Марина Афанасьева
Интегрированная НОД с учетом ФГТ по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности
Тема. «Семейное чаепитие»[/i]
Приоритетная образовательная деятельность - «Художественное творчество»
Цель образовательной деятельности: формирование у детей интереса к декоративной деятельности и умения создавать индивидуальные (складывать салфетку треугольником) и коллективные композиции (украшать общую скатерть – печатание штампиком).
Интеграция: Образовательные области
«Здоровье»:
Публикация «Интегрированная НОД с учетом ФГТ по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
воспитывать культурно-гигиенические навыки - пользоваться салфетками во время еды, соблюдать опрятность и навыки гигиены.
«Физкультура»:
развивать функциональные возможности рук, общую и мелкую моторику, обучать захвату предметов.
«Труд»:
формировать стремление, мотивацию к выполнению самостоятельных действий по самообслуживанию, чувства уверенности в своих возможностях;
формировать умение накрывать на стол, выполнять простые поручения;
формировать осознание необходимости выполнения действий по самообслуживанию (замечать загрязнение рук и лица, одежды).
«Безопасность»:
формировать потребность в безопасности (не тянуть за концы скатерть, на которой размещается посуда и горячий самовар).
«Коммуникация»:
уточнять и обогащать словарный запас номинативной и глагольной лексикой, связанной с самообслуживанием, по темам «Семья» и «Посуда»;
развивать навыки диалогической речи, стимулировать активные высказывания детей.
«Познание»:
знакомить с бытовыми предметами, необходимыми для самообслуживания (чайная посуда: самовар, чашки, блюдца, сахарница, вазочка для варенья, чайные ложки; скатерть и салфетка) и их назначением;
уточнять сенсорные эталоны (величина, форма, цвет, фактура предметов);
формировать временные (части суток – время чаепития) и пространственные представления (в схеме тела и на плоскости).
«Социализация»:
формировать представления о правилах вежливости;
воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение спокойно общаться, без крика;
развивать навыки общения и умение сотрудничать со сверстниками в коллективной творческой деятельности;
формировать представления о традициях русского семейного чаепития;
учить детей обращаться к педагогам за помощью.
«Чтение художественной литературы»:
формировать интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций к знакомым произведениям.
Методы и приемы:
1. Практические (украшение скатерти, показ способов складывания салфетки)
2. Наглядные (рассматривание иллюстраций и реальных бытовых предметов, показ образца сложенной салфетки)
3. Словесные (чтение сказки, беседа, разъяснения)
Материалы и оборудование: «Корзина хозяйки»; штампики; скатерть и салфетки; гуашь для каждого ребенка.
Формы организации совместной деятельности
ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Коммуникативная
Игровая
Рисование
Конструктивная
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беседа, вопросы, ситуативный диалог
Игровая ситуация
Украшение скатерти штампиками
Складывание салфетки
Структура непосредственной образовательной деятельности:
1. Введение в тему.
Сегодня мы с вами будем пить чай.
Кого мы пригласим на семейное чаепитие?
В какое время суток мы обычно пьем чай? (утром во время завтрака и вечером во время ужина).
Чем мы будем угощать гостей?
Какую посуду поставим на стол? Какую чайную посуду вы знаете? (самовар, чашки, блюдца, сахарница, вазочка для варенья, чайные ложки)
Чем украсим стол? Что нам для этого нужно? Но у нас нет ни красивой скатерти, ни салфеток.
2. Приглашение к деятельности.
- Кто хочет услышать сказку о том, какими бывают скатерти?
Педагог рассказывает сказку:
- Доброе утро мамочка! – сказала Аня, входя утром на кухню, где мама готовила завтрак.
- Доброе утро, дорогая! – ответила мама.
- Я уже заправила свою кроватку и умылась. Можно тебе помочь?
- Конечно можно! Накрой, пожалуйста, на стол. – Предложила она.
- А что для этого надо сделать? – спросила Аня.
- Сначала застели стол скатертью.
- А какой? Ведь их у нас несколько.
- Сегодня у нас семейный завтрак – начала рассказывать мама. – Значит, скатерть не должна быть белой, лучше положить полосатую или клетчатую скатерть. Она придаст красивый и уютный вид нашему столу.
- Тогда я положу вот эту – жёлтую в широкую оранжевую полоску – она напоминает мне солнышко и сразу как-то весело становиться.
- Хорошо, Анюта! – похвалила мама дочку.
- А зачем нам остальные скатерти – ведь эта такая красивая, что можно её класть всё время! И всегда будет хорошее настроение – с улыбкой проговорила Лиза.
- Не совсем так. – Сказала мама. – Когда в доме есть маленький ребёнок, то лучше всего стол застелить клеёнчатой скатертью, так как малыш не всегда еще ест аккуратно, и иногда случайно пачкает стол.
