Любовь Джексон
Конспект НОД по развитию речи «Что такое лес»
Цель: закрепление знаний детей о весне, её приметах посредством речевых игр и упражнений.
Программные задачи:
Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
Использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи;
Поддерживать умение задавать вопросы и правильно их формулировать;
Учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Что такое лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинно-следственные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям;
Развивать речевую активность детей, гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова;
Продолжать развивать интерес к изменениям, происходящим в природе;
Закреплять знания детей о деревьях, а также основные понятия (лиственный, смешанный, хвойный лес);
Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы:
Формировать потребность в совместной со сверстниками деятельности;
Прививать бережное отношение к родной природе.
Предварительная работа:
Заучивание стихотворения Ирины Токмаковой «К нам весна шагает…»;
Рассматривание иллюстраций с изображениями деревьев;
Загадывание загадок о весне, весенних явлениях природы.
Материалы и оборудование:
Мнемосхема для чтения стихотворения, мнемосхема «От семени до дерева»; солнышко, лучики; разрезные картинки с изображениями деревьев; игрушка медвежонок.
Ход ситуации
Дети находятся в игровой комнате, воспитатель подзывает их к себе и загадывает им загадку.
Воспитатель:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Посевы поливаю,
Деревья одеваю,
Движения полна.
Зовут меня….
Дети: Весна!
Воспитатель: Скажите, ребята, по каким признакам можно понять, что уже наступает весна?
Дети: Тает снег, бегут ручьи, ярко светит солнце…
Стук в дверь. Появляется маленький медвежонок, который проснулся, вышел из берлоги и не знает, кто его разбудил.
Воспитатель: Дети, кто разбудил медвежонка?
Дети: Весна.
Воспитатель: Давайте расскажем медвежонку, что мы знаем о весне.
Дети: Весной солнце светит ярко, тает снег, капают сосульки, появляются проталины, бегут ручьи, прилетают птицы…
Воспитатель: Давайте вспомним и расскажем по мнемотаблице стихотворение «К нам весна шагает…»
Педагог вывешивает на доску мнемотаблицу к стихотворению «К нам весна шагает…» Дети один раз хором, а потом по очереди рассказывают стихотворение. Взрослый следит за выразительным исполнением стихотворения.
Воспитатель: Отгадайте загадку, и вы узнаете, что еще могло бы разбудить медвежонка: «Желтый мяч на голубом платке катается, людям улыбается».
Дети: Солнце.
Дети рассматривают иллюстрацию, на которой изображено солнышко без лучиков, делают вывод, что оно грустное.
Воспитатель: А каким еще может быть солнце?
Дети: Солнце может быть ласковое, лучистое, теплое…
Называя слово, дети прикрепляют лучи к солнцу, и так до тех пор, пока оно не начнет «улыбаться». По окончании этого задания воспитатель предлагает детям подвигаться, поиграть.
Игра «У медведя во бору».
Воспитатель: после того, как медведь проснулся, куда он вышел?
Дети: В лес.
Воспитатель: Давайте расскажем медвежонку, что такое лес.
Дети: Это место, где растет много деревьев. Это дом для животных, птиц, насекомых. В лесу растут грибы и ягоды.
Воспитатель: А как называются деревья, которые растут в лесу?
Дети: Береза, осина, дуб, сосна, ель, клен…
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «У кого какие листья». Например, у березы листья…
Дети: Березовые.
Воспитатель: У осины листья…
Дети: Осиновые.
Воспитатель: У клена листья…
Дети: Кленовые.
Воспитатель: У дуба листья…
Дети: Дубовые.
Воспитатель: А теперь давайте разберемся, какие деревья растут в лиственном лесу, а какие в хвойном?
Дети подходят к столу и составляют из разрезных картинок с изображениями деревьев леса – лиственный и хвойный.
Воспитатель: Дети, а как называется лес, в котором растут и лиственные, и хвойные деревья?
Дети: смешанный лес.
Игра «Хорошо-плохо»
Воспитатель: Ребята, а лес – это хорошо?
Дети: Да, хорошо. Он дает человеку пищу (грибы, ягоды, орехи, здоровье (чистый воздух, лекарственные растения, строительный материал, из которого строят дома, делают мебель, заготавливают дрова.
Воспитатель: А когда можно сказать, что лес – это плохо?
Дети: В лес ходить хорошо, но без взрослых можно там заблудиться.
Воспитатель: Правильно, в лесу надо соблюдать правила безопасности, не шуметь, не разводить костров… Ребята, но что бы было, если бы не было леса?
Дети: Не было бы чистого воздуха, дома у животных…
Педагог предлагает детям рассмотреть мнемосхему «от семени до дерева».
Воспитатель: Из чего появляются деревья?
Дети: Из семян.
Воспитатель: А кто переносит семена деревьев?
Дети: Ветер, животные, птицы.
Воспитатель: Что появляется из семечка, когда оно попадает в землю?
Дети: Появляется росток.
Воспитатель: Подросший росток называется
Дети: Саженец.
Воспитатель: За саженцем леснику нужно хорошо ухаживать, чобы он превратился в….
Дети: Дерево.
Воспитатель: Делаем вывод: семечко, росток, саженец, дерево. В лесу много деревьев, а чем они отличаются?
Дети: Размером, высотой, видом, возрастом.
Педагог показывает детям, как по срезу кусочков дерева определить его возраст.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему говорят: «Лес – наше богатство»?
Дети: Лес дает нам тепло (дрова, еду (ягоды, грибы, орехи, свежий воздух (здоровье).
Воспитатель: Делаем вывод, что лес надо беречь. Ребята, вы очень хорошо рассказали медвежонку про лес. А теперь давайте с ним поиграем.
Игра «Мишка вылез из берлоги». Дети сидят на корточках.
Мишка вылез из берлоги, Дети поднимаются с корточек и потягиваются.
Огляделся на пороге, Подносят руку «козырьком» к глазам, смотрят
налево, затем направо.
Потянулся ото сна: Потягиваются, поднимая руки вверх и через стороны
«К нам опять пришла весна!», опуская вниз.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. Делают круговые движения головой.
Наклонился в зад-вперед, Выполняют наклоны назад-вперед.
Вот, по лесу он идет. Шагают на месте.
Воспитатель: ребята, медвежонку очень понравилось с нами, но его уже, наверное, потеряла мама медведица. Ему надо возвращаться в лес.
Дети прощаются с медвежонком и он уходит