Саразева Светлана
Конспект НОД по музыке для детей старшего дошкольного возраста «Собирайся, народ, в зимний хоровод»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
НОД по художественно-эстетическому развитию
для детей старшего дошкольного возраста
в рамках тематических недель, посвященных народной культуре.
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Зыковский детский сад»
Саразева С. А.,
Январь 2018г.
Тема: «Собирайся народ в зимний хоровод».
Цель: создание условий для продолжения знакомства детей старшего дошкольного возраста с жанром народного искусства – хоровод.
Задачи:
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты музыкальных занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Научить детей заводить хоровод с помощью простых шаговых дорожек.
2. Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной и танцевальной деятельности.
Развивать умение ориентироваться в пространстве, используя воображение и детали костюмов.
Развивать способность к импровизации в построении рисунка танца, используя знакомые движения; содействовать проявлению активности и самостоятельности.
Развивать танцевально-игровое творчество.
Развивать интерес к этническому искусству.
3 Воспитывать дружеские взаимоотношения и патриотические чувства по отношению к истории России.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».
Словарная работа:
хоровод; орнамент, орнаментальный (рисунок танца); Ярило (славянский бог Солнца)
Оборудование: музыкальный центр, записи народных музыкальных произведений.
Костюмы: платки, пояса.
Предшествующая работа музыкального руководителя по подготовке к НОД:
• подбор музыкального сопровождения в русско-народном стиле;
• выбор ритмичных шаговых и беговых дорожек;
• определение последовательности танцевальных рисунков для ориентирования в пространстве.
Предварительная работа с детьми:
Со всей группой:
разучивание хороводного шага (на полупальцах с присогнутыми коленями);
разучивание бега с захлестом голени назад).
С подгруппой мальчиков:
мужской поклон в русском народном стиле: одинарный удар правой ногой с наклоном головы, руки в исходном положении – на талии.
С подгруппой девочек:
женский поклон в русском народном стиле: легкий наклон корпуса вперед с легким наклоном головы (кивок).
Структура НОД и методические приемы:
1. Вводная часть. Организационно-мотивационный момент. (3 мин.)
а) Правильное построение детей в зале: мальчики напротив девочек встают в две шеренги.
б) Исполнение поклона в русском народном стиле.
2. Основная часть (18 мин.)
а) Беседа о том, на что похоже данное построение.
б) Знакомство детей с новым словом ХОРОВОД.
в) Знакомство детей как правильно надо держаться в хороводе.
г) Знакомство с тем, что хороводы делятся по временам года.
д) Знакомство детей с зимним хороводом.
е) Знакомство детей с основным построением хоровода.
ж) Знакомство детей с типами хороводов.
3. Заключительная часть (4 мин.)
а) Хождение детей в хороводе по основным рисункам: «змейка»,
«петля», «круг», «улица»;
б) Определение типа нашего хоровода (орнаментальный);
в) Рефлексия
Ход НОД:
Дети под музыку, друг за другом, входят в зал и становятся в две линии: мальчики напротив девочек.
Приветствие:
Музыкальный руководитель:
- Встанем мы напротив вас, чтоб приветствовать сейчас.
Дети:
Мальчики – топают один раз ногой.
Девочки в ответ – кивают головой с легким наклоном корпуса.
Музыкальный руководитель:
- Кто скажет мне сейчас, на что похож этот рисунок, в котором находимся все мы?
Дети:
- Коридор, дорога. (Правильный ответ – Улица)
Музыкальный руководитель:
- Правильно, улица. Именно на улице собиралась сельская молодежь для пляски с песнями. А когда народ начинал танцевать, все движение превращалось в один большой хоровод. Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших далеких бабушек и дедушек. Начинался хоровод часто так: несколько девушек становились посреди улицы и начинали петь. К ним постепенно подходили другие девушки и парни. В хороводе всегда проявляется чувство единства и дружбы. Участники хоровода держатся за руки, иногда за один палец – мизинец, часто – за платок, шаль, пояс, венок.
Дети:
Под музыку дети по очереди собираются в центре зала и становятся в круг, сами выбирая свое место в хороводе и берутся, кому как нравится: за руки, пояс, шаль или платок.
Музыкальный руководитель:
- Русские хороводы были распределены по временам года. А как вы думаете, с чем можно сравнить зимний хоровод?
Загадка:
Рады мышки, рады кошки:
В гости зимушка пришла
И на каждое окно
Чудо-кружево сплела.
Там диковинные травы
Небывалой красоты,
Необычные дубравы,
Звезды, листья и цветы. (Морозный узор на окне)
Музыкальный руководитель:
Простым переменным шагом музыкальный руководитель берет цепочку детей в хороводе и заводит их под музыку в змейку по всему музыкальному залу, так чтобы было выполнено как можно больше изгибов в рисунке танца. Затем, выполняются «петли» - зигзаги к центру круга по часовой стрелке. Пройдя изгибами по кругу, цепочка выравнивается в обыкновенный круг.
- Основное построение хоровода – это круг, что символизирует Солнце. И наше движение по кругу обозначает хождение за Солнцем. Так люди, давным-давно, поклонялись богу Солнца – Яриле. А как вы думаете, с чем можно сравнить Солнце в хороводе?
Из спички светлячок
Зацепился за крючок,
По полену побежал,
Заискрился, затрещал.
Дети :
Ответ (костер).
Музыкальный руководитель:
- Русский хоровод бывает двух типов: орнаментальный и игровой. Если в хороводе нет ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники ходят кругом, рядами заплетают из хороводной цепи фигуры – орнаменты. Слово орнамент означает – узор. А узоры, как мы с вами уже знаем, бывают разной формы. Поэтому и мы с вами в хороводе можем закрутить любой узор, какой нам больше понравится. Такой хоровод носит название…
Дети:
- Орнаментальный.
Музыкальный руководитель:
- Давайте сейчас под музыку попробуем изобразить наш зимний хоровод. Я буду называть вам названия рисунков в хороводе, а вы исполнять.
«Змейка», «Петли», «Круг», «Улица».
- Мы с вами водили хороводы – ходили за Солнцем – зазывали теплые денечки. Вышло Солнышко. Весело стало.
Рефлексия
Музыкальный руководитель:
- Интересные развлечения были у наших дальних родственников?
Дети:
- Да
Музыкальный руководитель:
- А кто из вас запомнил, как называется этот тип хоровода?
Аня К. :
- От слова орнамент.
Ярослав П. :
- Орнаментальный.
Музыкальный руководитель:
-Да, запомнили, верно.
А помните ли вы значение слова хоровод?
Дети:
-Большинство
- Улица.
Музыкальный руководитель:
- Что сегодня вам понравилось на занятии?
Музыкальный руководитель:
- Мы весело водили наш зимний хоровод.
Теперь пришла пора – расставаться нам пора.
Дети выстраиваются в две шеренги: мальчики напротив девочек и исполняют поклон в русском народном стиле. После чего парами покидают зал.