Татьяна Федорова
Конспект НОД по речевому развитию «Эти мудрые сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Г. Красноармейск, Саратовской области
Конспект НОД
по речевому развитию
на тему: «Эти мудрые сказки»
Разработан воспитателем
МБДОУ «Детский сад №10»
Федоровой Татьяной
Владимировны
2016 г.
Цель: закреплять знания детей о русских народных сказках
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с величайшим богатством русской народной культурой сказками;
закрепить понятия «авторская» и «народная» сказка
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Эти мудрые сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Развивающие : развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно;
Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству
Материал: схема сказки «Теремок», мяч, «волшебный мешочек», картинки с изображением героев сказок.
Предварительная работа: чтение детям русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов.
Ход:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие.
- Вы любите путешествовать?
- А отправимся туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут.
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот. И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой, Обожаемые сказки слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит, Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
- Чтобы наше путешествие было не скучным, предлагаю поиграть в игру.
Игра «Ты мне – я тебе»
(Дети становятся в круг. Воспитатель с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.)
Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка». Коза -…; Медведь -…; Волк - …; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-… Молодцы!
- Тихо садимся на стульчики.
Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет, Русская народная, но доселе модная!
-Ребята, вы любите сказки?
Дети: Любим.
- А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она…чудесная; есть волшебство, то. волшебная; есть добро, то … добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то. загадочная; есть мудрость, то … мудрая и т. д.
- Скажите, почему сказки называют народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
-А если их написал автор, то, как они называются?
Дети: Такие сказки называют авторскими.
- Верно. Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки (разные ответы детей).
-Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро.
-А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей)
Да, не смогут тогда люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует идти, преодолевая трудности.
- Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, какие вы знаете?
Игра: «Угадай и назови»
Воспитатель загадывает загадку, а дети называют сказку.
Если б Петя-простота не выглянул в окошко,
Не унесла б его лиса за темные леса.
(«Кот, лиса и петух»)
Девочка зашла в избушку,
Видит, стоит стол, три стула.
На каждом стуле посидела,
Мишуткину похлебку съела.
(«Три медведя»)
Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
(«Лисичка-сестричка и волк»)
Мама деточек учила,
дверь чужим не открывать,
не послушались детишки и попали к волку в пасть.
(«Волк и семеро козлят»)
На болоте оба жили,
Друг к другу свататься ходили,
Но не смогли договориться,
Упрямство свойственно и птицам.
(«Журавль и цапля»)
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
-В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки.
- Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?
-Ребята, а можно сказку назвать воспитательницей?
- Почему (ответы детей)
-Давайте подумаем, чему учить русская народная сказка «Гуси-лебеди» (ответы детей).
-А чему учит сказка «Хаврошечка?» (ответы детей)
-У русского народа была тяжёлая трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело.
Например, в сказке «Царевна-лягушка» царевич шёл несколько дней, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку. За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щуки…
-Ребята, читая сказки, мы с вами учимся самому хорошему, но
только надо видеть самое главное – смысл сказки и чему она учит.
-Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок»)
-А чему учит сказка «Теремок»? (ответы детей)
-Как важно научиться жить мирно под одной крышей!
- Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство.
Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы.
- Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни - добру и любви.
Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к берёзке, к ручейку, к старичку, даже к Кощею Бессмертному.
- Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые?
- Я предлагаю поиграть в игру.
Игра «Волшебный узелок»
- В этом волшебном узелке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из узелка вы достанете доброго героя, то положите на желтый круг, но, если вы достанете злого героя, то положите на черный круг.
- Посмотрите и скажите, какие герои встречаются в сказках чаще хорошие или плохие? Вы хотели бы дружить с этими героями? (Ответы детей).
- Я думаю, что они не такие уж плохие, а очень несчастные, потому что у них совсем нет друзей, и, наверное, им очень хотелось бы с кем-то подружиться.
- И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать большое-большое сердце доброты.
Игра “Сердце доброты”
Дети готовые детали из бумаги, складывают их вместе, типа “пазлы”, наклеивают, получается большое сердце.
- Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать хорошо заниматься.
- Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.
Звучит песня кота Леопольда “Если добрый ты…”