Ирина Евсеева
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Сказочное путешествие в поиске Цветика-семицветика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой
Цель: закреплять и обогащать знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей.
Задачи:
Образовательные
• Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о
произведениях русских писателей.
* Учить детей ассоциировать содержание художественных произведений с
определенным цветом.
* Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.
Равивающие
*Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой „Сказочное путешествие в поиске Цветика-семицветика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
появления героев в сказках.
* Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать
согласованно.
* Развивать сенсорные чувства.
Воспитательные
* Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному
творчеству.
* Закреплять умение ориентироваться в добре и эле.
Предварительная работа: Чтение русских народных и авторских сказок, разучивание речевой гимнастики, физминутки и музыкальной театрализованной игры «Бабка-Ёжка»
Приоритетные образовательные области : «Чтение художественной литературы», «Познание».
Интеграция образовательных областей : «Здоровье», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Физическая культура»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Оборудование: книга, бабочка - загадочка, пенек, чугунок, конверты, магнитная доска картинки с героями сказок, море ширма, игрушка-лисичка, фиалка, мультимедя, игрушка – Кузя, полянка с цветами, сундук.
Ход НОД:
Ребята, давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем им здоровья и все вместе скажем «Здравствуйте!»
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Воспитатель: Знакомая музыка приглашает нас в сказку, и мы знаем, где ее искать. Домик сказки - это книга. Почитаем? (дети рассаживаются на стульчики полукругом перед воспитателем, воспитатель берет в руки книгу) .(Слайд 1)
- Сегодня книга просто рвется из моих рук! Как будто какой-то сказочный герой просто мечтает выпрыгнуть из нее прямо к нам в группу…
- Ой! А вдруг это волк или Бармалей? Может быть, мы расспросим у него кто он? (Стучит по обложке книги как в дверь) Тук-тук-тук!
- Кто- кто в книге сказочной живет?
- Кто- кто в гости в садик к нам придет?
Ответ из книги: Пять вопросов мне задайте
И скорее отгадайте!
Воспитатель: Вот так сюрприз! Угадаем? И узнаем какой сказочный герой спешит к нам в гости.
Дети: Сказочный герой, какого ты размера?
Ответ из книги: Я меньше зайчика, но больше муравья.
Воспитатель: Представили себе – меньше зайчика, но больше муравья.
Покажите руками, какого размера.
Дети: Сказочный герой, какого ты цвета?
Ответ из книги: Я бываю разноцветной.
Воспитатель: что мы теперь знаем? ( Дети отвечают: размер и цвет) .
Дети: Сказочный герой, а какой живой или нет?
Ответ из книги: живой.
Дети: А чем ты питаешься?
Ответ из книги: нектаром…
Воспитатель: Сколько мы вопросов задали?
Дети: 4
- Задаем пятый. Очень внимательно слушаем ответ и угадываем!
Дети: Сказочный герой, что ты умеешь делать?
Ответ из книги: Я умею пархать.
Воспитатель: Догадались, кто это?
Дети: Бабочка!
Воспитатель: Проверим? Открывает книгу- оттуда вылетает Бабочка!
Бабочка: Здравствуйте ребята, я – Бабочка- Загадочка! Я прилетела к вам из сказки, в которой есть волшебный цветик, исполняющий 7 желаний.
Воспитатель: Ребята, а вы угадали что это за цветок?
Дети: Цветик- семицветик. (Слайд 2)
Воспитатель: Ребята, а мы с вами читали такую сказку?
Дети: Да
Воспитатель: А это авторская сказка или народная?
Дети: Авторская.
Воспитатель: А как зовут автора этой волшебной сказки?
Дети: Валентин Катаев.
Бабочка: Я решила сделать вам подарок!
Подарок мой лежит на дне
В моем волшебном сундуке
Открыть сундук поможет, дети,
Волшебный цветик семицветик.
Как листочки соберете, подарок мой тотчас возьмете!
