Хорева
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников подготовительной группы с прикладным народным творчеством Орловского края
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №72 комбинированного вида»
Конспект НОД
по ознакомлению дошкольников
с прикладным народным творчеством
Орловского края
Воспитатель: Хорева М. С.
Орел 2021
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению дошкольников подготовительной группы с прикладным народным творчеством Орловского края» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников подготовительной группы с прикладным народным творчеством Орловского края
Программные задачи: знакомить детей с прикладным искусством Орловского края, закреплять название деталей народного костюма; развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности; воспитывать чувство любви к малой Родине, бережное отношение к историческому наследию родного края, уважение к труду взрослых. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать мелкую моторику. Познакомить детей с плешковской игрушкой.
Оборудование: картинка народного костюма Орловского края, картинки с изображением детей с очельем (головной убор, образцы вышивки «Орловский спис», схемы узоров в технике «Орловский спис», полоски белой и красной бумаги, клей, кисти для клея, баночки для клея, ножницы, салфетки.
Предварительная деятельность: знакомство с прикладным творчеством Орловского края, рассматривание изделий с вышивкой «Орловский спис», обсуждение узоров и их значение; составление узоров из геометрических элементов в д/игре «Орловский спис. Составь узор».
Ход занятия.
Приветствие.
Воспитатель: Улыбнитесь друг другу, передайте тепло своей души, пожав друг другу руки.
Воспитатель: А я передам вам тепло своей души этим стихотворением :
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождя и шум ветвей,
И в саду смородина,
Это тоже Родина.
Воспитатель: О чем это стихотворение?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Что такое Родина?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Как называется наша страна?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Наша страна – большая. В ней много городов, сел, рек. В каждом местечке живут свои мастера, которые изготавливают необыкновенной красоты веща, самые лучшие в мире. Если к нам приезжают люди из других стран, то обязательно покупают сувениры, чтобы оставить память о России.
Воспитатель: А чтобы вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства нашего края – Орловского края, я приглашаю вас в путешествие.
Дети подходят к мольберту, на котором выставлены изображения.
Рассматривание иллюстраций:
1. Плешковская игрушка.
Дети описывают иллюстрации на мольберте.
Воспитатель: почему игрушки называются Плешковскими?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Из какого материалы сделаны игрушки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, как по-вашему, эти игрушки веселые или грустные?
Дети: Ответы детей.
Дети по очереди описывают представленные на иллюстрациях игрушки (баран со свистком, русалка с хвостом, коза со свистком, русская троица с оленями, петух с хвостом, утица со свистком, конник со свистком)
Воспитатель: Ребята, расскажите пословицу о плешковской игрушке.
Дети: Ответы детей. Плешковская кукла – чудо из чудес! Нет тебя пригоже и милее нет!
Воспитатель: Молодцы! Но наш народ славился не только игрушками, но и веселыми играми. И в одну из них мы сейчас с вами поиграем.
Народная игра Чурилки с колокольчиком.
Колокольцы бубенцы, раззвенелись удальцы, диги-диги-диги -дог, отгадай откуда звон!
2. Народный костюм Орловского края.
Воспитатель: Много – много лет назад главным предметом женской одежды была длинная рубаха: подол, рукава и ворот её были украшены вышивкой и кружевами. Сверху, на рубаху надевали юбку – понёву, расшитую яркими лентами, из–под юбки был виден расшитый подол рубахи. Поверх этой одежды женщины повязывали фартук, украшенный лентами, кружевами и вышивкой. Посмотрите, какой головной убор носили женщины в те времена, помните, как он называется? (сорока). Почему его так назвали? (у него длинные концы-завязки по бокам, как крылья, а сзади длинный конец, похожий на хвост сороки).
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Почему женщины носили такие головные уборы?
Дети: Ответы детей. Замужним женщинам неприлично было ходить с непокрытой головой.
Воспитатель: На шею женщины надевали яркие жерёлки (бусы). Вот такая красивая одежда была у женщин. Теперь посмотрите, в какой одежде ходили такие дети как вы (воспитатель показывает иллюстрации, а на голове они носили «очелье». Лоб в старину называли – чело, а повязку на лбу – «очелье». Это был оберег, вспомните, что такое оберег?
Дети: Ответы детей. Оберег защищает от болезней, злых людей, беды.
3. Изделия с вышивкой «Орловский спис».
Воспитатель предлагает детям иллюстрации изделий с вышивкой «Орловский спис».
Воспитатель: Вы узнали эти узоры? (ответы детей). Почему у этой вышивки такое интересное название? (мастерицы «списывали» узоры с морозных окон, парящих в небе облаков). Что изображали мастерицы на своих работах? («Птицу – Паву», «Древо жизни», «Лягушку»)
Воспитатель: Ребята, расскажите пословицу об Орловском списе.
Дети: Ответы детей. Кто в Орле не бывал, красоты кружев не видал!
Дидактическая игра «Собери узор». Разрезные картинки
Воспитатель: что изображали мастера на своих работах вы узнаете, если соберете этот узор!
Дети собирают, а после выполнения называют получившийся узор. (Птица-пава, дерево жизни, лягушка)
Воспитатель: Какие цвета использовали вышивальщицы и что они значили?
Дети: Ответы детей. (красный цвет – символ жизни, любви; синий - неба и воды).
Физкультминутка.
Быстро встаньте улыбнитесь,
Выше, выше, потянитесь,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо, повернулись,
Руками коленей коснулись,
Сели-встали,
И на место побежали.
Воспитатель: сейчас я вас приглашаю в мастерскую. Мы украсим «очелье» узором «бранка» - это значит набирать, он состоит из элементов: «крупная шашка» и «дробнушки» (крупные и мелкие квадраты). Воспитатель предлагает образцы узоров детям.
Дети выполняют работу под русско-народную песню «Роза бело-розовая» : на полоске бумаги выкладывают и приклеивают узор.
После изготовления «очелья» дети примеряют его на голову.
Воспитатель: вот и закончили работу, наши умельцы-молодцы! Посмотрите какая красота получилась!
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали и о чем говорили?
Дети: Ответы детей.