Алевтина Рыбакова
Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ для детей подготовительной группы «Прогулка со Снеговиком»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование связной речи детей подготовительной группы с использованием элементов технологии ТРИЗ и РТВ.
Образовательные задачи:
- способствовать развитию словотворчества;
- вырабатывать стремление к изобретательности, поиску новых решений;
- активизировать словарный запас детей;
- продолжать закреплять знания детей о зимних явлениях;
- продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ для детей подготовительной группы „Прогулка со Снеговиком“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Снеговик
- Снеговик. Конспекты по развитию речи
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
- совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу:
- учить детей составлять конец сказки.
Развивающие задачи:
- развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию;
- развивать слуховое внимание и память.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам;
- воспитывать чувство сопереживания героям;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Активизация словаря: вьюга, вьюжный, студеный.
Предварительная работа: беседа на тему: «Откуда пришел обычай лепить снеговиков», беседа о приметах зимнего периода, о видах развлечений зимой, чтение сказки «Снегурочка», чтение стихов и отгадывание загадок на зимнюю тематику, лепка снеговика во время прогулки, ТРИЗ (работа с моделями и схемами).
Материалы: коллективная работа «Снеговик из наших ладошек», опорная схема (менмотаблица) для рассказывания сказки, снежки, смайлики с разным настроением.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный экран, музыкальный центр, диск с записями физкультминутки и «живой» мнемотаблицы.
Методы и приемы:
I. Организационный момент:
1. Вход воспитателя со Снеговиком из ладошек.
• Приветствие Снеговика (не повторяясь).
• Игра «Оцени его настроение».
II. Основная часть:
1. Чтение детьми стихов и загадок о зиме, зимних явлениях.
2. Разучивание стихотворения по «живой» мнемотаблице.
3. Игра «Какая, какой?» со снежками. Ответы детей на вопросы «Какой бывает зима? Каким бывает снег?»
4. Дыхательная гимнастика: упражнения «Греем ручки», «Теплый ветерок».
5. Физкультминутка «Повтори за снеговиком» (на экране)
6. Гимнастика для глаз.
7. Чтение воспитателем стихотворения «Снегопад», добавление детьми слов, связанных со словом «снег».
8. Пересказ детьми сказки «Снегурочка» по мнемотаблице и составление нового конца сказки (на экране).
9. Игра «Назови ласково» (по ситуации).
10. Игра «Хорошо-плохо»
III. Заключительная часть:
1. Прощание со Снеговиком (не повторяясь).
2. Анализ НОД, анализ деятельности детей.
Ход:
I часть (3-5 мин.)
1.1. Приветствие Снеговика.
Дети занимаются самостоятельной деятельностью, входит воспитатель, в руках - коллективная работа «Снеговик из наших ладошек».
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня Снеговик решил прийти к нам в гости и хочет с вами лично поздороваться. А так как он известный выдумщик, то просит вас поздороваться, не повторяясь.
Дети: «Здравствуй, Снеговик!», «Привет, Снеговичок!», «Как я рад тебя видеть!», «Как я по тебе соскучился, снежный друг!», «Как хорошо, что мы встретились!», «Сыва-и, юр келетке», кто-то - жестами, кто-то - с поклоном, с разной интонацией.
1.2. Определение настроения снеговика.
Воспитатель: - Как вы думаете, как чувствует себя наш Снеговик?
Дети: - Ему хорошо. Он радуется и улыбается всем, потому что он увидел, как мы любим его.
Воспитатель: - Улыбнемся все Снеговику и друг другу. Присаживайся, Снеговик, будем вместе играть!
II часть (20-24 мин.)
2.1. Чтение детьми стихов и загадок о зиме, зимних явлениях.
Воспитатель:- Снеговик любит загадывать загадки, отгадайте его загадку:
Снег на полях, лед на реке, вьюга гуляет, когда это бывает?
Дети: - Зимой.
Воспитатель:- Как вы догадались?
Дети: - Снег и вьюга бывают зимой.
Воспитатель: - Ребята, Снеговик спрашивает, знаете ли вы стихи и загадки о зиме?
Дети читают стихи (Приложение 1, загадывают и разгадывают загадки.
1. Стелет белую постель, это - снежная… метель
2. К стуже к холоду привык с красным носом… снеговик
3. Если мёрзнут щёки нос, то на улице …мороз
4. Открываем календарь, начинается…январь
5. Окно притягивает взор серебристый там…узор
6. Как декабрь весь пройдёт, мы встречаем… Новый год
7. Последний зимний месяц жаль короткий самый он…февраль
8. Блеснул мороз и рады мы проказам матушки…зимы
9. Она холоду подруга – белая и злая…вьюга (словарная работа)
10. В мороз согреют две сестрички - зовут их …рукавички.
2.2. «Живая» мнемотаблица.
Воспитатель: - Зимой холодно, без рукавичек и теплой одежды нам не обойтись. Снеговик предлагает выучить стихотворение, чтобы вы об этом не забыли.
(Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы)
(живые мнемотаблицы для дошкольников https://www.youtube.com/watch?v=IYlM5Vr7Z-A)
2.3. Игра «Какая, какой?»
