Надежда Крауялис
Конспект НОД по развитию связной речи детей старшего возраста (6–7 лет) логопедической группы «Дятел — президент птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дятел – президент птиц»
Цель: Развитие всех компонентов устной речи, практическое владение нормами речи, составление связного описательного рассказа о дятле.
Учить детей использовать освоенные ранее техники оригами для передачи задуманного.
Коррекционно – образовательные задачи:
• Продолжать учить детей составлять рассказ из 6-7 предложений о зимующей птице – дятле с помощью схемы, используя распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи детей старшего возраста (6–7 лет) логопедической группы „Дятел — президент птиц“» размещена в разделах
- Дятел. Все о дятлах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
• Учить подбирать слова – признаки.
• Развивать связную монологическую и речь.
• Развивать у детей умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу.
• Развивать познавательный интерес, любознательность
• Расширять и обогащать представления детей по теме «Птицы».
• Формировать умение переносить свои знания в игровую практику.
Коррекционно – развивающие задачи :
• Активизировать речевую деятельность детей
• Развивать слуховое внимание, умение выбирать и запоминать из потока информации нужное; сравнивать, анализировать, делать обобщения.
• Развивать зрительное внимание и восприятие, умение различать контур предмета.
• Развивать конструктивный праксис и мелкую моторику.
• Развивать координацию речи с движением.
• Формировать умение концентрировать и распределять внимание, обогащать двигательный опыт детей.
Коррекционно – воспитательные задачи:
• Воспитывать умение слушать педагога и своих товарищей.
• Формировать гуманные чувства и товарищеские взаимоотношения, воспитывать отзывчивость.
• Воспитывать любовь к птицам, заботливое отношение к обитателям живой природы:
Интеграция образовательных областей:
• «Коммуникация» (связный рассказ, монологическая и речь).
• «Познание» (познавательно – исследовательская продуктивная конструктивная деятельность).
• «Здоровье» (формирование гуманных чувств и товарищеских взаимоотношений, воспитание отзывчивости).
• «Физическая культура» (обогащение двигательного опыта детей).
• «Социализация» (расширение представлений и обогащение опыта детей по теме «Птицы»).
• «Художественно – эстетическое творчество» (развитие творческих способностей).
Оборудование:
1. Фотоаппарат
2. Карта России
3. Картинки:
Птицы наших лесов : «Ворона», «Воробей», «Снегирь», "Синица», «Сова», «Клёст», «Дятел», «Сорока».
Птицы жарких стран : «Страус», «Попугай», «Павлин».
Гнёзда птиц : «Гнездо сороки», «Гнездо синицы», «Дупло дятла».
Картинки – путаницы
Чёрно – белое изображение птиц
4. Видеозапись: «Птицы строят свои гнёзда (сорока, синица, дятел)»
5. Аудиокассета: музыка для фона.
6. Чёрная и красная бумага, клей, цветные карандаши, маркеры.
7. Схема.
8. Шапочка птицы.
9. Микрофон.
Предварительная работа:
• Беседы " Птицы нашего края".
• Наблюдение на прогулках за птицами, изготовление кормушек, подкормка птиц.
• Чтение рассказов: Г. Скребицкий "Маленький лесовод", Г. Снегирёв "Дятел".
• Чтение и заучивание стихотворений и загадок о птицах.
• Игра "Собери птицу".
• Слушание аудиозаписи "Птицы в лесу".
• Просмотр видеоматериалов о птицах.
• Просмотр мультфильмов о птицах.
• Изготовление поделок из природного материала, бумаги, пластилина.
• Рисование птиц.
Ход НОД:
1. Организационный момент
Звучит музыка
Дети проходят в групповую комнату и располагаются на ковре полукругом.
Педагог вносит фотоаппарат и карту России.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло.
Давайте поздороваемся.
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель: Ребята! У меня вчера был день рождения и мне подарили фотоаппарат.
