Ирина Шиндясова
Конспект НОД «Ненецкая и мордовская одежда и обувь»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Художественно - эстетическое развитие.
Формирование элементарных представлений о видах искусства: об особенностях ненецкого и мордовского народного костюма.
Создание условий для приобретения опыта: восприятия (рассматривания) подлинных предметов (костюма)
Социально – коммуникативное развитие. Обеспечение развития первичных представлений: о способах саморегуляции собственных действий.
Публикация «Конспект НОД „Ненецкая и мордовская одежда и обувь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Мордовский национальный костюм
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Создание условий для приобретения опыта: самостоятельной постановки цели, реализации замысла, отбора необходимых средств достижения цели, доведения начатого дела до завершения.
Познавательное развитие Создание условий для приобретения опыта: самостоятельного осуществления перцептивных (обследовательских) действий;развития познавательно-исследовательской деятельности, решения проблемных ситуаций.
Речевое развитие Создание условий для приобретения опыта:понимания и употребления в собственной речи слов обозначающих разнообразные свойства и качества предметов новых слов, обозначающих названия одежды ненецкого и мордовского народа;
Физическое развитие Создание условий для приобретения опыта: инициативного, творческого участия в народных подвижных играх.
Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: ИКТ, CD – проигрыватель, карта; ненецкий костюм для девочки, мордовский костюм, презентация «Ненецкий и мордовский костюм», обручи, кольцеброс
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель приглашает детей встать в круг, взяться за руки, читает стихотворение:
Шире круг, шире круг,
Музыка зовет
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод.
Дружат птицы в вышине
Дружат рыбы в глубине
Дружит с небом океан
Дружат дети разных стран
Дружат солнце и весна
Дружат звезды и луна
Дружат в море корабли
Дружат дети всей земли.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем это стихотворение? (о дружбе). Действительно, сегодня наш разговор пойдет о дружбе народов разных национальностей. Ребята, в какой республике мы с вами живем? (в Мордовии) Как вы думаете, почему она так называется? (потому что, коренные жители нашей республики - мордва). А какие народы еще живут в нашей республике? (мордва, русские, татары).
Воспитатель. Правильно, в нашей республике живут народы разных национальностей, и они все дружат. У вас всех тоже разные национальности, но вы все очень веселые, дружные ребята.
Ребята, а вы знаете, что мордва относятся к финно-угорским народам. Финно-угорская группа объединяет много народов, которые расселились по всей территории Европы. Они живут в Поволжье, на Севере, в Финляндии, Эстонии, Венгрии. (Показывает на карте) У этих народов светлые волосы, круглое лицо. У них похожа речь, песни, танцы и даже узоры на их национальных костюмах. Они все дружат между собой, приезжают в гости.
Воспитатель. Вот и к нам сегодня в гости пришли две представительницы финно-угорских народов – неночка и мордовочка. Посмотрите, как они красиво и нарядно одеты.
Неночку зовут Еля и одета она в ненецкую национальную одежду - ягушку.
Шьют ягушку из оленьего меха в виде двойной, мехом наружу и внутрь, распашной шубы, с низким воротником из оленьего или песцового меха и пришивными рукавицами. Головным убором в сильные холода служит меховой капор. К капору прикреплялись звенящие металлические (медные) прорезные бляхи и бусы. Наша гостья Еля одета в летнюю ягушку. Шьют ее из сукна и украшают бисером, орнаментом из меха и сукна. .
Праздничная одежда отличается от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные малицы у мужчин). Украшалась одежда, особенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к ягушке). Широко распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы, бусы, бисер, а так же используется орнамент. Орнаментом украшают низ, середину и рукава ягушки. На ногах у Ели кисы, которые сшиты из меха и украшены орнаментом. А где живут ненцы? (на севере) Поэтому одежда ненцев хорошо приспособлена к северу и к кочевому образу жизни. Ненцы кочуют (переезжают с места на место) по тундре и пасут оленей.
Воспитатель. Ребята, а сейчас Еля предлагает нам с вами поиграем в национальную игру «Поймай оленя». Я вам дам аркан, ваша задача набросить аркан на шею оленя (игрушка).
Воспитатель. Другую нашу гостью мордовочку зовут Дарья и одета она в мордовскую национальную одежду. Давайте расскажем, что на ней надето. (На ней белая, холщевая рубаха - панар. По бокам и внизу она украшена вышивкой, блестками. Обязательный атрибут женской одежды – пояс, к которому подвешиваются медные бляхи и колокольчики. Поверх рубахи одевается передник -сапоня.)
- Чем украшен сапоня? (Сапоня -украшен лентами,вышивкой.)
-Дети,а почему сапоня украшен лентами разного цвета (Чтобы он выглядел нарядно.)
-Что на голове у мордовочки? (на голове платок - руця).
- А какие урашения у мордовочки? (Это бусы, нагрудное украшение-сюлган.)
А обувь какая? (на ногах мордовочки надеты сапоги (кямот).
- Ребята, а Дарьюшка тоже очень любит играть и предлагает вам поиграть в мордовскую народную игру «Руцяняса»
Выбирают дедушку и бабушку. Бабушка опредаляет детей в платочки, окрасив каждый в определенный цвет (на ухо называет цвет). Платочки садятся. Приходит дедушка.
Дед: Шумбрат, бабакай!
Бабушка: Озак, батькай!
Дед: Слышал руцятне есть у тебя?
Бабушка: Есть, да не купить их тебе.
Дед: У меня кафта сундука денег.
Бабушка: Купи!
Дедушка покупает платочки, т. е. отгадывает какого цвета платочки. Как только он назовет цвет платочка правильно, платочек тут же убегает от него. Если дедушка догонит, то забирает его себе. Если нет, бабушка тут же «окрасит его в другой цвет. Дедушка вновь пытается узнать цвет платочка. Играют до тех пор, пока все платочки не будут куплены.
А теперь давайте посмотрим на национальную одежду и неночки и мордовочки и сравним ее. Чем они похожи и чем отличаются. (Дети сравнивают одежду и обувь)
Воспитатель. Молодцы! Вы нашли сходства в костюмах, потому что и ненцы и мордва финно-угорские народы. Но нашли и много различий. Подумайте, а почему столько различий? (потому что ненцы - жители севера и одежда приспособлена к жизни на севере, а мордва - жители Поволжья и одежда приспособлена к этому месту жительства).
Воспитатель. Ребята, а наши гости пришли с подарками, посмотрите. Они принесли игры. Еля принесла игру «Собери одежду», а Даша «Одень куклу». Давайте поиграем (дети играют)
Воспитатель Сейчас мы узнаем, кто был самым внимательным.
Как называется ненецкая женская одежда? Как называется ненецкая обувь? Чем украшается одежда? Как называется ненецкий головной убор? Как называется мордовская женская одежда? Как называется мордовская обувь? Чем украшается одежда? Как называется мордовский головной убор?
Воспитатель Молодцы! Много сходства между нашими народами. И я предлагаю вам построить мост дружбы. (Дети встают друг за другом и вытягивают руки вверх, прокатывают мяч, чтобы он не упал).
Воспитатель Получилось замечательно, мяч докатился и не упал, мост не разрушился благодаря нашим согласованным действиям. Пусть этот мост дружбы никогда не разрушится, пусть все живет дружно, помогают друг другу, ведь между нами столько общего.