Зоя Михайловская
Конспект НОД по ЧХЛ на тему «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» в рамках тематической недели «Я сам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ЧХЛ на тему
Цель: создание условий для знакомства детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Задачи:
1)учить детей осмысливать характеры и поступки героев художественных произведений на примере рассказа Н. Н. Носова «На горке»;
2)закреплять представления детей о жанровых особенностях рассказа и сказки;
3)приобщать дошкольников к богатству устного народного творчества (пословицам, поговоркам);
Публикация «Конспект НОД по ЧХЛ на тему „Чтение рассказа Н, Носова „На горке“ в рамках тематической недели „Я сам“» размещена в разделах
4)способствовать развитию грамматически правильной диалогической и монологической речи;
5)упражнять в подборе эпитетов к существительным («Какой? Какая? Какое?», в соотнесении иллюстраций с содержанием рассказа;
6)способствовать усвоению детьми норм и ценностей принятых в обществе (трудолюбие, уважение к чужому труду);
7)развивать координацию движений, саморегуляцию в двигательной сфере, приобщать детей к ценностям здорового образа жизни;
8)воспитывать уважительное и бережное отношение к книге, интерес к чтению.
Развивающая среда: выставка детских книг, портрет Н. Н. Носова, сюжетные иллюстрации к рассказу Н. Носова «На горке», картина «Зимние забавы», муляжи снежков (по количеству детей, корзина, аудиозапись песен «Друг наш неразлучный», «Хорошо, что снежок пошёл».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
I. Вступительная беседа.
Звучит песня «Друг наш неразлучный» (сл. О. Фадеевой, муз. Э. Колмановского).
-Сегодня день особый,
У нас в гостях, друзья,
Предметы, без которых
Прожить никак нельзя.
-Ребята, вы, наверное, уже догадались о каких предметах идёт речь. (О книгах.) Книги сопровождают нас всю жизнь, с самого рождения. Сейчас родители читают вам, а скоро вы сами сможете это делать. Книги будут вашими верными спутниками в школе и, надеюсь, всю дальнейшую жизнь. Говорят: «Испокон века книга растит человека». А ещё говорят : «Кто много читает, (тот много знает.) Возьмите книгу в руки…- (не будет скуки.) Хорошая книга-(лучший друг.) Книга-твой друг, (без неё как без рук.) С книгой поведёшься-(ума наберёшься.)»
Ребята, а кто же пишет для вас книги? (Детские поэты и писатели.) Каких поэтов и писателей вы знаете? Что пишут поэты? А что пишут писатели? Чем рассказ отличается от сказки? Сегодня я прочту вам рассказ замечательного детского писателя Н. Н. Носова (показ портрета). Он написал очень много весёлых и поучительных рассказов для вас. Один из них называется «На горке».
II. Основная часть.
1. Рассматривание картины «На горке».
-Вы, конечно, помните какое сейчас время года. Содержание рассказа «На горке» связано с зимними забавами. (Выставить картину «Зимние забавы».)
-Без чего невозможно представить зиму? А что можно делать зимой со снегом? (Играть в снежки, лепить снеговиков, строить снежные крепости, делать снежные горки и кататься с них.) Всё это не только весело, но и очень полезно для здоровья. Игры на свежем воздухе закаляют нас, помогают стать ловкими, выносливыми, быстрыми. Поэтому я приглашаю вас на горку.
2. Речь с движением «Как на горке, на горе».
Как на горке, на горе,
На широком дворе
Кто на санках, кто на лыжах,
Кто повыше, кто пониже,
Кто потише, кто с разбегу,
Кто на льду, а кто по снегу
С горки -ух, на горку -ух,
Бух! Захватывает дух!
3. Пальчиковая игра «Прогулка».
1,2,3,4,5, мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную слепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись,
Все в снегу домой пришли,
Суп поели, прилегли.
4. Чтение рассказа Н. Носова «На горке».
-После хорошей прогулки нет лучшего занятия, чем почитать интересную книгу. Слушайте рассказ Н. Носова «На горке». Если значение какого-либо слова будет вам непонятно, запомните его. По окончании чтения мы его разберём. («Фанерка», «дворницкая».)
5. Беседа по содержанию рассказа.
а)-Над чем целый день трудились ребята?
-Как дети строили горку?
-Давайте подберём иллюстрацию, на которой изображён именно этот момент.
б)-Кто не принимал участия в строительстве горки?
-Чем занимался Котька пока все трудились?
-Когда же Котька вышел во двор?
-Как бы вы охарактеризовали Котьку Чижова, каким он вам показался?