Вот, так Бабочка- Загадочка! Задала нам загадку! Сундук стоит, на нём замок весит. А замок-то и правда непростой - — это же серединка цветочка. Значит, если мы найдем лепестки цветика-семицветика, сможем открыть сундучок. Готовы ли вы к путешествию? Но на чём мы отправимся в путь? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Зато у нас есть топ-топ-тобус! (Под музыку дети шагают по трапинке)
Речевая игра «По лесной тропинке»
По лесной тропинке (шагают друг за другом)
В сказку мы пойдём.
Цветик-семицветик
Быстро соберём.
Веточки березы (качают руками)
Ласково шуршат.
Лес чудес и сказок,
Принимай ребят! (кланяются)
Где ты, лепесточек (выглядывают поочередно из-под правой и левой руки)
Найдём тебя, дружочек!
Помоги цветок собрать,
Все загадки отгадать! (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Вот мы пришли с вами в сказку. Ребята, давайте с вами внимательно посмотрим, может быть мы увидим подсказку, и узнаем какой лепесток мы будем искать первым. Смотрите, тропинка из цветочков, ребята, а как вы думаете, к какому лепестку она нас приведет?
Дети: Желтому.
Воспитатель: Ребята, смотрите, стоит пенек, а на нем чугунок (Слайд 3) Ребята, посмотрите на наш волшебный экран, из какой сказки эти герои?
Дети: Крылатый, Мохнатый да Маслянный.
Воспитатель: Конечно! Молодцы! А посмотрите, герои этой сказки оставили нам задание, посмотрим?
Воспитатель: Разложи, кто в сказке что делал (Воробей –еду носил, блин-щи да кашу варил, мышка- дрова носила (Слайд 4)
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и получаете жёлтый лепесток.
Воспитатель: Какого цвета лепесток будем искать следующий.
Дети: Синего цвета.
Воспитатель: Синий цвет, как бескрайнее море. В каких сказках встречается море?
Бочка просмоленная
По морю плывет,
К острову Буяну
Пленников несёт.
(«Сказка о царе Солтане»(Слайд 5)
Дети: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Воспитатель: Читает задание из синего конверта (Ребята, какие чудеса увидел Царь Салтан, приехав в гости к Царю Гвидону)
После того как дети их назовут- проверяем-(Слайд 6)
Воспитатель: Ребята, а вот и синий лепесточек. Молодцы!
Воспитатель: Скажите, какого цвета листок будет следующим?
Дети: Оранжевый.
Воспитатель: Как по- другому можно назвать оранжевый цвет?
Дети: Рыжий.
Воспитатель: Кто же в русских народных сказках самый известный рыжий герой?
Дети: Лиса. (Слайд 7)
Воспитатель: Назовите сказки, в которых мы встречаем лисичку?
Дети: Сказки «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Лисичка — сестричка и серый волк», «Лиса и кувшин», «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка» и другие.
Дети, к нам сегодня пришла лисичка, чтобы с нами поиграть.
Лиса:Я пришла к вам поиграть, ребятишек развлекать!
Игра: «Назови правильно сказку»
Лиса:У сказочных героев и предметов, есть имена и названия, проверим, знаете ли вы их:
«Царевна-индюшка»
«По рыбьему веленью»
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Даша и медведь»
«Волк и пятеро котят»
«Клевер-Семицветик»
«Утки-Лебеди»
Воспитатель: Лисичка, что же ты принесла нам?
Лиса: Оранжевый лепесточек.
Воспитатель: Спасибо, лисичка. Теперь у нас есть оранжевый лепесточек. Какого цвета лепесточек будет следующим?
Дети: Зеленого цвета.
Воспитатель: Отгадайте-ка, ребятки, мою новую загадку:
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна-лягушка.)
Воспитатель: Можно ли эту сказку назвать зеленой? Почему?
Дети: Главная героиня лягушка, она живёт в зеленом болоте.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в веселых лягушек?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда повторяйте за мной:
Вправо — прыг,
Влево—прыг
И потерли ушки.
Мы теперь не дети,
Мы теперь — лягушки!
На болоте две лягушки, две весёлые подружки,
Утром умываются, чисто вытираются.
Влево, вправо наклоняются
И обратно возвращаются.
