Алина Салмина
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Братья наши меньшие»
▼ Скачать
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе закрепления знаний детей о домашних питомцах
Задачи: 1. Обеспечить условия для расширения и обогащения представления детей о кошках и собаках и других домашних питомцах
2. Развивать логическое мышление, внимание, зрительную память, смекалку, умение аргументировать свои высказывания.
3. Воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца
Активизация словаря:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в средней группе „Братья наши меньшие“» размещена в разделах
Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание иллюстраций на тему: «Домашние животные». фотографии или рисунки своих питомцев.
Развивающая предметно-пространственная среда : иллюстрации, муляжи домашних животных, краски, кисти.
Технологии (методы) : словесный, игровой, наглядный, здоровьесберегающие и игровые технологии, поощрение, анализ детей.
Ход НОД:
Вводная часть:
Дети входят в группу. В центре ковра стоит ящик или сундук с мягкими игрушками среди которых кошки, щенки, тигр, лев, рысь, лиса, волк. Каждый выбирает себе игрушку, рассматривает усаживается на ковер вместе с воспитателем.
Воспитатель:
Вам понравился мой сюрприз?
Вы хорошо рассмотрели игрушки?
Как одним словом можно назвать тех, кого эти игрушки изображают? Животные, а еще их называют звери.
А давайте найдем похожих животных?
На кого, например, похож котенок? А щенок?
На самом деле эти животные родственники? Кошки родственники диких животных, таких как тигр, лев, рысь. А собаки в родстве с лисами и волками?
Мы можем с вами найти общие их особенности. Попробуем? Я начну. У всех этих животных тело покрыто шерстью (предъявляет детям куб с наклеенной на грань символическим изображением шерсти)
Сколько ног у каждого животного? (символические изображение конечностей)
Чем они едят пищу (символические изображение зубов)
Что есть на лапах каждого животного (символическое изображение когтей)
Кто назовет все общие признаки зверей, глядя на картинки на кубиках?
А давайте с вами порассуждаем, зачем зверям теплая, густая шерсть?
Зачем им четыре лапы?
Зачем нужны острые зубы?
Для чего нужны когти на лапах?
И как же добывают себе пищу все эти звери? (они охотятся)
Да, они охотятся совсем так, как кот охотится на мышку. И мы сейчас поиграем пальчиками:
Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»
Кошка песенку поет,
Поохотится идет,
Пальцы правой руки «шагают» по столу
Коготочки выпускает,
Мышку серую пугает Кулаки медленно разжимаются, выпрямляются пальцы, «кошка» выпускает коготки, затем сжимаются в кулак
Кисонька крадется тише
Каждый шорох в доме слышит, Пальцы правой руки медленно «шагают» по столу (крадутся)
Ну-ка, мышка, не зевай,
Прочь скорее убегай!» Пальцы левой руки («мышка»)быстро убегают
Вот такая дружба у кота с мышами. А любят ли собаки кошек? Давайте проверим. Поиграем в нашу любимую игру «Лохматый пес».
А сейчас мы с вами увидим интересную историю, которая произошла с одним щенком,. Садитесь поудобнее, будем смотреть мультфильм.
(Просмотр мультфильма «Кто сказал «мяу»?» .)
Интересная история? Вы запомнили, с кем встречался щенок во время своих поисков?
Давайте с помощью картинок, вспомним, как все было. Картинки у вас в конвертиках. Каждый будет выкладывать свою историю в картинках.
Где жил герой мультфильма? (в доме или во дворе)
Отчего же проснулся щенок?
С кем он встретился во дворе?
Кто попался навстречу песику у крыльца?
С кем побеседовал малыш у собачьей конуры?
Какая встреча закончилась для щенка неприятностью? Что с ним случилось?
У пруда с кем разговаривал малыш? Что интересного он узнал?
Где нашел щенок то, что искал?
Что произошло после этой встречи?
Чему же научился малыш за этот день, что нового он узнал?
А как вы думаете, как должны вести себя люди по отношению к животным?