Я давно мечтала о таком подарке.
Я много путешествовала по России, много видела интересного и хочу написать книгу о птицах наших лесов.
С помощью фотоаппарата можно сделать иллюстрации, а вот рассказывать, сочинять я не умею.
Может, вы сможете мне помочь?
Хотите поехать со мной?
Дети: Да!
Воспитатель: Я как раз набираю команду и возьму с собой самых внимательных и сообразительных. К проверке готовы?
Дети: Да!
Педагог обращает внимание детей на карту России, объясняет правила игры на внимание.
2. Игра: «Картинки рассыпались»
Воспитатель: Ребята, у меня есть картинки разных птиц, но они все перепутались. Помогите мне, пожалуйста, разобрать их. Отделить птиц наших лесов от птиц жарких стран.
Дети находят картинки с птицами наших лесов, показывают, называют их и прикрепляют картинки на карту России с помощью магнитов.
(Снегирь, воробей, сова, ворона, сорока, дятел, синица, клёст; страус, попугай, павлин.)
Воспитатель: И так, посмотрим на нашу карту.
На ней сразу видно, какие птицы водятся на территории России.
Миша, сможешь ли ты их назвать?
Миша перечисляет названия птиц, в случае затруднения попросить помочь других детей.
Воспитатель: Я очень рада, что вы справились с этим заданием!
А теперь проверим вашу память!
Я буду называть пары слов, а вам их надо будет запомнить.
Будьте внимательны.
3. Игра: «Запомни и повтори»
Снегирь - рябина
Воробей - семечки
Сова - мышка
Ворона - сыр
Сорока - бусы
Дятел - доктор
Синица - сало
Клёст - шишка
Воспитатель: А теперь, ребята, подскажите вы мне птицу.
Первой будет Валерия.
Рябина -Валерия: Снегирь!
Воспитатель: Маша. Семечки– ….
Маша: Воробей!
Воспитатель: Ирек. Мышка- …
Ирек: Сова!
Воспитатель: Даниил. Сыр– …
Даниил: Ворона!
Воспитатель: Дима. Бусы- …
Дима: Сорока!
Воспитатель: Святослав. Доктор– …
Святослав: Дятел!
Воситатель: Миша. Сало- …
Миша: Синица!
Воспитатель: Ника. Шишка– …
Ника: Клёст!
Дети называют птиц, которых запомнили, в случае затруднения – помогают друг другу.
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием.
Воспитатель: Я очень рада, что вы выдержали и это испытание. Беру всех. Не будем терять время. В путь!
Педагог предлагает детям отправиться в лес, в это время звучит фонограмма - голоса птиц в лесу.
4. Двигательное упражнение «Прогулка в лес»
«В лес отправимся гулять, будем весело шагать,
По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом».
Воспитатель: Вот мы и в лесу.
«У леса музыка своя.
Её послушайте, друзья!
Как много звуков
Тут и там!
В лесу не нужен шум и гам
Нельзя шуметь, галдеть, кричать!
Но можно в игры поиграть!»
Предлагаю провести разминку.
5. Музыкальная игра - физкультминутка «На лесной полянке»
Дети встают в круг, звучит музыка, дети передают шапочку-птицу, музыка затихает и тот, у кого оказывается шапочка в руках, одевает её на голову и изображает птицу в центре круга, выполняет движение в соответствии со словами песенки.
«Ну, ребята, не зевайте.
Шапочку передавайте.
Только перестану петь
Надо шапочку надеть.
И любуется народ,
Птичка зернышки клюёт
(Как же птичка воду пьёт)»
Педагог: Что-то не вижу я никаких птиц.
Может они спрятались?
А вы сможете их найти?
6. Дидактическая игра «Путаница»
Детям раздаются картинки путаницы, маркеры и предлагается обвести найденных птиц. Дети работают самостоятельно за столами. После окончания работы называют ту птицу, которую они нашли на рисунке.
