу, уселся на берёзовый листок и огляделся по сторонам. Но тут налетел ветерок, лист сорвался с берёзы и полетел по воздуху, унося Кузю всё дальше и дальше от муравейника. Кузя оказался на лугу, поднялся на высокую травинку и увидел вдалеке верхушку своей берёзы. К ней и надо спешить. Ведь Кузя знал, что с наступлением темноты, все входы в муравейник будут закрыты. А оставаться ночью одному на лугу опасно. Вот только по лугу пройти не так просто.
- Что же делать ребята (предложения детей).
- Давайте поможем муравьишке добраться до дома. Что могло бы нам помочь быстрее ориентироваться на местности (план, карта)
- Подойдите к доске и внимательно рассмотрите карту луга.
II. Работа с планом.
1. Количественный счёт (прямой и обратный в пределах 10, обратный порядок следования чисел в натуральном ряду, д/и "восстанови числовой мост".
- Где находится муравейник, к которому надо спешить (под берёзой)
- А где же сейчас муравьишка (возле реки)
- Что ему делать (переправиться через реку)
- Необходимо восстановить мост, но он не простой, а числовой. В каком порядке расположены на нём числа (обратном, от 10 до 1)
- Вспомните прямой и обратный счёт. (Даня, Оля от 1 до 10; Максим, Миша от 10 до 1). А теперь попробуйте восстановить числовой мост. Садитесь за столы. (Встать вполоборота) Перед вами карточки-мосты с пропущенными числами, восстановите числовой ряд (используют набор цифр от 1 до 10). Андрей поможет мне у доски.
- Андрей, расскажи, как ты восстанавливал числовой ряд, каких чисел не хватало, как ты их расставлял.
- Ребята, проверьте свои мосты. Оцените результат сигнальной карточкой. Отлично! Отложите карточки на край стола.
- Мы восстановили мост и Кузя поспешил дальше. Выбившись из сил, он присел на пенёк, где росли грибы.
2. Решение арифметической задачи на сложение.
- Рома, покажи на карте, где сейчас наш муравей. Хорошо, садись. Чтобы Кузя мог отправиться дальше, помогите ему решить задачу:
Три больших, два маленьких, маленьких удаленьких -
Целая семья опят. Сколько их на пне сидят?
- Сколько больших грибов? - 3. Обозначим их овалами.
- Сколько маленьких? - 2. Обозначим их кругами.
(Дети выкладывают геометрические фигуры у себя на столах)
- Одинаковое ли количество маленьких и больших грибов (нет)
- Каких больше? На сколько? Каких меньше? На сколько? Сколько всего грибов?
- Давайте выложим решение задачи с помощью цифр и знаков арифметических действий. Юра сделает это у доски, остальные на - местах.
- Юра, прочитай решение задачи: 3+2=5
- Почему знак "+"?
- Хорошо, садись. Ребята, проверьте свои решения. Оцените результат сигнальной карточкой. Отлично! Отложите карточки на край стола.
з. Физкультминутка.
- Хорошо поработали, а теперь отдохнём.
Отдых наш - физкультминутка. Занимай свои места!
Раз - присели, два - привстали. Руки кверху все подняли.
Сели, встали. Сели, встали. Ванькой-встанькой будто стали.
А потом пустились вскачь, будто наш упругий мяч.
4. Нахождение закономерности, д/и "Посели божью коровку в дом"
- Кузя тоже отдохнул и отправился дальше. Он уже дошёл до старого пня у ёлочки, как услышал, что кто-то громко спорит.
- Максим, покажи на карте, где сейчас муравей. Хорошо, садись.
- Спор вели божьи коровки. Они никак не могли договориться, кто и в каком доме займёт оставшуюся квартиру, и попросили Кузю помочь им разрешить спор.
- У каждого из вас на столе домик, в котором только одна квартира свободна, и божьи коровки, желающие туда поселиться. Подумайте и решите, какая из них может это сделать. Будьте внимательны, так как на этажах они расположены в определённой закономерности. (Дети выполняют задание)
- Справились, а теперь поменяйтесь карточками с соседом и проверьте его работу. Если всё правильно, поднимите красную сигнальную карточку.
-Оля, какую божью коровку выбрал Рома? Почему? По какому признаку (по узору из точек на спине (Фронтальный опрос детей)
- Молодцы! Отложите карточки на край стола.
- В благодарность за помощь одна из божьих коровок понесла Кузю к старой берёзе. Но ей тяжело было лететь с грузом на спине и она села отдохнуть у цветка.
- Миша, покажи на карте, где оказался Кузя? Хорошо, садись.
5. Пальчиковая гимнастика "Цветок"
- Давайте вспомним нашу игру для пальчиков "Цветок"
Наши нежные цветки
(ладони сложить в виде бутона цветка)
распускают лепестки
(развести пальцы рук)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(пошевелить пальчиками)
Тихо засыпают,
(соединить пальчики)
головками качают.
(покрутить кистями рук вправо, влево)
6. Симметричное рисование, д/и "Разбуди бабочку"
- На цветке спала бабочка. Если её разбудить, она вмиг донесёт Кузю до муравейника. Муравей поблагодарил божью коровку за помощь и принялся будить бабочку. Но она никак не хотела расправлять свои крылышки и выглядела как на этом рисунке. (Показать изображение половина бабочки)
- Помогите муравьишке, дорисуйте крылышко бабочке и вы разбудите её. Тело у бабочки симметричное, поэтому рисовать надо в зеркальном отражении. (Дети рисуют на листах в клетку)
- Вот вы и разбудили бабочку. Она принесла нашего Кузю к муравейнику. Олеся, покажи на карте, где сейчас муравьишка. Хорошо.
- Муравьишка поблагодарил бабочку и попрощался с ней.
7. Сложение целого из частей, д/и "Сложи квадрат"
- Кузя у муравейника, все двери уже закрыты, кроме одной. Чтобы узнать, какая это дверь вам необходимо из фрагментов (частей, лежащих в конверте, собрать фигуру, форму которой имеет дверь. (Дети выполняют задание)
- Что у вас получилось (Отвечают 3-4 ребёнка)
- Правильно, дверь имеет форму квадрата.
8. Итог занятия.
- Вот Кузя в муравейнике, теперь ему ничто не угрожает. Но без вашей помощи ему бы это было не под силу.
- Понравилось вам помогать муравьишке? Оцените то, как вы справились с заданием. (Поднимают сигнальные карточки)
- Вы большие молодцы!В благодарность за помощь вам от Кузи эти угощения.