Мы с вами уже сейчас можем помочь одному маленькому котенку. Вот он (изображение на оконном стекле.) Он вышел из дома, а тут пошел густой снег. И теперь малыш не может найти дорогу домой, давайте нарисуем ему дорожку к дому.
- Ребята,о ком мы с вами сегодня разговариваем на занятии, повторим, угадав загадки.
Отгадывание загадок: 1. Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник (Лошадь)
2. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова.
Лыки дерет, а лаптей не плетет (Коза)
3. Маленький шарик
Под лавкой шарит (Мышь)
4. По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан (Баран)
5. Вся мохнатенькая,
Четыре лапки,
Сама усатенькая
Два яхонта под шапкой (Кошка)
6. Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьет он из корытца. (Поросенок)
7. Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке щетинка (Свинка)
8. Почему корова эта
Маленького роста?
Отвечает Вове Света:
– Очень даже просто,
Это же – ребенок,
Это же – … (Теленок)
9. Меня сумеешь обуздать,
А я сумею другим стать (Жеребенок)
10. Быстрый прыжок,
Теплый пушок,
Красный глазок (Кролик)
11. Стоит копна посреди двора-
Спереди вилы, сзади метла (Корова)
12. Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет –
Она знать дает (Собака)
13. Что за зверь со мной играет –
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки? (Котенок)
14. Белый хвост, черный нос
Наши тапочки унес
В уголок, под кровать,
И не хочет отдавать (Щенок)
15. Серые, да не волки,
Длинноухи, да не зайцы,
С копытами, да не лошади (Ослы)
16. Кто в составе каравана,
Выгнув шею гордо,
Вдаль идет через барханы,
Важный и двугорбый (Верблюд)
Молодцы! Вы отгадали все мои загадки. А теперь ответьте, о каких животных в них шла речь? Совершенно верно они посвящены домашним животным.
Многие домашние животные живут с человеком давно – несколько тысяч лет. Люди приручили их в глубокой древности, приручили и сделали их своими надежными помощниками и друзьями. Домашние животные дают человеку: мясо, молоко, яйца, шерсть, мед, пух и даже шелк. Перевозят грузы, несут сторожевую службу, помогают пахать землю, путешествовать.
Трудно было бы человеку без домашних животных, а может, без них он просто и не смог бы выжить. Их не так много. На земле обитает больше миллиарда видов диких животных, а люди приручили и одомашнили всего несколько десятков видов.
Наше сегодняшнее путешествие с домашними животными мы продолжим викториной.
Викторина «Домашние животные»
1. Самое верное и преданное человеку животное, помогающее ему в самых разнообразных областях жизни, даже в освоение космического пространства. За это благодарное человечество увековечило образ этого животного в памятнике. (Собака)
2. Это животное называют «живым кораблем пустыни». Долгое время он может обходиться без воды и пищи благодаря большому скоплению жира в горбах. (Верблюд)
3. До появления телефона, телеграфа, транспортных средств эта птица служила человеку почтальоном. Обладает удивительным свойством – всегда возвращается в свое гнездовье. Принесла немалую пользу человечеству. В Париже и Англии этой птице поставлены памятники. Она по праву считается посланцем мира. (Голубь)
4. Это животное живет рядом с человеком около восьми-девяти тысяч лет. Оно довольно неприхотливое и само может позаботиться о своем пропитании. Питается в основном травой и листьями деревьев и кустарников. Это животное дает человеку молоко, шерсть, мясо, кожу и пух. (Коза)
5. Имя этого животного в народе считается бранным. Его несправедливо считают упрямым и ленивым животным, хотя вот уже более шести тысяч лет животное служит людям. (Осел)
6. Это существо довольно загадочное, хотя и живет рядом с нами много тысяч лет. Оно очень чистоплотное. Обладает острым зрением, может прекрасно ориентироваться в темноте. Ходит бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками; ловко лазает по деревьям. (Кошка)
7. Милое, симпатичное животное, считается чрезвычайно плодовитым, двоюродный брат зайца (Кролик)
8. Этому животному посвящено немало стихов, песен, сложено легенд и сказок, написано немало книг. На протяжении довольно долгого времени оно, верно, служит человеку, помогает во многих его делах. Из молока этого животного человек научился приготовлять целебный напиток – кумыс. (Лошадь)
9. Маленький энергичный зверек, с короткими лапами и густым, красивым мехом, который очень высоко ценится человеком. (Норка)
10. Главное сельскохозяйственное животное, дающее людям мясной и молочный продукт. (Корова)
«Голова и хвост».