Воспитатель: Вы мне очень помогли!
Вы нашли птиц, а мне удалось их сфотографировать. Спасибо вам!
7. Основная часть «Занимательная история»
Воспитатель: Ребята, а хотите, я расскажу вам одну занимательную историю о том, как птицы в нашем краю президента выбирали? (Да).
Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть птичий президент?
Назовите слова - признаки. (Справедливым, добрым, трудолюбивым, красивым, полезным, весёлым, бойким, заботливым).
Воспитатель: Жить президент должен в лесу круглый год, чтобы представлять интересы птиц постоянно.
И вот кандидатами на роль президента стали : кто? (Ворона, Воробей, Снегирь, Дятел, Сова, Сорока, Синица, Клёст).
Дети называют птиц, в случае затруднения – помогают друг другу.
Воспитатель: Сову, Клеста и Снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь, почему?
Дети: Сова недобрая хищная птица.
Она может обижать и птиц и зверей.
Днём она спит, а ночью охотится.
Клёст - живёт далеко в дремучих сосновых и еловых лесах, и его не всегда можно дозваться.
У Клеста клюв крючком - это не всем может понравиться.
Снегирь - кочующая птица.
Его не бывает в наших лесах летом.
Весну, лето и осень Снегирь проводит в северных лесах.
Значит, он не может в это время представлять птиц.
Воспитатель убирает картинки: "Сова", "Клёст", "Снегирь".
Воспитатель: Сначала птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения.
Хотели бы вы, ребята, посмотреть, как это происходило, и поучаствовать в этом конкурсе? (Да).
8. Игра-конкурс "Птичьи моды"
Воспитатель: Повторяйте за мной.
«На одной ножке покручусь
И в птицу превращусь».
Дети выполняют задание.
Затем выстраиваются в одну шеренгу и говорят, в каких птиц каждый из них превратился.
Воспитатель включает музыку.
Дети начинают двигаться по группе, изображая птиц - модниц.
Воспитатель время от времени выключает музыку.
В это время дети - птицы принимают красивую позу.
Когда опять начинает звучать музыка - продолжают медленно двигаться на носочках, кружась, порхая, танцуя.
По окончании музыки все садятся на свои места.
Воспитатель: Именно так всё и было.
Конкурс - показ мод выиграли: Сорока, Синица и Дятел.
Ворону и Воробья птицы посчитали не очень нарядными.
Серый, чёрный и коричневый цвета были не модными в этом сезоне.
Воспитатель убирает картинки: "Ворона", "Воробей".
Остаются картинки: "Сорока", "Синица", "Дятел".
Воспитатель: Победителями оказались Сорока, Синица, Дятел.
Как вы думаете, почему?
Посмотрите на их портреты и попробуйте рассказать, как они выглядели на показе мод? Можно ли их красивое оперение сравнить с человеческой одеждой?
Дети: Сорока - нарядная птица.
Голова и крылья у неё чёрные, а жилеточка - белая.
Хвост у сороки длинный, чёрный с красивым зеленоватым отливом.
Синица - тоже красивая птица.
У неё жёлтая блузочка с чёрным галстуком и зелёный плащик, а на голове у неё тёмно - синяя шапочка.
Дятел - нарядная, красивая, элегантная птица.
У дятла модный наряд.
Сюртучок у него чёрный, а на крыльях - рукавичках - белые крапинки.
Рубашка у него белая, а на ней крапины чёрные.
На голове у дятла красный беретик.
Воспитатель: Осталось только три птицы, которые продолжили участие в выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли Сорока, Синица и Дятел строители.
Они попросили показать им свои гнёзда.
Использование ТСО (синица, сорока и дятел строят свои гнёзда)
Воспитатель выставляет картинки: "Гнездо сороки", "Гнездо синицы", "Дупло дятла".
Воспитатель: У кого какое гнездо? Опишите.
Дети: У Сороки гнездо большое, круглое.
