Ани Мартиросян
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Два жадных медвежонка»
▼ Скачать + Заказать документы
Средства: наглядные – мнемотаблица к сказке "Два жадных медвежонка" (демонстрационный материал);
мультимедийные – нет;
литературные – текст сказки «Два жадных медвежонка», поделенный на смысловые части в соответствии со знаками мнемотаблицы;
музыкальные – магнитофон с разъемом для флешки, аудиозапись «Звуки леса»;
Цель: совершенствование связной речи детей с помощью мнемотехники
(на материале сказки «Два жадных медвежонка»).
Задачи:
Обучающие: учить детей пересказу с опорой на наглядность (мнемотаблицу);
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- «Два жадных медвежонка», сказка
- Темочки
учить детей оценивать характер героев по их поведению;
уточнить представления детей о таком негативном качестве характера, как жадность.
Развивающие : развивать у детей память, внимание, речь, воображение;
Воспитательные: воспитывать негативное отношение к жадности;
воспитывать в детях честность и справедливость
Планируемые результаты:
- Дети знают содержание сказки «Два жадных медвежонка» и могут связно пересказать её с опорой на мнемотаблицу.
- Дети отрицательно относятся к жадности, стараются избавиться от этого негативного качества.
- Дети могут воспроизвести знаковое содержание таблицы в правильном порядке (тренировка зрительной памяти).
Ход НОД по развитию речи:
1. Организационно- целевой этап.
- Ребята, закройте глаза и прислушайтесь к звукам. (Звучит аудиозапись «Звуки леса»).
- Как вы думаете, где мы с вами очутились? (ответы детей)
- Правильно, мы с вами попали в лес. А какой он, этот лес? Давайте расскажем о нем. (густой, темный, чудесный, волшебный, загадочный, сосновый и др.)
- Ой, а тут какой-то сундучок на полянке стоит! Наверное, он волшебный! Давайте посмотрим, что в нем. (В сундучке мнемотаблица к сказке "Два жадных медвежонка», разрезной текст сказки в соответствии со знаками).
- Ой - ой – ой, и что же это такое? И письмо тут есть. От двух маленьких медвежат. Глупые медвежата перепутали карточки и просят нас навести порядок. Табличку эту собрать и сказку по ней рассказать.
- Ну, что ж, давайте приниматься за дело! Готовы? (да)
2. Содержательный этап.
- Ребята, я буду читать вам фрагмент из сказки, а вы будете подбирать подходящий значок.
Чтение сказки по смысловым частям:
1. По ту сторону гор, за шелковым лугом, стоял нехоженный, невиданный густой лес.
2. В этом нехоженном, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица.
3. У нее было 2 сына.
4. Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья. Распрощались они с матерью. Медведица обняла сыновей и велела им никогда не расставаться друг с другом. Медвежата обещали исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу.
5. Шли они, шли. Все припасы у них кончились, и медвежата сильно проголодались.
- До чего же есть хочется! – пожаловался младший медвежонок.
- И мне хочется! – сказал старший.
Так они шли и нашли большую круглую головку сыра.
6. Хотели поделить её поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат. Каждый боялся, что другому достанется больше.
7. Спорили они, спорили. И вдруг подошла к ним лиса.
- О чем спорите, молодые люди? – спросила она.
Медвежата пожаловались ей на свою беду.
8. - Какая же это беда? – сказала лиса.
- Давайте я поделю вам сыр поровну.
Медвежата обрадовались. Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но сделала это так, что один кусок был меньше другого.
Медвежата стали ругаться. Лиса успокоила их и откусила от большего куска. Теперь меньший кусок стал большим.
- И так неровно! – забеспокоились медвежата.
- Я знаю свое дело! – сказала им лиса.
И снова откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим. Медвежата только носами водили. От большего куска – к меньшему. И от меньшего – к большему.
9. Лиса продолжала равнять куски сыра, пока не наелась досыта. Но вот куски сравнялись. И медвежатам досталось по крохотному кусочку.
- Что ж, – сказала лиса,- хоть помалу, но поровну!
- Приятного аппетита!
Лиса махнула хвостом и убежала. Так- то вот и бывает с теми, кто жадничает.
Комментарий: Перед чтением знаки представляются вперемешку. В процессе чтения знаки упорядочиваются в следующую мнемотаблицу:
2
?
2
- Вот и готова наша табличка к сказке. Пора нам и отдохнуть!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Медвежата в чаще жили,
В лес ходить они любили.
Вот так, вот так,
В лес ходить они любили. Дети имитируют ходьбу медвежат.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
Дети поднимают руки вверх и качают ими в стороны.
Быстро с дерева слезали,
Носы от пчел защищали.
Вот так, вот так.
Носы от пчел защищали. Дети отмахиваются ладошками у своего лица.
Беседа по сказке.
- Итак, ребята. Давайте о нашей сказке поговорим.
- Кто главные герои сказки? (два медвежонка)
- Какие медвежата? Что можно сказать о них? (маленькие, лохматые, пушистые, коричневые, веселые, смешные, косолапые и др.)
- Какие герои еще есть в сказке? (мама медведица, лиса)
- Какая в сказке мама медведица? (добрая, справедливая, заботливая)
- Какая лиса в сказке? (рыжая, хитрая, коварная, нечестная)
- Почему она взялась помогать братьям? (Лиса хотела перехитрить медвежат.)
- Почему лиса сумела обмануть медвежат? (Медвежата были глупыми и жадными.)
- Как они были наказаны за жадность? (Остались голодными)
- Ребята, вы сказали, что медвежата были жадными. А скажите, что значит быть жадным? (ответы детей)
- А хорошо это, или плохо? (ответы детей)
- А теперь давайте расскажем эту сказку с помощью наших подсказок.
Воспитатель выслушивает троих детей (каждый ребенок берет три мнемознака в основу своего рассказа).
- Теперь я уберу таблицу. А вы вспомните, в какой последовательности находились значки в таблице. На столах у детей пустые мнемотаблички, простой и цветные карандаши.
3. Итоговый этап (рефлексия).
- Сказка про медвежат окончилась печально. А давайте придумаем счастливый финал.
Воспитатель стимулирует воображение детей, помогает детям придумать разные варианты концовок.
Варианты концовки:
- Братья позвали маму медведицу, когда нашли сыр. И мама научила их делиться поровну.
- Медвежата сказали лисе вежливые, ласковые слова, и у лисы вскружилась голова. Поэтому она не стала их обманывать.
- Братья позвали своих друзей и поделились с ними сыром.
- Молодцы, ребята! Теперь сказка получилась доброй. Как же обрадуются медвежата, когда прочитают ваши варианты сказки! Вы помогли глупеньким медвежатам понять, что жадным быть нехорошо. До новых встреч!