Ольга Бузина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа о зиме с опорой на графический план»
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа о зиме с опорой на графический план
Цель: Совершенствование навыка составления связного рассказа с опорой на графический план.
Задачи:
• Систематизировать знания детей о зиме, активизировать словарь признаков; упражнять в подборе однокоренных слов от общей основы «снег»; в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, в образовании относительных прилагательных от существительных.
Закрепить навык звукового анализа двухсложного слова с открытыми слогами.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Составление рассказа о зиме с опорой на графический план“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
• Развивать связную монологическую речь, слуховое внимание, логическое мышление, общую моторику.
• Воспитывать интерес к данной теме, любовь к родной природе, желание помочь.
Материал и оборудование: мнемотаблицы, мультимедийное оборудование, снежинки, фонограмма звука сильного ветра, вьюги, метели, игрушка верблюжонок).
План :
1. Вводно-мотивационная часть:
Воспитатель: Ребята, сколько времен года вы знаете? Назовите их.
Дети: Четыре времени года: зима, весна, осень, лето.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном из них, а о каком именно вам подскажет музыкальная загадка (звуки сильного ветра, вьюга, метель).
Дети: Сегодня мы будем говорить о зиме.
(Вносится игрушка - верблюжонок).
Воспитатель: Кажется у нас гость. Это верблюжонок Сеня.
Верблюжонок: Здравствуйте ребята! Я живу в далекой жаркой Пустыни и никогда не видел зиму. Интересно, какая она?
Воспитатель: Ребята сейчас тебе расскажут, правда!
(Садятся за столы).
Основная часть:
Воспитатель: На дворе зима. А как называются зимние месяцы?
Дети: декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Я приготовила для вас и верблюжонка вернисаж фотопейзажей. Полюбуйтесь, рассмотрите и скажите, какая бывает зима.
Д/и «Какая зима?» :
Дети:
- снежная, - ветреная, - длинная,
- холодная, - морозная, - суровая
- белая,
пушистая,
Воспитатель: Вот, какая разная бывает зима: белая, холодная, морозная, и конечно же снежная. Почему зиму называют снежная?
Дети: Потому что выпадает много снега.
Воспитатель: У слова «снег» есть родственники. Сеня, ты сможешь их назвать? Молчит Сеня, не знает. А вот наши ребята знают и сейчас назовут. Ребята, назовите слова похожие на слово «снег».
• Внучку Деда Мороза зовут? (Снегурочка).
• Дети лепят из снега? (снеговика).
• Выпадение большого количества снега называют? (снегопад).
• По снегу хорошо ехать на? (снегоходе).
• Самая красивая из зимующих птиц … это (снегирь).
Д/и «Поймай зимнюю примету» :
Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? Знаете признаки зимы? Сейчас я буду называть признаки разных времен года. А вы, если у слышите зимнюю примету, хлопните в ладоши: выпадает снег; расцветают цветы; желтеют листья; метет метель; люди загорают и купаются, дует ледяной ветер; идут частые дожди; покрываются льдом реки, озера; птицы улетают в теплые края; стоят морозные, студеные дни; набухают почки на деревьях; деревья покрыты инеем.
Воспитатель: Молодцы ребята, все были очень внимательны!
Д/и «Назови ласково» :
Воспитатель: В народе зиму часто называют ласково – зимушка-зима. Сейчас я буду называть слова, а вы будите изменять их и называть ласково:
- снег - сапог - снегирь - шарф
- снеговик - елка - шапка
-санки - лед - подарок
- рукавица - ветер - праздник
Воспитатель: Сеня, зимой очень холодно, поэтому надо надевать теплые вещи, сейчас ребята назовут какие:
- шапка из пуха … (какая, - шапка из меха … (какая,
- шарф из шерсти … (какой, - свитер из трикотажа… (какой,
- пальто из драпа … (какое, - ботинки из кожи … (какие,
- варежки из шерсти (какие).
Воспитатель: Сеня, наши ребята уже большие, скоро пойдут в школу. И сейчас они научат тебя выкладывать схему слова «зима».
Физкультминутка «Снежок»
Снег сегодня шел с утра
Рада снегу детвора
Снег на ветках, на дорожках
На носу и на ладошках.
руки вверх-вниз
хлопают в ладоши
руки вверх, руки вниз, присесть
показывают на нос и на ладошки
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам составить рассказ о зиме, что бы Сеня запомнил, что такое зима и рассказал своим друзьям в Пустыне. А чтобы рассказ получился интересным, воспользуемся картинками-подсказками.
1 картинка:
Посмотрите на первую картинку и скажите, как меняется погода с приходом зимы?
2 картинка:
Что зимой происходит с водоемами?
3 картинка:
Что бывает с деревьями в сильный мороз?
4 картинка:
Какие птицы прилетают из леса к нам зимовать?
5 картинка:
Как люди зимой одеты?
6 картинка:
Что можно делать зимой?
7 картинка:
Что мы празднуем зимой?
Ребята, посмотрите, у нас получился целый рассказ. Послушайте.
Зима – самое холодное время года. Зимой бывает мороз, часто идет снег, метут метели.
Реки и озера замерзают и покрываются льдом. В сильный мороз деревья покрываются инеем.
Прилетают самые красивые из зимующих птиц – снегири.
Люди надевают теплую одежду: меховые шапки, шубу, шерстяные варежки и шарфы, сапожки и ботинки.
Все дети очень любят зиму. В это время года можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках, лыжах.
А еще зимой бывает самый лучший праздник – Новый год!
Кто желает рассказать о зиме? Давайте вспомним правила рассказывания :
1. Говорить громко.
2. Расказывать выразительно.
3. Стоять прямо.
4. Постараться ничего не пропустить.
Рассказ ребенка.
Воспитатель:
Ксюша выполнила правила рассказывания? Что мы ей пожелаем? Как стояла? Ничего не забыла?
Заключительная часть:
Воспитатель: Ну, что, Сеня, помогли тебе ребята узнать о зиме?
Верблюжонок: Да! Спасибо, ребята, я столько всего узнал о зиме и теперь хочу рассказать об этом своим друзьям в пустыни Сахара. Мне пора! До свидания!
На ковре:
Воспитатель: Кто был сегодняшним гостем и где он живет? Как мы ему помогли? Чей рассказ понравился больше?
Вот какая удивительная у нас зима! Вы хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. Я хочу подарить вам снежинки. Вы дома раскрасите их и расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года.