Внизу оно глиняное, сверху сложено из сухих веток.
Устлано гнездо соломинками, травинками, пухом, шерстью.
От дождя сороки делают навес из веток и сучьев - получается настоящая крыша.
У Синицы гнездо из тонких прутиков и соломы.
Для тепла синицы приносят пух, перья, шерстяные волоски и кусочки ваты.
Иногда синицы занимают старые дупла дятлов.
У Дятла большое глубокое дупло.
Вход в дупло круглый или овальный.
Дятел выдалбливает дупло целых две недели.
Ему помогает большой, крепкий клюв.
Гнездо дятел утепляет сухой травой, листьями, перьями и пухом.
Воспитатель: Думали, думали птицы и решили, что все эти птицы хорошие строители. Но выбрали всё - таки два самых тёплых, сухих, уютных гнезда.
Как вы думаете, чьи они были?
(Они выбрали гнездо Сороки и дупло Дятла. В таких гнёздах птенчики не замёрзнут и не намокнут).
Воспитатель убирает картинки: "Гнездо синицы" и "Синицу".
Воспитатель: Чтобы зрители - птицы не заскучали, Сорока и Дятел решили их немного потешить, показать им свои музыкальные способности.
9. Музыкальный аттракцион "Ча-ча-ча и Та-та-та"
Воспитатель: Сорока - стрекотуха предложила всем птицам послушать, запомнить и повторить такой ритм: ча-ча-ча, ча-ча-ча, ча-ча-ча-ча, ча-ча-ча.
Воспитатель произносит слоги, на каждый слог хлопает в ладоши. Дети повторяют. Стараясь не нарушать ритм.
Воспитатель: А лесной барабанщик - Дятел выстучал целое послание.
Послушайте его и постарайтесь также отстучать его пальчиками: та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та.
Дети выстукивают, барабанят всеми пальчиками ритмический рисунок.
Воспитатель: Птицы развеселились и в благодарность выступающим устроили им овацию, аплодисменты - все стали хлопать крылышками по своим бокам, вертеть головками из стороны в сторону и улыбаться.
Попробуйте так повеселиться и вы.
10. Динамическая пауза "Птичьи аплодисменты"
Дети встают прямо, руки свободно опущены вдоль туловища.
Ритмично поднимают руки вверх - в стороны.
Затем опускают вниз, хлопают себя руками по бокам.
Головы дети медленно поворачивают вправо - влево.
Воспитатель: В заключение птицы попросили Сороку и Дятла рассказать, какую пользу они приносят птицам, человеку, лесу.
Как вы думаете, что они рассказали?
Дети: Сорока рассказала, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров.
Воспитатель: Но тут птицы вспомнили, что сороки могут и утащить яйцо из чужого гнезда. И это нехорошо.
Дети: Дятел - очень полезная птица.
Его называют лесным доктором.
Он выстукивает деревья, разыскивает у них в стволах и под корой червячков, личинок жуков и бабочек.
Воспитатель: Что бы случилось с лесом, если бы в нём не было дятлов?
Воспитатель: Вот и получилось, что президентом птиц был выбран : (Дятел).
Воспитатель убирает картинку "Сорока".
Воспитатель: Я вижу, вы хорошо знакомы с птицами на наше территории России.
Очень приятно было побеседовать с вами, вы порадовали меня тем, как справились со всеми заданиями.
11. Игра «Интервью» (составление связного рассказа по схеме)
Воспитатель: Ребята, птицы просили вас составить для них биографию дятла, рассказ о нём. Чтобы все знали, какого птицы выбрали себе президента.
Вы согласны им помочь? (Да).
Воспитатель: Садитесь на свои места.
Составить и запомнить рассказ вам поможет схема - помогалочка.
Ваш рассказ я обязательно запишу и передам по назначению - нашим друзьям птицам.
Посмотрите на картинку.
Кто это? (Дятел).
