Людмила Гранкина
Конспект НОД «Невероятные открытия утенка Тима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять знания детей о некоторых свойствах объектов окружающего мира (бумага, песок, вода, цветные мелки).
- закреплять знания детей о необходимости соблюдения мер безопасности в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, любознательность и самостоятельность детей в процессе экспериментирования;
- развивать внимание, наблюдение, мышление, умение выстраивать причинно-следственные связи;
Публикация «Конспект НОД „Невероятные открытия утенка Тима“» размещена в разделах
- закреплять умения делать простейшие логические выводы.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.
Методические приемы: словесный, наглядный, проблемно – поисковый, эксперимент, наблюдение.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: презентация к занятию, корзинка; для опытов:(тазики с водой, емкости с горячей водой.
Раздаточный: бумажные кувшинки, кубики льда, цветные мелки, песок, прозрачная емкость,, мелкие терки, миски, ложки, небольшие банки с крышками, листы бумаги,, бумажные салфетки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы «Знаменитый утенок Тим», разучивание физкультминутки «Ветер дует нам в лицо».
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Ход НОД.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Вы любите путешествовать?
Д: Да
- Готовы?
Д: Да
- Не боитесь опасностей?
Д: Нет
- Ну, тогда приключения начинаются.
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, звали его Тим, везде совал свой нос.
И однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он отправился открывать мир.
Опыт № 1
- Когда он вышел за забор, он увидел небольшой пруд, в котором плавало много загадочных цветов. Солнышко уже начало всходить и Тим увидел, как эти прекрасные цветы постепенно раскрывали свои лепестки. Посмотрите внимательно на наш пруд ребята. Видите цветы?
Д: Да
А кто знает, как они называются?
(Кувшинки)
-Вот видишь, Тим эти цветы называются кувшинки.
А где растут ребята кувшинки?
(Пруд, речка, озеро).
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на свои столы, у вас тоже есть кувшинки. А из чего они сделаны?
(из бумаги)
- Давайте посмотрим и расскажем Тиму чем наши кувшинки отличаются от кувшинок в пруду?
(в пруду лепестки распустились, а у наших нет)
- Что же нам нужно сделать, чтобы цветы раскрыли свои лепестки?
(Их надо положить в пруд, к остальным)
- Ребята, опустите, кувшинки в пруд, и мы понаблюдаем, что с ними произойдёт.
(Ребята опускают кувшинки в пруд, и наблюдают)
- Смотрите, смотрите, наши кувшинки тоже распускаются.
- А как вы думаете, почему это происходит?
(Лепестки цветов распускаются, потому что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются)
- ребята, наш утенок полюбовался кувшинками, посмотрел, как они раскрывают свои лепестки, и решил продолжить свое путешествие.
-Пока он шел. Вдруг подул сильный, сильный ветер. На небе появились тучки, пошел дождь. Тим испугался и спрятался под дерево, чтобы совсем не промокнуть.
Опыт № 2
Я предлагаю вам ребята показать нашему другу, что мы с вами тоже можем устроить дождик. Постараемся?
(да)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательней. Перед вами стоят две баночки, они с горячей водой, поэтому нам нужно быть очень аккуратными.
Потому что это очень опасно. Баночки закрыты крышечками, в крышках сделаны дырочки. А для чего, вы сейчас узнаете. У меня есть лед, мне надо положить лед сверху крышечек. Помогите мне, пожалуйста, положить лед на крышечки, только очень аккуратно, ведь мы с вами имеем дело с горячей водой!
- Давайте понаблюдаем, что же произойдёт.
(У нас в баночке пошел дождик.)
Тим посмотри, мы тоже умеем делать дождик. Посмотрите, сейчас он будет все сильнее и сильнее. А как, вы, думаете, ребята, почему в этой баночке дождик начался быстрее, чем в этой?
(больше льда)
- конечно, на ту баночку мы положили больше льда, а на эту поменьше, поэтому там дождь пошел быстрее.
- А как вы думаете, почему пошел дождь? Кто мне сможет ответить?
