Светлана Курдюкова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Береги природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Береги природу» - лэпбук.
Цель: формировать у детей основы экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить с понятием «живая природа», «неживая природа»;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Береги природу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Закрепить, правила поведения на природе;
- Закрепить представления детей о том, что всем животным необходима «одежда».
-Учатся правильно сортировать и разбирать мусор (бумага, стекло, металл, пластмасса и т. д.).
Развивающие :
- Развивать познавательный интерес к миру природы;
- Внимание, логическое мышление, воображение, наблюдательность.
Воспитательные:
- Воспитание гуманного и бережного отношения к природе;
- Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта отношения с природой.
- Знакомство с новыми видами животных;
- Прививать любовь к природе, заботу о всем живом;
Оборудование: вода, 2 стакана, контейнеры для сбора мусора, лэпбук «Береги природу».
Предварительная работа: чтение сказок, обсуждение и изучение пословиц, поговорок о недопустимости любого насилия над природой, рассмотрение и обсуждение знаков запрета.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями.
Воспитатель: Ребята встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга добрыми улыбками и рукопожатиями.
Здравствуй, солнце золотое, (Поднимаем руки вверх, Замкнув ими круг). Здравствуй, небо голубое, (Руки разводим в стороны).
Здравствуй, вольный ветерок, (Машем руками).
Здравствуй, маленький дубок (Показываем, что он мал, как рост ребенка).
Мы живём в родном краю. (Разводим руки на уровне груди).
Всех я здесь приветствую. (Прижимаем ладони к груди и снова разводим).
Воспитатель: Ребята, я вам сюрприз принесла, он находится в нашей группе.
Ребята, что бы это могло быть? (Рассуждения детей).
Дети: Игрушки, конфеты и т. д.
Воспитатель: Вот вам подсказка, отгадайте загадку.
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а разговаривает (Книга.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие необычные кармашки в этой книге!
Воспитатель: Эта ктига называется – лэпбук.
Хотите в нее поиграть.
Дети: Да!
Основная часть.
1. Д / и «Живая и неживая природа» «Опыт с водой»
Воспитатель: В нашей книге находятся карточки с объектами живой и не живой природы, которые нужно будет разделить по нужным кармашкам.
Воспитатель раздает детям карточки, и они подходя к лэпбуку, вставляют их в нужный кармашек с надписями «живая» и «неживая» природа.
Воспитатель: А теперь мы с вами проведем небольшой эксперимент. Посмотрите на стол. Что вы видите?
Дети: Воду
Воспитатель переливает часть воды из одного стакана в другой.
Воспитатель: Что стало с водой, она перестала быть водой или нет?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вода осталась быть водой, только ее стало меньше.
Воспитатель: А что будет с бабочкой, жучком, птицей, цветком, если мы его разделим на части?
Дети: Они погибнут.
2. Правила поведения на природе.
Воспитатель: ребята давайте вспомним как нужно вести себя в лесу, а помогут нам в этом «запрещающие» и «разрешающие» знаки правил поведения в природе.
Воспитатель показывает детям некоторые знаки.
Воспитатель: чего нельзя делать в лесу?
Дети: нельзя шуметь.
Дети: нельзя мусорить, бить стекла. Нельзя засорять водоемы.
Дети: нельзя рвать цветы и разорять муравейники.
Воспитатель: Правильно ребята, этот знак означает «Не разрушайте муравейник!» В муравейнике живут муравьи, а они полезны для природы. Муравьи рыхлят землю, чтоб туда лучше проходили воздух и вода; чтоб она была чистой, плодородной; уничтожают вредные растения. Сейчас я вам
раздам знаки, и вы их распределите по кармашкам лэпбука в левый «разрешающие знаки», а в правый «запрещающие знаки».
Дети подходят
Воспитатель: А сейчас давайте разомнемся.
3. Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. ( Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
4. Д. и. «Кто во что одет».
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам интересную историю, которая произошла в лесу летом. Собрались звери на полянке, стали жаловаться на зной и жару. Услышала их ворона на ветке и рассмеялась: «Да снимите вы свои шубы, тогда вам и жарко не будет».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, разденутся животные или нет? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Это вы так думаете, а давайте послушаем, что на самом деле ответили животные вороне:
Белка первая заговорила: «Я не могу шубку снять – она меня от колючих сосновых веток спасает». Медведь сказал: «А моя шуба помогает сберечься от комаров и мошек в малиннике». Зайчик тоже проговорил: «А моя серая шубка на земле не видна, охотник меня не замечает».
