Ирина Ивасько
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Баба Яга — против!»
▼ Скачать + Заказать документы
в старшей группе № 8 «Лукоморье».
Тема: «Баба Яга - против!»
Воспитатель: Ивасько Ирина Анатольевна
Цель: дети научатся составлять словесный портрет сказочного героя, давать характеристику поступкам.
Задачи
- закрепить умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Баба Яга — против!“» размещена в разделах
-упражнять в подборе прилагательных, характеризующих образ сказочного героя;
-развивать диалогическую речь; мотивировать детей давать ответы полным предложением, высказывать точку зрения, доказывать её;
-помочь понять детям характер сказочного героя, его поступки;
-воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Предварительная работа: чтение сказок одним из героев в которых, является Баба Яга, создание лепбука «Баба Яга», создание мини – музея «Сказки», беседы по сказкам «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», рисование «Портрет Бабы Яги», создание мини – библиотеки «Волшебные сказки».
Предметно – развивающая среда : мнемотаблица «Словесный портрет», лепбук «Баба Яга», презентация «Музей Бабы Яги», музыкальная игра «Бабка – Ежка»
Ход:
Придумано кем – то
Просто и мудро:
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Ребята, давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся и скажем: «Доброе утро»!
Мотивация: Ребята, в наш детский сад сказочные полицейские принесли ориентировку о том, что разыскивается герой из волшебных сказок, на которого все сказочные герои рассердились. Вот послушайте о ком речь?
Стоит Старушка,
Сзади - избушка.
Держит помело.
Летает, пока не рассвело.
(Баба Яга.)
Верно, Баба Яга! Послушайте: «Всем, всем, кто увидит Бабу Ягу или услышит что-то о ней срочно сообщить в сказочную полицию по номеру 555555.
-Ребята, попробуем составить словесный портрет Бабы Яги. (работа по мнемотаблице)
Дидактическая игра «Опиши по памяти» (глаза – горят, волосы торчком, нос крючком, горбатая, ногти как когти, одежда рваная, грязная, ворует детей, летает в ступе или на метле, имеет избушку на курьих ножках, варит зелья, обманывает, имеет волшебные предметы и слуг – кот Баюн, ворон)
Рассматривание портрета (картинка)
ДИ «Слова, словечки» (образование прилагательных от существительных)
В: Словесный портрет у нас получился, а попробуем дополнить его словами – признаками. Я буду называть слова – предметы, ва вы преобразуете их в слова - признаки.
Если Баба Яга творит зло, значит она, какая? – злая;
У нее не волосы, а космы – косматая;
есть горб – горбатая;
огромные зубы – зубастая;
не молодая – старая;
одна нога – одноногая;
нога из кости – костяная;
внушает страх – страшная.
Сюрпризный момент – «влетает» Баба Яга на метле.
-Ой, а о ком это вы говорите?
-Здравствуй, Баба Яга! Ребята о ком мы говорили?
Дети: О Бабе Яге!
Баба Яга : Разве я такая? Посмотрите – я же симпатичная бабушка! Нет, я не согласна, я, против!
В: Баба Яга, а тебя разыскивает полиция сказочная, на тебя герои сказок рассердились и нам срочно нужно позвонить! (игрушечный телефон)
Б-Я: Ну не звоните, разберитесь сначала, какая я!
В: Баба Яга мы все про тебя знаем! У нас целая книга о тебе есть! Мы с ребятами сейчас вспомним все твои проделки!
(работа с сюжетными картинками из сказок)
1. Крадешь детей (дети доказывают по сказке «Гуси – лебеди»)
1. Хочешь съесть детей. (сказка «Волшебная иголочка»)
2. Варишь злые колдовские зелья.
3. Летаешь по ночам на метле.
4. У тебя друзья – Кащей, Кикимора, Лихо Одноглазое.
(Лепбук)
Б -Я: Ну что вы! Я же хорошая! Я люблю играть с детьми! Чуфыр – чуфыр, злые чары разойдись, музыкальная игра включись! (включает на маленьком магнитофоне)
Динамическая пауза «Бабка – Ежка»
В: Спасибо, повеселила ты нас! Но людей судят не по забавам, а по добрым делам!
Б-Я: А я знаменитая – про меня композиторы музыку пишут, с меня портреты рисуют! Даже музеи создают! А про Кащея- нет!
В: Ребята, скажите, а то, что БЯ знаменита делает ее добрей и лучше?