Ручками хлопают, ножками топают.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям большой привет.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Воспитатель: Подарю лягушкам я зелёный лепесток,
Чтобы вы быстрей собрали свой цветок!
Какого цвета лепесток следующий?
Дети: Фиолетовый цвет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, стрелки фиолетового цвета ведут сюда (Значит, здесь спрятан фиолетовый лепесток.)
Вы загадки отгадайте,
Зло, добро вы различайте,
Если добрый он герой-
Вы в ладоши хлопайте,
Ну а если очень злой-то ногами топайте!
-Он чемпион по кровожадности,
Он рекордсмен по беспощадности.
Он страх наводит на детей,
Он злой разбойник. (Бармалей).
- Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый. (доктор Айболит).
- Белая у злодея до пят борода,
В театре всех кукол он мучил всегда.
«Подайте мне плётку!» гремел его бас.
Скажите скорее, кто он? (Карабас).
- Это что за очень странный,
Человечек деревянный?
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино).
Сказки вы все отгадали
И сравнения назвали
И за правильный ответ
Фиолетовый вам цвет.
Ребята, какого цвета лепесток следующий?
Дети: Черного цвета.
Какой странный цвет — чёрный. Как вы думаете, что он олицетворяет — добро или зло?
Дети: Зло
Эта старушка не любит детей
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же старуху. (Баба Яга (Слайд 9)
А я вам предлагаю поиграть в игру, про Бабушку-Ягу.
Музыкальная театрализованная игра «Бабка-Ежка».
Дети водят хоровод вокруг Бабы Яги и поют дразнилку.
Дети:
Бабка-Ежка — костяная ножка,
С печки упала,
Ноженьки сломала,
А портом и говорит
Баба Яга: У меня нога болит!
Дети (поочередно) :
Пошла на улицу — раздавила курицу!
Пошла на лужайку — напугала Зайку!
Пришла в детский сад — рассмешила всех ребят! (Все смеются.)
Баба Яга:
А-а-ах, вы вздумали смеяться?
Над Ягою потешаться?
Да я, если захочу,
Вас. в деревья превращу!
Баба Яга топает ногой — дети замирают в разных позах.
Баба Яга довольная ходит среди них, звучит грустная музыка.
Баба Яга:
Да, я если захочу
Вас в лягушек превращу (топает ногой, дети скачут под музыку как лягушки) Баба-Яга с довольным видом посматривает на них
Баба Яга:
Да я, если захочу,
Вас. в собачек превращу!
Баба Яга топает ногой — дети начинают грозно рычать на Бабу Ягу.
Баба Яга:
А-а-ах, так вы кусаться?
Придется убираться. (Баба Яга убегает, дети проходят на места.)
Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки. Получаете черный лепесток.
Какого цвета лепесток будет следующий?
Дети: Красного цвета.
Воспитатель: загадка про кузю.
Дети:
Воспитатель: Ребята, а что это за мальчонка в красной рубашонке? Кузя у нас знает много сказок, но вот беда, он перепутал все сказки, давайте поможем ему разобрать их! Сейчас мы поиграем в игру «Подбери пару» и поможем Кузе и другим героям сказок найти свою пару. Пока играет музыка, мы пойдем по коврику, музыка остановится — образовываем пару из картинок.
Кузя-Ребята, вы так хорошо помогли мне, получите красный лепесток. Вы молодцы!
Хорошо потрудились и собрали все лепестки цветика — семицветика. (Слайд 10) Пора возвращаться в группу А теперь мы можем собрать цветок на нашем замке, чтобы он открылся (Дети поочередно подходят, берут понравившийся лепесток и говорят каким приключением он им запомнился) Теперь замок на сундуке открывается, а в нём подарки для детей. (Дети получают подарки). Ребята, посмотрите на нашу клумбу, в детском саду тоже прилетели бабочки. Давайте подойдем и возьмем их в ладошки и подарим нашим гостям на память о нашем путешествии
Дети:
Не даром любят дети сказку
Ведь сказка тем и хороша… .
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа!
Давайте теперь попрощаемся с нашими гостями