Наталья Кресс
«Позаботимся о ёлочках». Конспект НОД по рисованию в разновозрастной группе детского сада (дети 3–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: вызвать у детей желание заботиться о природе родного края, изготовить рисунки-плакаты, призывающие людей беречь лес, не рубить ёлки к новогоднему празднику;
- учить детей 3-4 лет рисовать ёлку на всем листе бумаги, правильно передавать строение дерева (ствол и ветки);
- учить детей 4-6 лет изображать ёлку в соответствии с содержанием стихотворения, рисовать на ветвях шишки, снег; вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.
Публикация «„Позаботимся о ёлочках“, Конспект НОД по рисованию в разновозрастной группе детского сада (дети 3–6 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый год. Рисование
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Предварительная работа. Рассматривание и описание ёлки на площадке детского сада, на картинках, иллюстрациях.
Материалы, инструменты, оборудование.
У воспитателя рисунок с изображением ёлки, расположенной на горе; бумага и краски для показа приемов рисования ёлки; ширма, зайка – игрушка для кукольного театра.
У детей 3-4 лет листы бумаги размером с альбомного листа, гуашь, кисточки.
У детей 4-6 лет альбомные листы бумаги, краски (акварельные, гуашь) и кисточки.
Ход НОД. Занятие начинается со всеми детьми. Дети рассаживаются на ковре полукругом перед ширмой, из-за которой появляется Зайка (наручная игрушка для кукольного театра). Он здоровается с детьми грустным голосом. Воспитатель спрашивает Зайчика, почему он такой грустный. Зайка рассказывает, что скоро новогодний праздник, поэтому в лесу появились лесорубы, которые рубят ёлки. Если их не остановить, ёлки исчезнут, лес поредеет, и зверятам негде будет жить. Педагог предлагает детям помочь Зайчику защитить лес, нарисовать ёлочки и подписать рисунки так, чтобы они призывали всех людей беречь лес, не рубить ёлки, а к новогоднему празднику приобретать искусственные ёлки в магазине.
Показать картинку с изображением ели. Дети называют и показывают части дерева (длинный ствол, ветки направлены вниз). Воспитатель поэтапно объясняет и показывает способы изображения ёлки (подробное объяснение необходимо для младших дошкольников): нажимом на весь ворс кисти сверху вниз нарисовать ствол, а затем ветки, направленные вниз. Ветки начинать рисовать нужно сверху вниз, располагать их парами. Вверху веточки будут короткими, потом все длиннее и длиннее, а внизу - самые длинные.
Младшие дошкольники под присмотром младшего воспитателя начинают рисовать. Зайка рассказывает детям постарше, что у него в лесу есть любимая ёлочка. Читает про неё стихотворение:
Вырастала елка
В лесу на горе.
У неё иголки
Зимой в серебре,
У неё на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах…
Елена Трутнева
- Давайте для Зайчика нарисуем его любимую ёлочку.
- Вспомните, что в стихотворении говорится о шишках? («У неё на шишках ледышки стучат».)
- Как описан снег на ветках ели? («Снежное пальтишко лежит на плечах»).
- Нарисуем ёлку на высокой горе со снежным пальтишком на плечах, с шишками, с ледышками.
- С чего начнете рисовать елку? (Со ствола.)
- Как будете рисовать ветки? (Сверху короткие, ниже подлиннее; чем ниже ветки, тем длиннее их нужно рисовать.)
- Какой формы нарисуете шишки? (Показать, как нарисовать овальные шишки внизу ветки ели коричневой краской приемом примакивания.)
- Как можно нарисовать снег на ветках ели? (Провести широкую полосу вверху ветки: снег лежит ровно, погода тихая; нанести горизонтальные мазки по верху ветки: снег лежит хлопьями, погода ветреная.)
Дети 4-6 лет приступают к рисованию. Сначала рисуют горку (дугу, потом ёлку и дополнительные предметы (по желанию).
В процессе работы педагог следит, чтобы дети постарше правильно передали форму ствола (вверху тонкий, а книзу расширяется) и пирамидальное строение ели.
К концу рисования можно предложить детям 4-6 лет изобразить дополнительные предметы: зверьков на горке или внизу, следы зверей, кустик, падающий снег и т. д.
Дети 3-4 лет заканчивают работу над рисунком раньше детей 4-6 лет. Воспитатель выставляет рисунки на стенд, Зайка хвалит малышей за старание. Дети идут мыть руки под присмотром младшего воспитателя.
Дети 4-6 лет заканчивают работу над рисунками и вместе с воспитателем рассматривают работы. Среди их рисунков Зайка находит те рисунки, на которых ёлки получились такими же, как в стихотворении Е. Трутневой. Он хвалит тех, кто внес в свои работы интересные дополнения.
Примечание к организации НОД в разновозрастной группе детского сада: начало НОД по рисованию в нашем случае является общим для разных возрастных подгрупп: все дети садятся одновременно, задания и указания педагога также сообщаются одновременно всем подгруппам. В ходе НОД при одновременном объяснении темы, задач и способов действия надо постепенно раскрывать их некоторое своеобразие для детей разного возраста, начиная с малышей. Хорошо, если указания младшей подгруппе в какой-то степени являются составной частью последующего объяснения для старших. Это позволит активизировать всю группу и до минимума сократить ожидание старшими детьми возможности приступить к работе.
Окончание НОД посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Если НОД начинается одновременно со всеми детьми, то заканчивать нужно постепенно: вначале младшие, затем более старшие.
В свободное время воспитатель предлагает детям подписать рисунки с помощью трафаретов. Обсуждает, какие надписи можно сделать на рисунках-плакатах. Например: «Берегите лес, не рубите ёлки», «Сохраним наш лес», «Не обижайте лесных красавиц - ёлочек» и т. д. Во время прогулки можно развесить рисунки в общественных местах деревни: возле детского сада, школы, библиотеки, магазина, конторы и т. д.
Использованная литература:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Кн. для воспитателей дет. сада. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2001.
2. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Фотографии с прогулки по родной деревне, во время которой были развешаны рисунки-плакаты, созданные руками дошкольников