Татьяна Феклина
«Невидимка-воздух». Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Задачи: дать понятие детям о необходимости воздуха для дыхания, что воздух «невидим», не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет запаха; развивать наблюдательность, логическое мышление; развивать речевую активность; активизировать словарь детей, вызвать интерес к проведению опытов.
Предварительная работа:
- проведение опыта «исследование почвы»;
Публикация «„Невидимка-воздух“, Конспект НОД по образовательной области „Познание“ в старшей группе» размещена в разделах
- проведение опыта «волшебница вода».
Материал и оборудование:
- салфетки;
- веер на каждого ребенка;
- чашка глубокая, стакан пластмассовый на каждого ребенка;
- соломинка; пузырьки пластмассовые на каждого ребенка;
- бумажные самолетики, лист бумаги на каждого ребенка;
- картинки (вентилятор, надувная лодка, воздушный шарик, музыкальный инструмент – труба).
Ход занятия:
Воспитатель: дети посмотрите на нашу группу, что в ней находится?
Дети: в нашей группе находятся столы, стулья, шкафы, игрушки и т. д.
Воспитатель: а что же находится между полом и потолком, стенами, там, где пусто?
Дети: между полом и потолком находиться воздух.
Воспитатель: а вы видите воздух?
Дети: не мы воздух не видим.
Воспитатель: я тоже не вижу, но точно знаю, что он есть вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка». А почему мы не видим воздух?
Дети: потому что воздух прозрачный.
Воспитатель: а что ещё в нашей группе прозрачное?
Дети: стекло, аквариум, очки, лампочки.
Воспитатель: дети, а вы хотите увидеть воздух? Проведем опыт: положите легкую салфетку на край стола и взмахом книги приведите салфетку в движение. Что случилось с салфеткой? (слетела на пол). Почему она слетела? Что есть между салфеткой и книгой? (воздух).
Дети, хотите почувствовать, как движется воздух? Возьмите веер, понаблюдайте движение воздуха. Расскажите, что вы ощущаете? (ответы 2-3 детей)
Дети, а что у вас в стакане?
Дети: у нас ничего нет.
Воспитатель: говорите ничего нет, тогда проведем ещё один опыт: медленно переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в чашку с водой. Ваш стакан наполнился водой? Почему? Что не пускает воду в стакан? (ответы 2-3 детей).
А теперь наклоните медленно стакан. Что появляется в воде?
Дети: в воде появляются пузырьки воздуха.
Воспитатель: откуда они взялись?
Дети: это воздух выходит из стакана.
Проведем ещё один опыт: подуйте через соломинку в чашку с водой. Что происходит (ответы 2-3 человек).Почему появляются пузырьки? (это воздух выходит из воды). Если подуть сильнее, пузырьков станет больше.
Вывод: чем больше воздуха, тем больше пузырей.
Воспитатель: дети как вы думаете, необходим ли нам воздух (да). Для чего?
Дети: воздух нам нужен, чтобы дышать.
Воспитатель: вдохните ртом воздух. Попробуйте какого вкуса воздух?
Дети: воздух без вкуса.
Воспитатель: вдохните носом воздух. Какого он запаха?
Дети: воздух без запаха.
Вывод: воздух не имеет цвета, вкуса, запаха.
Физминутка:
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы
Вправо- влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы (наклоны в стороны)
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора (садятся).
Игра: «Полет самолета»
Дети покажите, как летают бумажные самолетики (дуют на бумажные самолетики и они летят). Почему летит самолетик?
Потому что воздух поддерживает его и снижение происходит плавно.
Воздух можно услышать. Он может звучать по-разному.
Дети приставьте пузырек к нижней губе и подуйте в горлышко. Что происходит? Это воздух.
А теперь приложите край листа тонкой бумаги и подуйте вдоль неё так, чтобы получился звук. Приложите пальцы к горлу во время разговора. Что вы чувствуете?
Дети: мы чувствуем дрожание.
Воспитатель: значит, так рождается звук. Звук рождается тогда когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря чему?
Дети: воздуху.
Воспитатель: (показ картинок) Как воздух помогает в жизни человека?
Дети: благодаря воздуху работает вентилятор, музыкальные инструменты, воздухом накачиваем автомобильные шины, надувные лодки, воздушные шарики.
Подведение итога: что узнали на занятии? Какой опыт вы можете показать дома?
Вывод: воздух – бесцветный, прозрачный, легкий, безвкусный и невидимый.