- Но ведь можно и постирать скатерть – произнесла Анечка.
- Да, конечно, можно и нужно загрязнённую скатерть привести в порядок, но ведь ты понимаешь, что у мамы кроме стирки скатерти, после каждой еды есть и другие дела!
- Конечно! Ведь так много надо сделать по дому! И постирать, и погладить, и пропылесосить, помыть полы и посуду и ещё много-много всего другого.
- Совершенно верно, дорогая! И если мама с маленьким ребенком будет всё время заниматься стиркой скатерти, то она ничего не успеет сделать по дому. Поэтому и придумали клеёнчатые скатерти.
- Ну да, они столько времени экономят заботливым родителям. Ведь такую скатерть не нужно стирать, а только протереть влажной тряпкой после еды! А когда ребёнок подрастёт, и перестанет пачкать стол, можно будет опять перейти на хлопчатобумажную скатерть. – закончила Лиза.
- Совершенно верно, любимая! – Улыбнулась мама дочке. – Какая ты у меня понятливая!
- А тогда зачем вот эта такая красивая белая скатерть? – задала очередной вопрос любопытная девочка.
- Белые скатерти, хорошо подкрахмаленные используют для парадного обеда, когда в гости приходят знакомые, друзья, приезжают родственники. - Сказала мама.
- А это как на мой день рождения ты накрыла такой чудесный стол. Он был украшен ослепительно белой скатертью и на середине стола стоял большой букет цветов!
- А скатертью, какого цвета, был украшен новогодний стол? Попробуй, вспомни – попросила мама.
- У нас он был украшен красивой зеленой скатертью с вышитыми по бокам новогодними рисунками. А у Мишутки, моего друга, скатерть была красно-бордовая, такая красивая и праздничная. Она мне напомнила мешок Деда Мороза, из которого он раздаёт свои подарки.
- Так и есть: новогодние скатерти обычно красивого красного или зеленого цветов.
Педагог предлагает ответить на вопросы по сказке:
Какого цвета лучше использовать скатерть для семейного завтрака?
Какую скатерть лучше использовать, если в доме есть маленькие дети?
Как выглядит праздничная скатерть для Дня рождения, для Новогоднего праздника?
3. Помощь в реализации деятельности.
У нас будет вечернее семейное чаепитие. Предлагаю вам сегодня помочь Хозяйке накрыть на стол и украсить его.
Рассмотрите, как украшали в старину русский стол на иллюстрациях в детских книжках («Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Муха-Цокотуха», «Ладушки-ладушки, - были мы у бабушки», «Домовенок Кузька»);
Назовите предметы на столе для семейного чаепития (скатерть, самовар, чашки, блюдца, сахарница, вазочка для варенья, чайные ложки, салфетки).
Перейдем к украшению стола. Перед нами большая белая скатерть, она пока скучная и не нарядная (дети разворачивают из «корзинки хозяйки» настоящую скатерть). Давайте все вместе ее украсим.
Как сделать скатерть красивой, нарядной с помощью цветных штампиков?
Педагог показывает, как украсить новую скатерть картинками-штампиками и сделать ее веселой, нарядной (уточняется ведущая рука).
Для украшения стола и аккуратной еды используют салфетки. Они нужны, чтобы наши руки, лицо и одежда оставались сухими и чистыми во время еды.
Бумажные салфетки могут быть разной плотности (дети разворачивают из «корзинки хозяйки» настоящие салфетки и обследуют плотность, фактуру салфеток).
Вы знаете, как красиво сложить салфетку?
Я вам предложу сегодня красиво сложить салфетку (треугольником - сгиб от уголка к уголку) – уточняются направления пространства на листе.
Педагог дает образец выполнения задания, показывает новые способы выполнения задания. Некоторым детям с церебральным параличом требуется многократный показ действия (например, захват и действия расческой, сопряженное или пассивно-активное (рукой ребенка) выполнение действия. В тоже время педагог проявляет заинтересованность в деятельности детей, поощрял их сотрудничество, совместное общение и взаимопомощь.
4. Совместная деятельность детей.
Далее в группе начинается украшение одной общей скатерти картинками-штампиками и складывание бумажных салфеток треугольником. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работу или нет. Педагог отмечает успехи дошкольникам, поощряет совместную их работу и взаимопомощь, оказывает техническую помощь в сгибании салфетки и захвате детского штампика.
5. Итоги деятельности.
По мере готовности нарядной скатерти педагог подводит итоги («Что хотели сделать, и что получилось?») благодарит детей за дружную работу. Красивая скатерть и салфетки демонстрируются другим педагогам (дефектологу, помощнику воспитателя). Дома детям предлагается совместно с родителями научиться другому красивому способу складывания салфетки и принести свою работу в группу.