Данилова Ольга
Конспект НОД по слушанию музыки в подготовительной группе для детей с ТНР «Времена года в музыке, живописи, поэзии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Времена года в музыке, живописи, поэзии»
Цель: развитие предпосылок целостно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
Задачи:
ОО «Художественно-эстетическое развитие» :
- продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты – терции, обогащать впечатления и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;
- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха;
Публикация «Конспект НОД по слушанию музыки в подготовительной группе для детей с ТНР „Времена года в музыке, живописи, поэзии“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы, с правильной артикуляцией;
- развивать эмоциональную сферу, переживания, умения самостоятельно создавать художественные образы в изобразительной деятельности.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
- воспитывать организованность, дисциплинированность, волевые качества;
- формировать умение слушать собеседника.
ОО «Познавательное развитие» :
- систематизировать представления детей о временах года;
- закреплять умение передавать свое отношение к природе в продуктивной деятельности;
- развивать умение созерцать (всматриваться в картины, вслушиваться в музыку);
- учить выделять в процессе восприятия красивые сочетания цветов и оттенков, различные музыкальные звуки.
ОО «Речевое развитие» :
- совершенствовать речь как средство общения;
- уточнять высказывания, помогать, более точно характеризовать объект, излагать свои мысли понятно для окружающих;
- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
ОО «Физическое развитие» :
- развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
- способствовать речевому развитию через двигательные упражнения.
Предварительная работа:
- чтение произведений поэтов и писателей: С. Городецкий «Первый снег»,
С. Есенин «Пороша», С. Городецкий «Весенняя песенка», Ф. Тютчев «Весенние воды».
- рассматривание репродукций картин: А. Саврасов «Зима», «Грачи прилетели», И. Левитан «Весна. Большая вода».
- Беседа о композиторе П. И. Чайковском, знакомство с творчеством композитора.
Организация деятельности:
Дети входят в зал под музыку.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Вижу, вы все улыбаетесь, у вас хорошее настроение. Я очень рада видеть вас. Давайте поздороваемся.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!",
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Музыкальный руководитель : Скажите, какое время года закончилось (зима? Наступает следующее время года – весна. Давайте вместе проводим зиму и встретим весну.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Перед весной»
(дети встают в круг, берутся за руки)
Вот уж зимушка проходит, Идут по кругу вправо.
Белоснежная проходит.
Снег и холод прочь уводит, Идут по кругу влево.
Весну красную приводит.
Встает солнышко пораньше, Идут в центр круга.
Светит, красное, подольше.
Теплый луч на снег бросает, Идут назад.
От него снежок растает.
Почернеет на дорожках, Наклон вперед, руки назад-вверх.
Побежит ручьем в канавках.
Прощай, саночки, конечки, Выполняют руками скрестные
Наши зимние дружочки. Движения над головой.
Музыкальный руководитель : Проходите, садитесь на стульчики.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о временах года и вспомним, как о них нам может рассказать музыка. Мы с вами уже говорили о том, что у каждого времени года свой характер, свои краски. Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Композитор Петр Ильич Чайковский, с музыкой которого мы с вами знакомы, написал музыкальный альбом, который назвал "Времена года". Всего в альбоме 12 пьес, каждая из которых посвящена определенному месяцу года. Получился музыкальный календарь природы. Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определённую пору года. Вспомните, какие времена года существуют. Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года написал его поэт.
Снег да снежные узоры,
В поле — вьюги, разговоры,
Холод, полутьма.
День, коньки, гора, салазки,
Вечер — бабушкины сказки.
Вот она — зима!
(А. Фет).
Музыкальный руководитель : Да, зима. Какие зимние месяцы вы знаете? Первая пьеса альбома «Времена года» называется «Январь». Петр Ильич Чайковский дал еще одно название пьесе - «У камелька».
Камелёк – это камин, у которого зимой собиралась семья. Здесь музицировали, читали, беседовали, общались. Но иногда у камина просто сидели в размышлении. Я предлагаю вам удобнее расположиться, закрыть глаза и представить, как ярко горят дрова в камине, потрескивают поленья. Языки пламени то разгораются, то почти угасают. А теперь откройте глаза. Давайте и мы помечтаем у камелька.