Д: Нет!
Б-Я: Ну, я же не только поступки плохие делаю! Все я обиделась! Я против! Где моя метла (улетает)
В: Ребята, как – то некрасиво получилось – обидели мы Бабу Ягу. Давайте разберемся, может она правду говорила. Слетаем в музей и посмотрим!
Присаживайтесь на ковер – самолет. Произнесем волшебные слова «Земля, прощай! В добрый путь!» (звучит волшебная музыка).
Ну что ж посмотрим (Презентация «Музей Бабы Яги»). Рассказ воспитателя.
Село Кукобой в Ярославской области считается Родиной БЯ, там и находится музей БЯ.
Посмотрите, кого мы видим? Что делает Б-Я? Как она одета? Как вы думаете, какой характер у этой Б-Я? На полках стоят глиняные горшочки, в которых она варит свое зелье. На двери написано «Бабуся Ягуся».
Посмотрите внимательно на эту Б-Я. Она злая? Тот словесный портрет, который мы нарисовали, подходит к этому образу? Почему? (глаза добрые, открытые, нос не крючком, улыбается, хотя в руках мухомор и метла но она не вызывает страха, тревоги)
Этот экспонат вырезан из цельного дерева, какой – то мастер ни один день старался, чтобы Б-Я у него получилась такой, какой он задумал ее– немного испуганной, грустной! Как вы думаете, почему она грустит и смотрит в небо, к чему – то прислушивается?
Сломалась ступа, улетела метла.
Что мы видим слайде (Избушку на курьих ножках) Жилище Б-Я – маленькое окошечко, куриные огромные ноги, труба от печи
А вот и сама Б-Я и печь в которой ей хотелось зажарить кого – нибудь и съесть. А этот образ какой? Злая, ворчливая, страшная.
А это что за предметы? А кому они принадлежат, по вашему мнению? – Б-Я, почему? – они сделаны из цельного дерева.
А вот на этих полках собраны десятки Бабок Ежек. Сколько сказок столько и образов Б-Я
В: Да, действительно, люди создали музеи о БЯ. Мы видим, что в музее бережно хранится все, что связано с Б-Я. А, это что? (на доске картинки с добрыми поступками) Ребята, что изображено на картинках? (Б-Я дает Ивану Царевичу советы, волшебные предметы, Василисе дала огонь и т. д.)
В: Ребята, мы с вами убедились, что Б-Я нас не обманывала – она делает и добрые дела, значит она добрая? (ответы детей). В: Если в одной сказке она творит зло, а в другой помогает герою, значит она в разных сказках какая (разная) – Баба-Яга обладает огромной волшебной силой и из-за этого ее боятся. Баба-Яга может погубить, но, если она видит перед собой умного, доброго, справедливого, трудолюбивого, ищущего правду человека, она становится приветливой: накормит, напоит, в баньке попарит, даст мудрый совет, а может и какой-нибудь волшебный предмет подарить – шапку-невидимку, молодильное яблочко или клубочек. Но не всякому пришедшему гостю Баба-Яга помогает. Если Бабу-Ягу не задобрить, то можно угодить на лопату и в печь попасть. Как себя гость поведет – такой прием и получает. Баба-Яга охраняет волшебный, сказочный мир, и поэтому испытывает всех, кто к ней приходит.
и добрая, и злая, может помочь герою, спасает его, кормит, парит в баньке, может быть веселой и смешной, иногда даже симпатичной.
В: Ребята, так какая же в разных сказках Баба Яга?
Д: в разных сказках баба яга разная.
В: Если ее прогонят из волшебных сказок, будет лучше, какими станут сказки?
Дети: Не интересными! Скучными!
В: Какая главная мысль всех сказок?
Д: Главная мысль сказки – борьба добра со злом, где добро всегда побеждает!
В: а чему учат нас сказки?
Д: Сказки учат нас быть добрее и внимательней друг к другу! Преодолевать препятствия на пути достижения своей цели.
В: Молодцы, ребята! Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в нашей жизни живут рядом, но добро всегда побеждает. Тот, кто дарит добро - то и получает хорошее отношение к себе.
Ребята, нужно сообщить сказочной полиции о том, что без Б-Я сказки станет не интересно читать. Писать мы еще не умеем, давайте нарисуем ее добрые дела! Присаживайтесь за столы.
Дети занимаются самостоятельной творческой деятельностью.