Следующий конкурс пословиц и поговорок о домашних животных. Вам необходимо соединить начало и конец пословиц и поговорок.
Собака человеку неизменный друг
Лег верблюд – так приехали
Осла узнают по ушам, а медведя по когтям
Без пастуха и овцы не стадо
Погоняй коня не кнутом, а овсецом
Где у кошки дела- мышам делать нечего
Корова на дворе – еда на столе
От прыткой козы ни забор, ни запор
«Потерялись малыши»
Помогите малышам
Потерялись дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!
Жеребенок тонконогий
Бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший –
Не догонит мама – лошадь
Шею вытянул гусенок,
Озирается спросонок.
Еле-еле соню сына
Под крылом нашла гусыня
Верблюжонок у ворот
Маму жалобно зовет,
Не бойся – не заблудится
Придет домой верблюдица
Что стряслось у индюшат?
Почему они спешат?
У сарая, за кадушкой,
Червяка нашла индюшка
Эй, утята, вы куда?
Здесь собачья будка!
Ждет вас около пруда
Ваша мама – утка
Опустив печально хвостик,
Маму ждет послушный ослик.
Целый день должна трудиться
Мама ослика – ослица
Малыши и мамы рады –
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят. (Я. Пишумов)
«Зверье мое»
В игре участвуют ребята в командном составе. Каждой команде дается по три задания: совместными усилиями завершить рисунок таким образом, чтобы получилось изображение домашнего животного. Например: коза, олень, лошадь, верблюд, свинья, кролик.
«Угадай животное»
Карточки с изображениями домашних животных разрезаются на четыре части и смешиваются. Учащиеся делятся на команды. Перед каждой командой ставиться задача: за отведенное время подобрать карточки и выложить определенное домашнее животное. Побеждает команда, которая первой успешно справится с поставленной задачей.
«Гав и мяу!»
А сейчас будем гавкать и мяукать. Я называю автора и заголовок книги, а вы, догадавшись, кто герой – кошка или собака, – должны быстро и правильно подать голос: или «Мяу!» или «Гав!» Начинаем!
Ш. Перро Кот в сапогах
Н. Носов Бобик в гостях у Барбоса
Н. Носов Живая шляпа
С. Маршак Сказка о глупом мышонке
«Жил-был пес» (украинская народная сказка)
Н. Гарин-Михайловский Тема и Жучка
М. Горький Воробьишко
С. Маршак Усатый-полосатый
А. Чехов Каштанка
К. Паустовский Кот – ворюга
Ю. Коваль Алый
И. Тургеньев Му-му
Э. Успенский Дядя Федор, пес и кот
В. Сутеев Кто сказал «мяу»?
Г. Остер Котенок по имени Гав
Р. Киплинг Кошка, которая гуляла сама по себе
Составление правил дружбы «Если ты завел себе друга»
1. Собрать необходимую информацию о содержании животного дома.
2. Составить список всего необходимого для правильного содержания и ухода.
3. Изучить обязанности по уходу, гарантии его здоровья и нормальной жизнедеятельности.
Живут они везде:
На суше и в воде.
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьезные и умные,
Смешные, беззаботные.
Зовут же их… (животные).
-Правильно, и говорить мы сегодня будем о животных. Каких животных вы знаете?
- Как вы думаете, где могут жить животные? (На суше, под водой, под землей).