Слушание пьесы П. И. Чайковского «У камелька»
Музыкальный руководитель : Итак, ребята, какое настроение создает эта музыка? Какие интонации вы почувствовали в ней? (Музыка в начале спокойная, неторопливая, похоже, что негромкий голос рассказывает о чём-то, мягко, нежно звучит музыка, звуки плавно переходят один в другой. Но вот музыка зазвучала встревоженно и таинственно, возможно, пламя, раздуваясь, образовало фейерверк веселых огненных искорок. Затихает, успокаивается музыка - улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Та, которую мы слышали вначале. Только чуть-чуть измененная, словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след).
Музыкальный руководитель : А о чем мечталось вам под эту музыку? (ответы детей).
Музыкальный руководитель : Посмотрите на картину художника
И. Шишкина «Зима». С помощью каких красок художник нарисовал зиму? А какие еще цвета любит зима? Посмотрите на картину художника
А. Васнецова «Зимний сон» (зима любит белый цвет, серебристый, серый, синий).
Правильно ребята, это цвета снега, льда, зимнего неба. Давайте вспомним о зиме и расскажем, что нам нравится зимой.
Песня «Что нам нравится зимой?» Е. Тиличеевой
Музыкальный руководитель : Вот картина художника И. Левитана “Март”. Художник изобразил здесь начало весны.
Какая это весна? (Эта весна голубых, синих, розоватых, фиолетовых оттенков). Художник передал пробуждение природы, показал прозрачный весенний воздух, который наполняется постепенно теплом.
Музыкальный руководитель : Послушайте еще одну загадку :
Хорошо гулять в лесу!
Тихо… Утро раннее.
Чудо-песенка звенит
На лесной проталине,
Чей-то нежный голосок
Еле-еле слышен -
Кто, расправив лепестки,
Из-под снега вышел?
(Я. Френкель).
Правильно, это подснежник! А почему он так называется? (он появляется из – под снега). Подснежники такие маленькие и беззащитные, что даже не верится, что когда в лесу еще ничего нет - ни травы, ни цветов - они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег. Посмотрите, вот они, первые весенние цветы. Подснежники цветут в апреле, когда зима уже начинает отступать. «Апрель. Подснежник» - так называется пьеса из альбома «Времена года» П. И. Чайковского. Давайте ее послушаем.
Слушание пьесы П. И. Чайковского «Подснежник»
Музыкальный руководитель : Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой? (Музыка нежная, взволнованная, полетная, будто цветок покачивается на ветру. Иногда она робкая, ласковая. Но иногда музыка тревожная, настороженная, она рассказывает, о том, что солнышко светит еще не всегда, бывает холодно, темно и ненастно).
Теперь приготовьте свои руки.
Логоритмическое упражнение: «Подснежник»
Я родился! Я родился! Ладони к груди, руки вверх- 2 раза.
Снег пробил, Складывают ладони перед грудью в «бутон»
и поднимают на уровень глаз
На свет явился! Раскрывают «бутон», раздвинув пальцы в
стороны.
Ух, какой ты, снег, колючий, Грозят указательным пальцем.
Ты холодный, снег, и злющий. Скрещивают руки на груди и хлопают
ладонями по плечам.
О морозах зря мечтаешь, Водят указательным пальцем вправо- влево
Очень скоро ты растаешь, Машут ладонями движением от себя.
Уплывешь потоком в речку Производят волнообразные движения
руками.
И не скажешь ни словечка! В конце прижимают указательный палец к
губам.
(А. Матутис).
Музыкальный руководитель : Кажется, что мы оказались на весенней полянке, полной подснежников. Звуки весны на нашей поляне можно изобразить музыкальными инструментами, какими? (металлофон, колокольчик, треугольник)
Оркестр «Вальс – шутка»
Д. Шостаковича
Музыкальный руководитель : Я знаю, что вы замечательные художники, и хочу вас пригласить в творческую мастерскую. Предлагаю вам нарисовать картины о зиме или весне.
Педагог приглашает детей к столам. Дети приступают к работе под спокойную музыку. После окончания, даем работам подсохнуть и играем в русскую народную игру «Жаворонок»
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.
Подведение итогов:
Музыкальный руководитель : Произведения какого композитора мы слушали сегодня? (П. И. Чайковского «У камелька», «Подснежник»).
Что хотел передать композитор в своих произведениях, а вы в своих картинах? (красоту окружающей нас природы, свою любовь к ней, свое восхищение).
Литература:
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» ФГОС, Мозайка-Синтез, Москва 2015г.
М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» 2-7 лет ФГОС, Мозайка-Синтез, Москва 2015г.