Марина Зубарева
НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР «Путешествие цыплёнка Цыпа»
▼ Скачать
Учитель-логопед : Зубарева М. Л.
Конспект НОД по обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе
для детей с ОНР
Публикация «НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР „Путешествие цыплёнка Цыпа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Цыпленок, цыплята
- Темочки
«Путешествие цыплёнка Цыпа»
Тема: Дифференциация звуков Ц – С.
Цель: Закрепить навыки различения и произношения звуков Ц-С; упражнять в звуковом анализе и синтезе слов, в определении места букв Ц и С в слове; учить образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, относительных прилагательных. Развивать внимание, память, фонематический слух.
Оборудование: игрушки – курица, цыплёнок, предметы со звуками С, Ц (ножницы, птицы, собаки, бусы, кольца), попугай; огурец, слива; письмо; наборы для звукового анализа и схема слова на каждого ребёнка.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Дети стоят вокруг логопеда.
Логопед :
-Ребята, отгадайте загадку: Явился в жёлтой шубке, прощайте две скорлупки. Кто это? (цыплёнок) Появляется игрушка цыплёнок.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед :
- Какой первый звук в слове ЦЫПЛЁНОК? Что у цыплёнка на голове? (скорлупка) Какой первый звук в слове СКОРЛУПКА? Сегодня мы будем говорить о звуках Ц и С.
Цыплёнок : «Ребята, а чем эти звуки похожи? (они оба согласные, глухие). А чем отличаются? (Ц – всегда твёрдый, а С бывает твёрдый и мягкий. При произнесении звука С язык лежит за нижними зубами, а при произнесении звука Ц язык отталкивается от верхних зубов).
3. Образование формы родительного падежа множественного числа.
Дети подходят к столу, где разложены предметы со звуками С и Ц.
- Вышел цыплёнок во двор, а там чего только нет. Назовите, чего много? (огурцов, ножниц, пуговиц, цветов).
4. Составление слов из слогов.
Дети подходят к мольберту, на котором крепятся половинки яиц из бумаги со слогами.
Логопед :
-Пошёл цыплёнок Цып дальше и нашёл скорлупки от яиц. Помогите ему собрать скорлупки, чтобы получились слова, тогда мы узнаем кто вылупился из этих яиц (цап-ля, гу-си, пте-нец).
5. Образование относительных прилагательных.
Дети идут по дорожке за логопедом, садятся на скамейку.
- Шёл цыплёнок по дорожке,
У него устали ножки.
Сел на травку отдохнуть,
И вы, ребята, садитесь тут.
Логопед :
-Захотел Цып напиться, откуда взять водицы? А у нас есть сок. Угощайтесь, ребята. Назовите, какой сок вы пьёте (апельсиновый, ананасовый, сливовый) Дети берут коробочки, на которых наклеены картинки с изображением фруктов и ягод со звуком С, называют сок.
6. Чтение предложений.
Логопед :
- Прилетел попугай: «Цып, тебе передали письмо».
Цыплёнок : «А я читать не умею. Ребята, кто умеет читать? Помогите». Дети читают: «Я ушла на рынок. Куплю спицы, рукавицы. А тебе гостинцы».
Логопед :
-Чтобы узнать, кто написал это письмо, нужно по этим картинкам выделить первые слоги и составить слово (кубик, рисунок, цапля – курица).
7. Звуковой анализ слова.
Логопед :
- Давайте выполним звуковой анализ слова КУРИЦА. Дети садятся за столы и выполняют звуковой анализ, один ребёнок объясняет у доски.
8. Подбор схем к словам.
Появляется игрушка курица. В корзине огурец и слива. Этикетки: на полоске бумаги звуковая схема этих слов.
Логопед :
-Вот мама-курица пришла, гостинцы с рынка принесла. Пока она шла, этикетки с товаров оторвались. Посмотрите, ребята, какая звуковая схема подходит к слову огурец, а какая к слову слива?
9. Определение места букв С, Ц в словах.
Курица: «Выполните и моё задание: у вас на столах лежат буквы С, Ц и карточки с тремя окошками, определите, какая буква встречается в моём слове и где она находится – в начале, в середине или в конце слова: капуста, палец, царевна, нос, санки, синица.
10. Итог: Какие звуки мы учились правильно произносить и различать? Цыплёнку Цыпу очень понравилось с вами путешествовать.