Воспитатель: - Предлагаю вам одеться потеплее (имитируют движениями) и пойдем гулять на улицу. А вот и снежные сугробы, располагайтесь поудобнее. Снеговик предлагает игру с вопросами, а за правильный ответ будет вручать снежок.
Воспитатель: - Ребята, а какой бывает зима?
Дети: Зима бывает холодной (снежной, морозной, вьюжной (словарная работа, суровой, теплой, длинной, волшебной, долгой, студёной (словарная работа,.
- Каким бывает снег?
Дети: Снег бывает белым (мягким, пушистым, липким лёгким, холодным, первым, искристым, серебристым, рыхлым, мокрым, грязным, чистым, блестящим).
2.4. Дыхательная гимнастика. Упражнения «Греем ручки», «Теплый ветерок».
Воспитатель: - Ребята, замерзли ваши ручки от снежков? А как их можно согреть?
Дети: - Хлопать, потереть, надеть рукавички, сунуть в карман, согреть дыханием.
Воспитатель: - Согреем их нашим дыханием.
Упражнение «Греем ручки». Быстро тереть ладони одна о другую, а затем поднести их к лицу и подышать на ладони со звуком [х]. Выполнить несколько раз.
Упражнение «Тёплый ветерок». Поднести ладони к губам, и, вытянув губы вперед в виде рупора, дуть на ладони, не надувая щеки. Выполнить несколько раз.
2.5. Физкультминутка со Снеговиком.
Воспитатель: - Ручки согрелись, согреем и все наше тело. А как можно согреться?
Дети: - Бегать, прыгать, скакать.
Воспитатель: - Снеговик зовет вас подвигаться.
(Дети повторяют движения за Снеговиком на экране)
2.6. Гимнастика для глаз.
Воспитатель: - Ребята, наши глаза устали, предлагаю поиграть с глазами. Закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу.
Мы попали в зимний лес. (Глазами нарисовали круг вправо)
В нём много сказок и чудес. (Круг влево)
Слева сосны — справа ели, (Глазами вправо и влево)
Сверху дятел, тук да тук. (Глаза вверх- вниз)
Ты глаза открой, закрой.
И скорей бегом домой.
- Молодцы! А теперь возвращаемся из леса и садимся на снежный ковёр.
2.7. Чтение стихотворения «Снегопад» И. Лопухиной.
Воспитатель: - Ребята, Снеговик любит сочинять рифмы и просит вас в этом активно поучаствовать. Я прочитаю стихотворение, а вы добавляйте подходящие слова.
Стихотворение И. Лопухиной «Снегопад».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… снег.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые… снежинки.
Кружатся над головою
Каруселью… снеговою.
На проселки, на лужок
Все снижается… снежок.
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью…снежной.
Вот веселье для ребят –
Все сильнее… снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …снежки.
Снежный ком – на снежный ком,
Все украсили… снежком,
Словно в белый пуховик
Мы одели… Снеговик.
Рядом – снежная фигурка –
Это девочка… Снегурка.
Воспитатель: - Какие вы молодцы! Как много слов, связанных со словом «снег» вы добавили.
Воспитатель (от имени Снеговика): - Даже мою подругу Снегурочку - снежную девочку не забыли.
2.8. Пересказ сказки «Снегурочка» по мнемотаблице.
Воспитатель: - Ребята, помните, мы читали сказку «Снегурочка»? Расскажем ее Снеговику.
Один ребенок пересказывает сказку с помощью мнемотаблицы (на экране).
Воспитатель: - Ребята, Снеговик загрустил, потому что Снегурочка растаяла. А как сделать, чтобы Снегурочка не растаяла?
Дети: - Переделать конец сказки.
Дети: - Не прыгать через костер, собирать грибы, ягоды, играть в другие народные игры.
1-2 ребенка пересказывают сказку с новым концом.
2.9. Игра «Назови ласково» (по ситуации).
Снег – снежок Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец Дерево - деревце
Ветер - ветерок Горка – горочка
Лёд – ледок Холод - холодок
Зима – зимушка Санки – саночки
2.10. Игра: «Хорошо – плохо»
Воспитатель: - Почему зимой хорошо?
Дети: - Можно кататься с горок на санках, играть в снежки, играть в хоккей, лепить снеговиков. Самый любимый праздник Новый год – зимой!
Воспитатель: - А что в зиме плохого?
Дети: - Зимой холодно, день короткий, можно поскользнуться, упасть, получить травму, можно замёрзнуть и простыть.
Воспитатель: - Видите, ребята, все-таки хорошего в зиме больше.
III. Заключительная часть:
Анализ: - Ребята, расскажите Снеговику, чем вы сегодня занимались? Какие были трудности, а что вам давалось легко? Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: - Снеговик, а как дети сегодня занимались? Как отвечали? Как выполняли задания?
Воспитатель: отвечает от имени Снеговика.
Воспитатель:- А сейчас нам пришла пора говорить слова прощания нашему Снеговику.
Дети встают со своих мест, подходят поочередно к Снеговику, говорят слова прощания: «До свидания!», «До новых встреч!», «Пока!», «Еще увидимся!» и провожают Снеговика.
Снеговик дарит детям веселые смайлики.
Воспитатель:- Ребята, на этом наши игры закончились. Спасибо вам за работу. Раздеваемся после зимней прогулки (имитация) и мы опять в группе.