Кивиоглова Ольга Викторовна
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В осеннем лесу»
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Образовательные:
1. Закрепить знания у детей о характерных признаках осени : ярко светит солнце,с деревьев опали листья,ели стоят зеленые.
2. Упражняться в различении и название деревьев в осеннем уборе : береза, клен, рябина;
Уточнить знания об изменениях в жизни насекомых и птиц осенью : птицы улетают,насекомые попрятались в деревья коры.
Развивающие :
3. Развивать интерес к сезонным изменениям в природе.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „В осеннем лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
4. Продолжать учить точному употреблению слов по смыслу. Пополнять словарь детей новыми словами: ледяная, радостные краски, листопад, расцветила.
5. Продолжать учить использовать нетрадиционную технику рисования.
Воспитательные:
6. Воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим. Правильно оценивать свои поступки сверстников.
Индивидуальная работа:
Добиваться от Саши, Коли,Вики правильного построения распространенных предложений.
Дениса учить уступать девочкам.
Оборудование :
Грибы, маски, гуашь.
Воспитатель : Ребята, приглашаю вас в осенний сказочный лес,но чтобы попасть в этот лес нужно попасть в этот лес нужно выполнить несколько интересных заданий. А чтобы у нас все получилось, нам нужно дружными,сильными.
Психогимнастика «Мы дружные»
Посмотрите,ребята,вот стрелочка!Вы читать умеете?Тогда я вам прочитаю,что здесь написано.
(вверх по стрелочке пойдете,вы конвертик там найдете)
Вот и конверт. Кто нарисован на конверте?Правильно,конверт от лесовика!Правильно,конверт от лесовика!А давайте прочитаем адрес,нам ли конверт. Вы же знаете,что чужие письма читать нельзя. Кабардино –Балкария. Ребята,как называется наша Республика?Прохладненский район. Как называется наш район. Как называется станица,в которой мы живем?Правильно,значит конверт нам. ой,да в нем задание.
1.-Назовите времена года.
-Назовите осенние месяцы.
-Назовите первые осенний месяц.
Поспешим вперед скорей. А вот лежит на пути камень,он не простой это камень времени. Камень необычный,вокруг него лежат цветы,осенние листочки. Подниму осенний лист,посмотрите на нем написано задание.
2. Назовите приметы осени.
Посмотрите,ребята камень пропускает нас в царство королевы осени. Сказочный лес уже близко!Вот и сказочные ворота. Смелые есть?Сильные есть?Давайте войдем в эту осеннею картину. Подняли высоко ножку и шагнули картину. Вот мы с вами и в осеннем лесу. Прислушайтесь,как тихо. Давайте послушаем осенний лес. А как вы думаете,почему не слышно веселого пения птиц (Много птиц улетело в теплые края. Лебеди журавли собираются в стаи и скоро тоже полетят в теплые края.)
-Назовите птиц,которые улетают в теплые края?
Подумайте и скажите,какие птицы остаются зимовать?
Как вы думаете,почему птицы улетают в теплые края стаями?
Ответьте мне,пожалуйста,осенью птицы вьют гнезда?
Посмотрите,какой красивый лес осенью. Весь в золотом наряде.
Какие деревья стоят в лесу (белоствольная береза,сосна)
Что можно сказать о наряде березы (береза –красавица,нарядилась в ярко желтый сарафан; осень березе подарила ярко желтый наряд.)
От яркого осеннего наряда в лесу стало празднично. Лес играет золотыми, лиловыми багряными красками.
Какие краски осень подарила лесу? (золотые, лиловые, багряные)
Краски осени, какие (яркие,сочные,нарядные)
Все ли деревья поменяли свой наряд (туя, сосна,кедр всегда зеленые,у них вместо листьев хвоя)
Какое настроение вызывает осень (грустное,печальное,чудесное)
Хорошо в осеннем лесу спокойно,тихо,а если посмотреть вверх,то какими словами мы можем описать красоту осеннего неба (Безоблачное,бездонное,лазурное,пушистые облака похожие на пух лебедей,на кусочки ваты)
Какие изменения осенью происходят с травой?
Как вы думаете,что делают осенью насекомые?
Лес кладовая для птиц,зверей,насекомых,они питаются дарами леса. Посмотрите,а вот и еж бежит с грибом. Ребята,а как же ежи и белки готовятся к зиме (утепляют норки,запасают грибы,орехи,лесные яблочки,груши,обязательно один мухомор звери им лечатся).
ИКТ Презентация «Как звери готовятся к зиме»
Вот и наступил второй месяц осени,как его в народе называют (листобой).А скажите почему его так называют?
Давайте и мы с вами сейчас станем деревьями.
Физминутка «Деревья»
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу
Локти согнули,кисти встряхнули-
Ветер сбивают росу.
Плавно руками дружно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они машут, тоже покажем:
Крылья сложили назад.
А теперь давайте прошуршим листочками (ш-ш-ш,дыхательная гимнастика)
Осеннее солнышко пригревает землю. Давайте мы позагораем в осенних лучах солнца.
Психогимнастика «Загораем»
Мы так весело играли
Дружно руки поднимали.
Разбудили сонный лес.
Гномик с дерева к нам слез.
Гномик,гномик не сердись,
К нам в кружок скорей садись.
Мы стихи тебе расскажем,
Много нового покажем.
Осень вдохновляла много русских поэтов к созданию великолепных стихов.
Назовите русских поэтов (Пушкин,Бунин,Плещеев)
Многие русские художники отражали красоту осени в своих картинах.
Давайте вспомним художников,чьи картины мы с вами рассматривали (Левитан,Кончаловский)
И великие композиторы не обошли своим внимание красавицу осень.
Послушайте музыкальное произведение П. И. Чайковского «Времена года»
Этюд называется «Октябрь)
(Кто написал произведение «Времена года»?Как называется этюд)
Послушай гномик,какие красивые стихи об осени знают наши дети.
Чтение стихов.
(Плещеев «Осень наступила,Бунин «Лес,точно терем расписной.»)
Посмотрите какой грустный гномик. Давайте спросим,почему он грустит?
Как вы думаете,чем мы можем помочь гномику?
Давайте мы ему подарим наши воспоминания об осени.
Пальчиковая гимнастика «Умелая рука»
2 часть НОД.
(Коллективное рисование осеннего леса,поделки из природного материала)
Гномик благодарит детей и спрашивает,что же они ему нарисовали,выложили из семян и т. д.
В подарок детям гномик дарит волшебные лесные орешки.
Источник:О. С. Ушакова "Развитие речи детей от 5-7"
А. М. Бородич "Методика Развития речи детей"
Дошкольная педагогика №4 2015 г.
В. Т. Кудрявцева