Надежда Мильгунова
«Жидкости. Растворы». Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме : «Жидкости. Растворы»
Задачи:
- Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
- Закрепить умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
- Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
- Способствовать расширению кругозора детей.
Публикация «„Жидкости, Растворы“, Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать.
- Пополнить словарный запас детей за счё т слов: раствор, частица, кристаллы, рафинад, эмульсия.
- Активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
.
- Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
- Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
Оборудование:
бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус, тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды;
на каждого ребё нка: 5 стаканов, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.
Ход:
Воспитатель:
Собрались мы снова вместе, чтобы было интересней!
Много нового узнаем, что ж, ребята, начинаем!
Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
В лаборатории ничего не нюхать, а если это необходимо, поднести посуду с веществом недалеко от себя и махнуть ладонью в сторону носа, не шуметь.
Сегодня мы проведём несколько опытов, познакомимся с новыми словами.
Опыт № 1.
Многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем.
Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?
(ответы детей)
Воспитатель:
Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло? (ответы детей)
Вывод: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель:
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.
Опыт№2
«Сравнить вязкость воды и варенья».
Вывод: (варенье более вязкое, чем вода)
Опыт №3.
Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал? (ответы детей)
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и добавьте полную ложку муки.
Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой? (ответы детей).
Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.
Воспитатель: Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.
Опыт №4.
Воспитатель: Скажите соль это жидкость или сыпучий материал?
(ответы детей)
Нам понадобится поваренная соль и вода. Возьмите чистый стакан с водой, добавьте соль и размешайте ее. Что происходит?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель:
Добавь еще пять полных ложек и продолжайте размешивать. Добавляйте соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?
Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль
Воспитатель: Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.
Воспитатель: Ребята, мы много работали и наши пальчики устали, чтобы отдохнуть, давайте сделаем пальчиковую гимнастику:
Вот помощники мои, их как хочешь поверни (смотрим на раскрытые ладони).
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак (потираем руками).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши).
Не сидится им опять (встряхиваем кистями).
Постучали, (стучим по столу)
Повертели, (круговые вращения кистью)
И работать захотели.
Опыт № 5.
Воспитатель:
Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах : например на воде, на молоке? (ответы детей)
Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить?
Молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии.
А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим?
Красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.
Как вы думаете, почему так получается? (ответы детей)
Воспитатель:
Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой.
Вставляю воронку в горлышко шарика, насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком? (ответы детей)
Воспитатель:
Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажите.
Опыт №6
«Можно ли склеить бумагу водой?»
Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы – не двигаются (вода обладает склеивающим действием).
Опыт №7
Воспитатель: Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар? (ответы детей)
Воспитатель:
Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит? (ответы детей)
Воспитатель: положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: Сахар исчезает, растворяется в воде.
Воспитатель: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.
Физминутка:
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
(вращение головой в стороны).
Раз-два-три-четыре-пять, ноги надо нам размять.
(приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда, ходьба на месте.
(ходьба на месте).
От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть.
Опыт№8
«куда делись чернила? Превращение».
В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах.
Вывод:(уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя).