Татьяна Казьмина
Конспект НОД по познавательному развитию детей в старшей группе «Хлеб — всему голова!»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей с обрядом, связанным с выпечкой первого хлеба нового урожая.
2. Закрепить знания обрядов, связанных со сбором урожая на Руси.
3. Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к продуктам труда, к хлебу, как
продукту, особо почитаемому людьми.
4. Развитие социально-психологической черты -терпения, умения терпеливо слушать, быть
усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой.
5. Учить разгадывать загадки.
6. Пополнять словарный запас детей.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей в старшей группе „Хлеб — всему голова!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
7. Развивать связную речь детей; любовь к родному краю.
Словарная работа: жница, каравай, зачин. Пословицы и поговорки о труде, трудолюбии, терпении и надежде.
Предварительная работа: беседа о сборе урожая хлеба на Руси, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, потешек, стихов.
Оборудование: русская изба (печь, икона, стол с самоваром, лопата, ухват, скамейки, тесто для каравая, каравай, ведро для мытья рук, черпак, счетные палочки, рушники.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Хозяйка в избе готовится печь хлеб. Входят дети:
Здравствуй, хозяйка. Добрый день! Хлебу да соли долог век! Доброй хозяйке более того!
Хозяйка:
Здравствуйте! И вам того же! Ребята, отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)
Дети:
Хозяюшка, расскажи нам, как раньше пекли каравай из муки нового Урожая?
Хозяйка:
А вы знаете, сколько труда и терпения требовалось, чтобы собрать урожай хлеба?
Дети:
Знаем. А что не знаем, ты нам, хозяюшка, расскажешь.
Хозяйка:
Хорошо, тогда садитесь на лавки и расскажите моим гостям, что вы знаете.
Дети:
Собирали хлеб только женщины и называли их жницами. С утра до вечера, не разгибая спины, собирали они колосья, связывали в пучок, складывали в снопы.
Хозяйка:
Чем жали колосья, отгадайте загадку.
Ясный месяц ночью в небушке весит,
Днём во полюшке блестит. (Серп)
Перед сбором урожая люди надевали белую одежду и наводили в доме порядок. Дети дарили маленькие снопики, украшенные ленточками с пожеланиями всем здоровья и богатого стола.
Хозяйка:
- Ребята, а кто скажет, как называли раньше землю? (матушка, кормилица)
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Хозяйка:
Хлебное поле ещё называют, словом нива.
А давайте с помощью палочек вырастим своё поле. Предлагаю из деревянных палочек сделать - Колосок, мои друзья, он усатенький, как я!
Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
Вот какой я! – он хвалился – с ветром справился, с водой!
До того он загордился, вырос кверху бородой.
Хозяйка:
После сбора урожая пекли особый каравай. Каравай всегда был круглый, как Земля (показ, а на нём был второй круг – благодатное поле (дети помогают).А над полем золотое солнышко, ведь без солнышка не будет урожая.
Солнышко обозначалось(+(делают с детьми, а на поле – зёрнышки (делают дети).
Вот так украшали первый каравай из нового урожая.
А сейчас поставим хлеб в печь и немного отдохнём.
Хозяйка:
- Ребята, а кто знает пословицы о хлебе?
Дети:
Лёжа хлеба не добудешь.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.
Без хлеба – нет обеда.
Хлеб, соль и вода – крестьянская еда.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеба ни куска, и стол как доска.
Хозяйка:
- Ребята, а давайте поиграем.
Русская народная игра «Ручеёк»
Хозяйка:
А сейчас, я расскажу, как делили каравай.
Каравай на Руси обязательно ломали. Первый кусочек называли зачин, и его клали под икону, благодаря, Бога за хороший урожай. Второй кусочек клали на окно, угощая духов умерших родственников. Третий кусочек самому старшему в семье. Четвёртый – гостям. А остальное, делили между взрослыми и детьми, крошки выбрасывали за окно птичкам, чтобы они были сытые и весёлые, уничтожали вредных насекомых…
Вот и пришло время, вытащить каравай из печи. Пока он остывает, расскажите стихи о хлебе.
Дети:
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!
Хозяйка:
Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?
Дети:
- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.
- хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания.
- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.
- хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Хозяйка:
Необходимо всегда всем помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.
Дети:
Спасибо, хозяюшка. Теперь мы знаем, как пекли хлеб на Руси, и сколько для этого требовалось терпения, труда, мудрости. Потому-то и говорили:
Хлеб – всему голова!
Хоровод «Каравай»
Танец с платками «Широка река».
До свидания! Спасибо за хлеб и интересный рассказ.