Надежда Лебедева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зима»
▼ Скачать
Цель:
Уточнять и систематизировать представления детей о зимних изменениях в природе;
Знать названия и последовательность зимних месяцев.
Расширять словарь по теме: «Зима»;
Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам, связную речь.
Способствовать формированию любви и интереса детей к природе.
Материал: картинки по теме, компьютер, презентация: «Зима», листы бумаги с нарисованным предметом или явлением, краски, кисти, баночки с водой салфетки, подставки.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Методы и приемы: чтение стихов, беседа о зимних признаках, составление предложений по картинкам, дидактическое упражнении: «Назови действие, которое проходит зимой», д/и «Назови ласково», «Хорошо – плохо», показ презентации: «Зима», рассказ воспитателя о зиме, самостоятельная деятельность детей - рисование.
Интеграция: познание, чтение художественной литературы, рисование.
Ход НОД:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Воспитатель: Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Почему зиму называют царицей? Подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас?
Предлагаю прочитать стихи С. Маршака
Декабрь
В декабре, в декабре,
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала,
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки,
Самый смелый огонек.
Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвой в этот час,
Бьют часы Кремлевской башни,
Свой салют - двенадцать раз!
Январь
Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе,
Много снегу во дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
Февраль
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.
Над Кремлевскою стеной -
Самолетов звенья.
Слава армии родной,
В день ее рожденья!
Воспитатель: В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? - Белый, холодный, пушистый, хрустящий, липкий и т. д.
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю тихо,
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою,
Все его одело.
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)
Внесение снега в группу.
Опыт со снегом. А как вы думаете, что, произойдет со снегом, оставив, его здесь? (ответы детей)
А как вы думаете, зима это хорошо или плохо?
Игра «хорошо – плохо»
Зима, это хорошо? Почему?
Зима, это плохо? Почему?
Составление предложений о зиме по картинкам.
Сейчас мы вспомним приметы зимы. На столе перед детьми лежат картинки изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют на нее свою картинку и рассказывают о том, что на ней изображено. Каждое предложение должно начинаться со слова «зимой». Например: «Зимой идет снег»; «Зимой медведь спит в берлоге".
Рассказ воспитателя «Гостья зима» и показ компьютерной презентации: «Зима»
Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Беседа по содержанию рассказа: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?
Физкультминутка
Пришла Матушка зима,
Всё метелью замела.
(волнообразные движения кистями рук перед собой)
По сугробам мы пойдём,
В лес дремучий напролом.
(ходьба с высоким подниманием коленей)
Налетели вдруг снежинки,
Словно лёгкие пушинки
(имитируем пальчиками падающих снежинок)
Вместе с нами закружились,
(покружиться на месте)
И на стулья опустились
(присаживаются на свои рабочие места)
Я вам предлагаю еще поиграть в игру: «Назови ласково». Мы уже умеем называть различные предметы ласково. У вас на столах лежит листок бумаги, на котором слева расположен рисунок. Посмотрите внимательно, что на нем изображено, вы должны будете назвать этот предмет или явление ласково и нарисовать его, но уже меньшего размера.
Например, нарисован сугроб. Ребенок говорит: «Сугробик» - и рисует его.
Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.
Говорили о зиме, ее приметах.
Играли в игру: «Назови ласково», «Хорошо - плохо».