Екатерина Легких
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудесная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли, познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: «Солевое рисование», развивать интерес к изобразительной деятельности с применением соли как средство для творчества.
Задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы; воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Чудесная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Материал и оборудование: шкатулка с мешочком соли, одноразовые стаканы, тарелки, чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, банки, цветной картон, клей ПВА, салфетки влажные, белые халаты, чепчики, бутылки с теплой и холодной водой, трубочки, телевизор, презентация, аудиозапись, музыкальная колонка, образцы работ.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• рассматривание образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход занятия:
Приветствие
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там: какой-то мешочек в ней. Потрогайте, какой на ощупь мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочке?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Ребенок 1: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Воспитатель: Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Дети: Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли, без хлеба худо беседа.
Пуд соли вместе съесть.
Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.
Без соли и стол кривой
Без соли и хлеб не естся. И т. д.
Воспитатель: Наша планета очень богата солёными месторождениями.
Люди научились добывать соль различными способами.
Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы, внутри которых находятся солевые шахты, где добывают соль. (слайд 1)
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (Слайд 2)
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Дети: да, нужна.
Воспитатель: Да, вы правы, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани (слайд 3).
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель: Давайте разберемся, где можно использовать соль?
Ребенок 2: В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов (слайд 4)
Ребенок 3: Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла) (слайд 5)
Ребенок 4: А еще соль полезна и животным. Она входит в состав крови и выводит из организма вредные вещества.
Ребенок 5: В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания, в консервировании овощей (слайд 6)
Ребенок 6: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал (слайд 6)
Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру…
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.
Воспитатель: «Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными.
Мы чудо-опыты проведем с этим сыпучим веществом».
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
(ответы детей: хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).
Вывод: соль как и снег состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли
Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь,
как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
дети рисуют елку)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
(дети рисуют снежинки)
Как красиво у вас получается! А теперь продолжим наши исследования.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Для проведения этого опыта я приглашаю лаборанта (ребенок).
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит, соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)
Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде
быстрее, чем в холодной»
Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится.
В какой воде соль растворилась быстрее: в тёплой или холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
(ответы детей: попробовать на вкус)
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Плавающее яйцо»
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Я приглашаю лаборанта.
Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет).
А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с обычной, не солёной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет, значит, в солёной воде легче плавать).
Опыт № 6. «Соль – чистящее средство»
Воспитатель: Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпаю немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
А сейчас я хочу вам показать еще одно достоинство соли, оказывается солью можно рисовать, посмотрите, как красиво это получается (представить образцы работ).
Творческая работа.
Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать красивые зимние пейзажи. Нам понадобится картон, клей и соль. На картоне клеем вы изображаете зимний пейзаж, какой вам захочется, а после нужно обсыпать его солью, дать подсохнуть и стряхнуть. Давайте скорее приступим (дети под красивую мелодию рисуют солью).
Воспитатель: Ребята, какие красивые зимние пейзажи у вас получились, вы молодцы!
Итог:
Воспитатель: Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? (соль - это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека).-
Давайте вспомним и скажем, откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды, и в солевых шахтах)
Что нового вы узнали о соли? (что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка).
Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? (рисование солью, опыты).
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Ой, ребята, а в шкатулке, ещё что-то есть (угощение за хорошую работу).
Спасибо ребята, вы были хорошими учеными.