- Существуют животные, которые живут в природе и сами добывают себе пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жилье. Как называют таких животных? (дикие животные) .- А как мы назовем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные) - Чем жизнь домашних животных отличается от жизни диких животных? (О домашних животных заботится человек, а дикие сами о себе заботятся) -Скажите, у кого дома живут домашние животные?
Основная часть:
- Сегодня мы с вами поговорим о наших любимых питомцах.
-Ребята, попробуйте отгадать загадки:
Мягкие лапки, на лапках царапки. (Кошка)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака).
Соседи по клетке совсем не нужны
Хозяйские руки мне только важны
И знаю, что самый любимый зверек
Для них это я - их малыш. (хомячок)
Может жить она везде,
И на суше, и в воде.
В панцире со всех сторон,
Не раздавит даже слон.
Вот, вручила Буратино,
Ключик из болотной тины.
Тяжела её рубаха,
Кто же это… (черепаха).
Стоит на комоде стеклянный сосуд.
Улитки и рыбки в сосуде живут.
Но только оттуда ты рыб не лови!
На рыбок красивых ты просто смотри.
(Аквариум)
Клетка в комнате висит,
Чудо птица в ней сидит,
То пронзительно кричит,
То возьмёт, заговорит.
Ну, подумай, угадай,
Что за птица?. (Попугай)
- Скажите, ребята, а для чего нужны человеку домашние животные (Они дают человеку шерсть, мясо, молоко, помогают в работе, собаки сторожат жилье)
- Не всегда животное приносит какую-нибудь пользу, однако человек любит и заботится о нем.
-Домашние любимцы – это животные, живущие рядом с нами; они создают хорошее настроение и являются объектами привязанности своих хозяев. Они делят с нами все радости и невзгоды, мы же о них заботимся, и считаем членами соей семьи.
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет лапки в коготки! (Кошка)
- Правильно, а как называются детеныши кошки? (Котята)
- Какой у кошки хвост? (Длинный)
- Какой у неё носик? (Черный,маленький.)
- А чем можно кормить кошку? (Молоко, специальный корм)
- Как называются ноги у кошки? (Лапы.)
- Какие породы кошек вы знаете? (Британская,сиамская, сибирская, ,персидская,сфинкс и др.)
-В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
К своим ласкается,
На чужих ругается. (Собака)
- Правильно, ребята. А у кого есть дома собака? А как вы за ней ухаживаете? Чем кормите?
- Какой у неё хвост? (Ответы детей)
-Как зовут детенышей собаки? (Щенята)
-Какую пользу приносят собаки человеку? (Ответы детей)
Ребята,а какие породы собак вы знаете? (Бульдог,колли, терьер, такса, пудель, борзая,овчарка)
Весёлый Насмешник
В квартире живёт.
Весёлый Насмешник
Орехи грызёт. (Попугай.)
- Ребята, а вы знаете, чем можно кормить попугая? (ответы детей)
-А как называются ноги у попугая? (Лапы).
-Давайте посмотрим, а сколько лап у попугая? Крыльев?
-А как называется нос у попугая? (Клюв)
- А как называются детеныши попугая (птицы? (Птенцы
-Давайте сравним: у кошки шерсть, а у попугая….? (Перья)
-Ребята, вы дома подготовили рисунки и фотографии о своих любимых домашних питомцах, расскажите о них
Г) Физкультминутка. "Кошка"
Д) Игра на развитие зрительного внимания «Кто спрятался на картинке?»
- Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите, кто спрятался на картинке? (Детям предлагается рассмотреть картинку с силуэтами домашних животных). Какие это животные?
Е) Пальчиковая гимнастика: «Маленькая черепашка»
Ж) Игра «Чем угостим друзей?» Нужно «накормить» питомцев.
З)Дидактическая игра «Скажи ласково» :
Заключительная часть:
- О каких животных мы говорили сегодня на занятии?
- Как человек заботится о них?
-Что надо делать, чтобы вашим любимцам было хорошо и уютно?
Любить и ухаживать за своими питомцами, быть в ответе за тех, кого приручили!