Воспитатель: Какой дятел? (большой, пёстрый, красивый, полезный, трудолюбивый, нарядный, элегантный, заботливый).
Воспитатель: Как он выглядит?
(У дятла модный наряд.
Сюртучок у него чёрный, а на крыльях-рукавичках - белые крапинки.
Рубашка белая, а на ней чёрные крапинки.
На голове у дятла красный беретик).
Воспитатель: Назовите части его тела.
(У дятла есть голова с большим крепким клювом, овальное туловище, два крыла, короткий хвост, сильные, цепкие лапы с коготками.
Очень интересный язык.
Он длинный с зазубринами, с его помощью дятел достаёт из-под коры насекомых.
У дятла маленькие, круглые, чёрные глазки).
Воспитатель: Чем питается дятел?
Как он это делает?
(Дятел уничтожает много насекомых-вредителей, которые прячутся под корой деревьев. Ещё дятел питается семенами еловых и сосновых шишек.
Найдёт в лесу дерево с расщелиной и устроит на нё м свою кузницу: засунет дятел шишку в трещину; все семена выклюет, пустую шишку сбросит вниз и летит за новой).
Воспитатель: Какие звуки издаёт дятел?
(Дятлы не поют, только кричат.
А ещё они барабанят по сухой ветке или по стволу, издавая звук "тррр-тррр-тррр!". Поэтому дятла называют лесным барабанщиком).
Воспитатель: Как дятлы ухаживают за своими птенцами?
(Дятлы по очереди долбят дупло.
Дно его устилают опилками.
Сухой травой, листьями, перьями и пухом.
Там у них вылупляются птенцы.
Дятлы их кормят, учат их ползать по дереву и летать).
Воспитатель: Какую пользу приносят дятлы?
(Дятел уничтожает много вредителей и их личинок.
Если много дятлов в лесу - значит, деревья будут крепкими и здоровыми.
Когда дятел расклёвывает шишки, некоторые семена падают на землю.
Из них могут вырасти новые деревца).
Воспитатель: Если вы видели дятлов, расскажите о своей встрече.
(Рассказы детей).
Дети пересказывают рассказ по цепочке с использованием схемы. Затем один или двое детей пересказывают рассказ целиком.
Воспитатель: Все рассказы, которые вы придумали, мы обязательно поместим в нашей книге.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, дятлу одному легко справиться со своей работой в лесу?
Дети: Трудно
12. «Творческая мастерская» (оригами – изготовление дятлов)
Воспитатель: Ему нужны помощники – дятлы.
Предлагаю сделать помощников - дятлов из бумаги.
Приглашаю вас в творческую мастерскую.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, мы с вами много читали о птицах и знаем, что кроме пёстрых дятлов бывают ещё и чёрные дятлы.
Помощниками нашего пёстрого дятла будут чёрные дятлы.
Согласны?
Воспитатель: Приступаем к работе.
Звучит тихо музыка и дети способом оригами делают дятлов.
По мере изготовления прикрепляют их на панно с лесом.
Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать стихи, или загадать загадки о дятле?
Дети по желанию рассказывают стихи, загадывают загадки.
13. Итог
Воспитатель: Спасибо вам за компанию, вы отличная команда.
Я бы хотела подарить вам на память о нашем путешествии фотографии, только, к сожалению, получились они у меня чёрно-белые. А мне так хотелось поместить в книгу цветные иллюстрации! Что делать?
Дети предлагают раскрасить снимки.
Воспитатель соглашается с ними и поясняет, что это они сделают дома, т. к. время путешествия заканчивается. А их готовые рисунки обязательно поместит в свою книгу.
Воспитатель: Дорогие ребята!
Птицы просили меня передать вам большое спасибо за доброту, ласку, за то, что их кормушки зимой не пустуют.
И в свою очередь просили передать вам вот эти кедровые шишки с вкусными кедровыми орешками, которые растут в наших лесах.
Всем спасибо.