Тамара Степаненко
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Почва — живая земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрируемые образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие
Формы непосредственно-образовательной деятельности:
Ситуативный разговор, игровое упражнение, эксперимент, ситуация общения, ситуация-диалог, игровая развивающая ситуация.
Цель деятельности:
Способствование развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
• Формировать представление у детей о почве как верхнем плодородном слое земли, её составе и значении.
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира „Почва — живая земля“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почва. Исследуем почву
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Вырабатывать навыков в проведении лабораторных работ.
• Знакомить с "подземным царством" : обитателями почвы, их особенностями, их ролью в формировании почвы.
• Развивать речь и обогащать словарь.
• Формировать понятия в необходимости бережного отношения к почве и её обитателям, о значении почвенных животных в природе.
Развивать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование:
• схема — картинка состав почвы;
• для опытов земля - стакан с водой,
• картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь,
• ёмкости для эксперимента,
• зёрна пшеницы,
• вода для поливки бороздок.
Предварительная работа:
• чтение произведений по теме;
• беседа «Подземное царство»;
• рассматривание альбома «Что растёт в земле»;
• рисование «Подземные обитатели»;
• дидактическая игра «Крупа – каша»;
• беседа «Почва – какая она?».
Описание деятельности
Ситуативный разговор.
Воспитатель: Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? Правильно, это почва. А почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от истощения, разрушения и загрязнения.
Игровое упражнение.
Ребята, сегодня к нам в гости пришла Стрекоза, которая всё поёт, да поёт, а трудится не любит, и она ничего не знает о почве, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы её можем сохранить. Давайте поможем ей в этом разобраться. Что такое почва? Почва — это верхний слой земной коры. Сейчас мы узнаем, какой первый компонент входит в почву.
Эксперимент.
Давайте пройдем за стол эксперимента. Саша, возьми комочек сухой почвы и опусти его в воду. Ребята, что происходит? Мы заметили появление пузырьков на комочке, при помощи опыта мы определили, что в почве имеется воздух. Теперь нагреем комочек почвы на огне и подержим над ней холодное стекло. Ребята, что вы видите? Стекло покрылось каплями воды. Значит в почве есть вода. А раз в почве есть воздух, вода, значит там можно жить. Но кто живет под землей?
Ситуация общения.
Давайте посмотрим, кто же живёт под землёй. (рассматривание иллюстраций). Крот - это небольшой зверек, прорывает себе подземные ходы, чтобы охотиться на насекомых. Дождевой червь - он всю жизнь проводит в почве, на поверхности его можно увидеть во время дождя. Его поверхность покрыта слизью, чтобы легче было двигаться. Муравьи -живут семьями, большая часть находится под землей. Медведко - это насекомое, немного похоже на сверчка, но очень крупного. Часто селится на огородных участках и роет там ходы. Видите, как важна роль почвы не только для растений, но и для нас, человека, других животных. Как мы можем сберечь почву? Что мы можем сделать? Не загрязнять почву, не разводить костры, не вытаптывать растения, не убивать подземных жителей, ведь они нужны почве.
Игровая ситуация «Дождевые черви»
Представьте себе, что вы дождевые черви, и должны проползти по подземному коридору. (обозначить начальные и конечные точки, между которыми дети будут проползать). Какой же червяк быстрей доползет до цели? Наблюдать за вами мне будет помогать стрекоза. Пока дети ползут, воспитатель говорит слова:
Под землей червяк ползет,
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.
Молодцы ребята! Все червяки у нас быстрые и проворные. А теперь давайте сядем на свои места.
Ситуация – диалог.
А как еще может использоваться почва? Люди выращивают овощи, фрукты. Как одним словом можно назвать почву? Плодородная. А чтобы она была более плодородной, труженики полей заботятся о том, чтобы земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболоченных мест и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля. Ливневые дожди или бурные потоки весенних вод иногда так размывают землю, что появляются овраги. Люди ведут постоянную борьбу с ними: высаживают деревья и кустарники, которые своими корнями укрепляют почву. Растения задерживают снег на полях, чтобы талая вода увлажняла почву, а не стекала быстро по склонам. На склонах оврагов высевают луговые травы. Корни их, разрастаясь в почве, закрепляют склоны. Земля - наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь её от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения её плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие. Давайте и мы попробуем вырастить урожай.
Ситуация – итог.
Сейчас мы с вами посеем пшеницу в разные почвы : плодородную, песчаную, глинистую и будем наблюдать, как станут расти растения. Сначала делаем палочками бороздки в почве, затем поливаем, положим зёрна и присыплем. Сегодня вы узнали много интересного. Нарисуйте результаты своих опытов, которые понравились вам больше.