5. Зрительная гимнастика.
Воспитатель: Ребята вы устали, я предлагаю сделать гимнастику для глаз
«Прогулка в лесу»
Мы отправились гулять. Шагают на месте
Грибы — ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, смотрят вверх
Вот грибок растет на пне, смотрят вниз
Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх
Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз
Слева ель растет — старушка, смотрят вправо
Справа сосенки — подружки. смотрят влево
Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз
Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.
Воспитатель: А что в книге можно найти и прочитать?
Дети: Сказки, рассказы и т. д.
Воспитатель: Сейчас я вам прочту экологическую сказку о раздельном сборе мусора.
6. Чтение экологической сказки о раздельном сборе мусора.
Воспитатель: хотите узнать о чем эта сказка?
Жил – был Мусор. Был он некрасивый и злой. Все о нём говорили. Появился Мусор в одном городе после того, как люди начали бросать мимо урн и контейнеров пакеты, газеты, остатки еды.
Мусор очень гордился тем, что его владения повсюду: в каждом доме и дворе. Те, кто мусор бросает, Мусору «сил» прибавляет. Некоторые люди везде разбрасывают фантики от конфет, пьют воду и бросают бутылки. Мусор только радуется этому. Через некоторое время мусора становилось все больше и больше.
Недалеко от города жил Волшебник. Он очень любил чистый город и радовался людям, которые в нем живут. Однажды он посмотрел на город и очень расстроился. Повсюду обертки от конфет, бумага, пластмассовые стаканчики.
Позвал Волшебник своих помощников: Чистоту, Аккуратность, Порядок. И сказал он: «Вы видите, что наделали люди! Давайте наведем порядок в этом городе!». Взялись помощники вместе с Волшебником наводить порядок. Мусор был в ужасе. Побежал он из города, приговаривая: «Ну, ничего я отыщу себе приют, мусора много — весь не уберут. Есть ещё дворы, я дождусь лучшей поры!»
А помощники Волшебника убрали весь мусор. Кругом в городе стало чисто.
Чистота и Аккуратность стали разбирать весь мусор, сложенный в мешки. Чистота сказала: «Это бумага — не мусор. Нужно собирать её раздельно. Ведь из неё делают новые тетради и учебники», — и разместила старые газеты, журналы, картон в контейнер для бумаги.
А Порядок продолжает: «И пластмассовые стаканчики и бутылки не будем выбрасывать. Из пластмассы будут ребятишкам новые игрушки»,— и выбросил в мусорный ящик для пластика. Так наш волшебник со своими помощниками навел порядок в городе, научил людей беречь природные ресурсы и объяснил, что для поддержания чистоты достаточно одного – не мусорить.
Приехали мусоровозы, забрали мусор из контейнеров и отвезли его на мусороперерабатывающий завод. После специальной переработки получат новый материал, из которого изготовят новые полезные предметы, тем самым оберегая природу.
Воспитатель: Давайте ребята и мы с вами потренируемся в сборе мусора. Каждый из вас, будет собирать мусор по видам: стекло, пластик, бумага и пищевые отходы.
7. Знакомство с понятием «Красная книга».
Воспитатель: На Липецкой земле живет много разных зверей, птиц, растений. Есть такие, которых мы видим каждый день, но есть и редко встречающиеся, их осталось очень мало. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей.) Часто люди не задумываются о хрупкости окружающей среды: неправильно ведут себя во время отдыха на природе; стремятся заготовить как можно больше ягод и грибов, не соблюдая простые правила сбора; неоправданно ломают ветки, рвут цветы и растения; разрушают птичьи гнезда; мусорят. А ведь все это ведет к нарушению среды обитания животных и птиц, к уменьшению их численности и в некоторых случаях к исчезновению. Для того, чтобы сохранить все богатство и разнообразие природы, люди создали Красную книгу. (Воспитатель показывает детям Красную книгу.) В эту книгу занесены редкие, исчезающие виды растений, животных, птиц, которые охраняются законом.
- Как вы думаете, почему эту книгу назвали красной? Что означает красный цвет? (Предположения детей.)
- Красный цвет всегда предупреждает об опасности, о том, что все это богатство и разнообразие природы может исчезнуть.
Заключительная часть.
Воспитатель: Каждый из вас может сделать много добрых дел в природе в течение года. Вы станете настоящими друзьями природы - юными экологами, будете много знать о природе и научитесь делать добрые дела. Спасибо всем. Я говорю вам – молодцы и награждаю вот этими памятными значками.