-(Лед начал таить и капать в баночку).
- Правильно, а почему лед тает?
(горячая крышка, горячая вода, пар)
-В нашей банке горячая вода, которая испаряется и этот пар начинает растапливать лед, лед тает и превращается во что?
(воду)
-Правильно ведь лед это одно из состояний воды, так же как и пар. Сейчас у нас с вами здесь присутствует три состояния воды. Это вода….(жидкая….(пар, газообразное….(твердое) молодцы, ребятки. Сейчас я предлагаю разогнать все тучки. Чтобы не мешали Тиму путешествовать и делать открытия. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Опыт № 3
Пока наш утенок сидел и скучал, дождик закончился, выглянуло солнышко. Но не хочется ему уходить из -под дерева, здесь ему хорошо, тепло и сухо. Наш Тим заснул и увидел сон: во сне, он игрался с цветным песком. Утенок проснулся, и огорчился от того. что никакого цветного песка он не увидел, сидит на обыкновенном песке.
Ребятки, как же нам помочь Тиму?
Может ли песок быть цветным?
Как его сделать цветным?
- Ребятки, а теперь я предлагаю пройти к столу, показываю на коробочку с песком, насыпаю его воронкой, спрашиваю. что я делаю? Какой песок? (сыпучий). Показываю на коробочку с мелками, спрашиваю, что это? Предлагаю взять в руки по одному кусочку мела. Какой мел на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Показываю детям терку. • Что это? Ответы детей:Тёрка. • Как ею пользоваться? Ответы детей : Нужно потереть об дырочки. Затем насыпать немного песка перемешать ложкой. Предлагаю посмотреть, как можно ладошкой насыпав немного песка сверху прокатывать мелок и тем самым его окрашивать. А можно взять ступку с чашкой и растолочь мелок, затем насыпать песок и перемешать ложечкой, получится цветной песок. Предлагаю выбрать любой удобный детям способ измельчения мелка, спрашивая у каждого ребенка, какой способ они выбрали и как будут действовать. Но сначала нужно надеть фартучки, чтобы не испачкать одежду. Молодцы, ребятки вот мы и выполнили желание Тима, у нас получился разноцветный песок! Ребятки, у нас есть стеклянные баночки предлагаю в эти баночки послойно насыпать песок. Показываю как нужно насыпать песок, каждый слой плотно утрамбовывая. Цвета насыпать по желанию.
Тиму очень понравилось путешествие, но ему пора возвращаться домой на птичий двор.
- Ребята, а вам понравилось путешествовать с Тимом?
(да)
- Вот мы его и проводили домой на птичий двор. Но прежде чем мы с ним попрощаемся, мы должны ему, наверное, что - то сказать (Спасибо, до свидания и т. д.)
- Ребята, а как вы думаете, Тим ушел из дома, а мама его волновалась?
(да)
-а почему она волновалась?
(Ушел из дома один, не спросился)
- А как вы думаете, а можно ли маленьким детям одним без разрешения уходить из дома?
(не)
- Вот Тим, когда ты в следующий раз захочешь познавать мир, то что нужно сделать?
(спросить разрешение)
-А лучше всего попросить маму пойти вместе она будет все показывать и рассказывать, ведь с мамой тоже очень интересно.
Сегодня мы с вами провели, много экспериментов и наверняка Тим захочет показать их своим братьям и сестрам. Какой совет мы можем дать Тиму?
(осторожным, аккуратным и тд)
-ребята, а можно ли проводить эксперименты, когда рядом нет взрослых?
(нет)
Ребята, у Тима для нас есть угощение, Его мы попробуем в детском саду.
-Ну что Тим нам пора возвращаться в детский сад. До свидания.
Дети подходят к столу, на котором лежат бумажная кувшинка, ёмкость с сухим и мокрым песком, с водой и со льдом, .
- Подведём итог нашего путешествия.
Посмотрите ребята на наш стол, что вы здесь видите?
Почему распускаются кувшинки?
Почему образовались капельки воды?
Ребята, вы сегодня такие молодцы. Вы хорошо поработали. Спасибо вам.