валентина земцовская
Конспект НОД по развитию речи «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи «Моя малая Родина».
Цель: Формировать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Образовательные:
уточнить знания детей о государственной символике России;
обобщать и углублять знание детей о родном поселке, о его прошлом и настоящем;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
упражнять в составлении рассказа - описания по картинке;
продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, не перебивая друг друга, слушать и дополнять ответ сверстника;
упражнять в составлении предложений с заданными словами;
Развивающие :
развивать память, сообразительность, находчивость; обогащать словарный запас (относительные прилагательные, прилагательные)
Воспитательные:
воспитывать у детей положительные эмоции и любовь к родному краю.
Оборудование и материал:
Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран.
Мультимедийные презентации.
Мяч, игрушечное сердечко.
Фотографии достопримечательностей поселка.
Модели России, области, района, поселка.
Значки «Я люблю свою страну»
Смайлики
Методы и приё мы: словесные (беседа, вопросы, пояснения, рассказ, наглядные (демонстрация презентации, игровые (приветствие, игра «Я знаю свой домашний адрес», «Составь предложение», «Передай сердечко и скажи словечко»)
Предварительная работа:
чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае;
рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, открыток, флагов, гербов разных стран;
разучивание пословиц и поговорок о родной стране, стихотворение И. Мазнина «У каждого листочка», стихотворение о флаге, стихотворение о гербе.
Ход:
Дети под музыку «Широка страна моя родная» входят в группу
(Приложение 1)
Учитель - логопед: Давайте поприветствуем друг друга и гостей.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Учитель – логопед: Ребята, сейчас я попрошу Андрюшу рассказать вам одно стихотворение, а вы внимательно вслушивайтесь в его слова.
(Под звуки лёгкой музыки ребёнок читает стихотворение И. Мазнина «У каждого листочка») (https://www.maam.ru/)
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете
Есть Родина своя!
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья.
У каждого на свете
Есть Родина своя!
Учитель – логопед: - Ребята, какое удивительное стихотворение. О чем говорится в стихотворении? ( ответы детей: оказывается у всего на свете: у берёзки, у листочка, даже у ручейка, есть своя Родина). Для ивушки – это (реченька, для берёзки – (опушка, для листочка – (ветка).
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (о Родине)
- А для вас, что такое Родина? (Родина - это где мы родились; где живут наши мама и папа, наши родные; родина - это где нас любят и понимают.)
- А наш поселок вы можете назвать своей Родиной? Почему? - Представим, что вот этот маленький круг – это наш поселок Ясный. (Показываю.) За пределами нашего поселка, есть ли другие поселки, деревни? (Да.) Назовите их. (дети называют)
- В каком районе находится наш поселок? (Наш поселок находится в Пинежском районе.) Кто может назвать районный центр? (село Карпогоры)
- Какой круг мы возьмём для его обозначения? (Побольше.) Обращаю внимание, чтоб дети отвечали полным ответом.
- Следующий круг будет обозначать нашу область. Как называется наша область? (Архангельская область.) Скажите областной центр. (Архангельск) Какой круг возьмём? (желтый)
- В какой стране находится Архангельская область? (В России.) Назовите столицу нашей Родины. (Москва) Назовите нашего президента РФ. (В. В. Путин).
-Как вы думаете, какой круг будет обозначать нашу страну? Обращаю внимание, чтоб дети отвечали полным ответом.
- А Россию можно назвать нашей Родиной? (Да, можно.) А почему? Россия, является Родиной для многих и многих миллионов людей. В России мы все друг друга понимаем, говорим на одном языке. У нас есть определенные символы.
Учитель - логопед:
- Какие вы знаете символы нашего государства? Ответ детей: (герб, гимн, флаг)
- Существуют государственные официальные символы России. Подойдите к экрану, посмотрите, здесь расположены символы нашего государства.
(Приложение 2)
-Кто может показать флаг Российской Федерации. Что обозначают цвета? Как вы думаете. Где можно увидеть флаг? (ответы детей)
Правильно: Белый цвет означает - мир, чистоту, благородство.
Синий – небо, верность, правду, честность.
Красный – отвагу, смелость и великодушие.
Деля расскажет стихотворение о флаге: (https://www.maam.ru/)
Белый цвет – берёзка,
Синий - неба цвет,
Красная полоска – Солнечный рассвет.
Учитель - логопед: покажите герб России. Что изображено? Где можно увидеть?
Двуглавый орел – охрана своих земель на западе и востоке.
Три короны, скипетр и держава – сильная власть и единство государства.
Всадник, разящий копьем дракона – символ добра над злом, готовность народа встать на защиту Родины.
Красный цвет щита – неустрашимость, великодушие.
Золото в оперении орла – сила, богатство, могущество.
Коля прочтет стихотворение о гербе.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад. На восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Учитель - логопед: Что такое гимн? ( дети: Гимн, это самая главная музыка в нашей стране.)
- Как мы должны слушать гимн? (стоя)
(Звучит гимн России и Архангельской области).
Учитель - логопед: Когда включают гимн? (на торжественных мероприятиях, на соревнованиях)
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Учитель - логопед: Сейчас поиграем в игру «Составь предложение». Надо выбрать картинку и составить предложение. (Картинки гимн, герб и флаг РФ). Дети составляют предложения.