-Найдите подходящую иллюстрацию.
в)-Удалось ли Котьке покататься на горке, построенной ребятами? Почему?
-Что придумал Котька, чтобы забраться на горку?
-Давайте проиллюстрируем эти события.
г)-Как отнеслись ребята к поступку Котьки Чижова?
-Что сделал Котька, чтобы загладить свою вину?
-Вот и последняя иллюстрация.
-Понравился ли вам рассказ? Мне тоже. Очень поучительная история. Давайте попытаемся понять, чему нас учит этот рассказ. У русского народа есть очень подходящая к этому случаю поговорка: «Любишь кататься, люби и саночки возить». Кататься с горки это удовольствие, а вот саночки возить, особенно на горку – это труд. Котька Чижов хотел кататься с горки? (Да.) А потрудиться вместе со всеми ребятами на строительстве горки он хотел? (Нет.) Он хотел получить удовольствие за счёт чужого труда, сам при этом для других ничего не делая. А это очень некрасиво! Любому удовольствию должен предшествовать труд. Запомните эту народную мудрость: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
6)Ритмическая гимнастика в сопровождении песни «Хорошо, что снежок пошёл».
-Ребята, а вы сами можете построить горку? Конечно, можете, если будете работать дружно и старательно. А ещё нужно, чтобы снежок пошёл. Вот об этом мы сейчас и споём. Дети исполняют песню в сопровождении соответствующих тексту движений.
1) В снегу сегодня улицы,
Бульвары и дворы,
На лыжах и на санках
Мы спускаемся с горы.
Припев: Хорошо, хорошо,
Что мороз к нам пришёл,
Что снежок пошёл-
Очень хорошо!
2)Стоят сугробы снежные
И пруд замёрз в саду.
Мы на коньках катаемся
По гладкому пруду.
3)Ура, вам лыжи новые,
Салазки и коньки,
Да здравствуют весёлые
Колючие снежки!
7)Речевое упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Упражнение «Попади в цель (со снежками).
-А теперь я предлагаю поиграть в снежки. Игра называется «Попади в цель». Но свой снежок нужно заработать. А заработать его вы сможете в игре «Какой? Какая? Какое?» За каждое правильно подобранное слово вы будете получать снежок. Итак, в рассказе ребята строили горку из снега. Снег был какой? (Белый, чистый, холодный, пушистый, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, мягкий, липкий.) Какая получилась горка? (Снежная, ледяная, большая, высокая, скользкая, крутая.) Какое у ребят было настроение, когда они строили горку? (Хорошее, весёлое, радостное, отличное, замечательное, приподнятое, бодрое.) А у вас сейчас какое настроение? Вы заработали свои снежки. Теперь нужно попасть ими в цель. 1, 2,3 – в цель попади!
8)Дидактическая игра «Каждому слову своё место».
-А теперь я предлагаю вам попробовать свои силы в качестве писателей. Писатели ловко управляются со словами. В написанных ими предложениях каждое слово стоит на своём месте. Именно так и называется наша игра «Каждому слову своё место». Я буду произносить набор слов, а вы должны составить из них красивое предложение, где каждое слово стоит на своём месте.
1. Зима, наконец, наступила, долгожданная.
Наконец наступила долгожданная зима.
2. Снег, белый, выпал, пушистый.
Выпал белый пушистый снег.
3. Горку, дети, большую, сделали, снежную.
Дети сделали большую снежную горку.
4. Ребята, дружно, и, работали, старательно.
Ребята работали дружно и старательно.
5. Саночки, кататься, возить, любишь, и, люби.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
III. Итог НОД.
-Именно такой урок вы должны усвоить, прослушав рассказ Н. Носова (какой) «На горке». Мы продолжим читать рассказы Н. Н. Носова в детском саду. А вы, в свою очередь, можете попросить своих родителей почитать книги этого и других писателей дома. Но помните, что книги, как наши настоящие друзья требуют к себе бережного и уважительного отношения. Ведь книги сделаны (из чего) из бумаги. А бумага – материал непрочный. Она легко мнётся (показ, рвётся (показ, пачкается. Поэтому берите книги только чистыми руками, аккуратно переворачивайте страницы, храните книги на книжных полках или в шкафу. Если вы увидите, что какая-то книга требует ремонта, вы сможете сами или с помощью родителей подклеить её. Друзьям нужно вовремя приходить на помощь!. И закончить наш сегодняшний разговор мне хочется словами Сергея Михалкова:
-Я к вам обращаюсь, товарищи дети,
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!