Учитель - логопед: Россия – это большая Родина, а наш поселок – это малая часть России, поэтому наш поселок для нас – это малая Родина.
-У каждого из нас есть имя, а у поселка – название. Вы знаете, почему наш поселок называется Ясный? Хотите узнать историю нашего поселка? Присаживайтесь на стульчики. Сели все красиво, спина прямая.
(Приложение 3)
Среди зеленого океана Пинежской тайги, расположен наш поселок. Наш любимый поселок Ясный расположен на левом берегу реки Пинега, притоке Северной Двины. Находится на расстоянии 198 км от Архангельска, в 20 км от районного центра Карпогоры.
Возникновение Ясного полностью обязано основанию и развитию одного из крупнейших лесозаготовительных предприятий Пинежского района _Усть – Покшеньгского ЛПХ. Их истории неразрывно связаны.
Около 36 лет тому назад (в 1984 году) заработало предприятие «Усть – Покшеньгский ЛПХ». В это время появляется первая улица – Новоселов. Поселок стали называть Новым. Спустя 2 года (в 1986 году) на общем собрании жителей поселка, предложено было дать ему название Ясный. Все согласились и поэтому молодой поселок, и получил вот такое свое «имя». В это время идет строительство детских – садов, магазинов, открывается библиотека, медпункт, сельсовет, почта, школа. Спустя 9 лет ЛПХ построил Дом культуры. В 1997 году было построено административное здание ЛПХ.
В Ясном по – прежнему продолжает действовать Усть – Покшеньгский ЛПХ, который является градообразующим предприятием. Продолжают функционировать детский сад, медпункт, аптека, школа, банк, дом культуры, библиотека, администрация, магазины. Есть сообщение по железной дороге с областным центром (с Архангельском). Современный Ясный насчитывает множество улиц. Вы сейчас их сами назовете. Поиграем в игру с мячом «Я знаю свой домашний адрес».
Учитель - логопед: Ребята, зачем надо знать свой домашний адрес, для чего? ( Ответы детей: что бы ни потеряться, если случилась беда, вызвать скорую, пожарную помощь)
- Предлагаю встать в круг и поиграть в игру с мячом «Я знаю свой домашний адрес». Мяч передается по кругу, когда музыка останавливается, ребенок, у которого в руках оказывается мяч, называет свой домашний адрес (игра проводится под музыкальное сопровождение)
Учитель - логопед: Молодцы. Ребята, посмотрите внимательно на столе у меня много разных фотографий мест нашего поселка, где вы часто бываете, где бывают ваши родители. Вы должны узнать это место и сказать, как оно называется, где находится и для чего оно нужно. (показываю фото поселка)
Вам надо объединиться по три человека, выбрать фотографию, продумать, что будете рассказывать. (Например, это школа. Она находится на улице Мира. В школу ходят дети, получают знания. В школе работают учителя, директора, повара, технический персонал, бухгалтера.) Дети рассказывают по фотографиям. Молодцы.
Учитель – логопед: Сейчас встанем в круг и поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко». Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете.
Наш поселок какой? (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, прекрасный, замечательный).
Учитель - логопед: А что вы хотели бы сделать для своего поселка, чтобы он стал краше, лучше?
(Дети перечисляют)
Ответы детей: Любить свой поселок, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья
Учитель – логопед: Ребята, а я мечтаю жить в чистом поселке. Я начала делать макет мусорных баков, где надо разделять мусор. Мой девиз: Разделяй мусор и живи в чистом поселке. Можете мне помочь доделать макет. У меня 5 контейнеров (один для предметов из стекла, 2 – металла, 3- пластмасса, 4 – дерево, 5 – пищевые отходы) Вам надо выбрать картинки с определенными предметами и приклеить на контейнер, в который будем складывать определенный мусор. Работать будем в парах. Дети самостоятельно договариваются, выбирают себе контейнер и приступают к работе. Спрашиваю у детей, какие предметы будем собирать в контейнер, если на нем изображены предметы из дерева, из стекла, из пластмассы, из железа? (деревянные, стеклянные, пластмассовые, железные).
Спасибо, вам ребята, за помощь. Такой красивый получился макет. Мы его отнесем в администрацию нашего поселка, покажем, какие мусорные баки мы хотели бы видеть в перспективе.
Учитель – логопед: Сегодня на занятии мы много узнали о своём поселке, нашей маленькой Родине, о достопримечательностях. Но главное, вы старались сделать наш поселок чище. Молодцы! Вы хорошо потрудились!
- Ребята! Любите и берегите свою Родину. Когда вы станете взрослыми, не забывайте о своём родном поселке.
Рефлексия: Я приготовила смайлики, но у них нет ротиков. Если вам на занятии все понравилось, и вы совсем справились, то нарисуйте улыбочку, а если что - то не получилось, то нарисуйте прямой ротик. У кого совсем ничего не получилось и вам занятие не понравилось, нарисуйте грустный ротик. (Дети рисуют на смайликах ротики и прикрепляют смайлики на мольберт).
- Я вижу, что сегодня на занятии вам все понравилось, и вы со всем справились.
- На прощание всем вам хочу подарить значок «Я люблю свою страну»