Татьяна Кохан
Конспект НОД «Наши заповедные места — заповедник «Ханкайский»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение знаний детей о растительном и животном мире заповедника «Ханкайский».
Задачи:
–Систематизировать и уточнить имеющиеся у детей знания о животных и растениях «Ханкайского заповедника»; особенностях их обитания, произрастания.
–Сформировать представления о новых объектах, с которыми дети ранее не знакомились: дальневосточный лесной кот, эвриала устрашающая, их особенностях, среде обитания, потомстве, интересных фактах.
Публикация «Конспект НОД „Наши заповедные места — заповедник „Ханкайский“» размещена в разделах
–Выявить уровень понимания детьми значения слов – «заповедник», «заповедные места», «охраняемая территория». Способствовать осмыслению данного понятия.
–Закреплять с детьми правила экологически ориентированного поведения на территории заповедника, а также в любом другом природном объекте.
–Обеспечить участие детей в практической деятельности по созданию плаката в защиту растений и животных родной природы.
Сюжетная линия – познавательная телепередача «Моя планета».
Предполагаемый результат:
-Дети знают, что такое заповедник, лесник, эколог, заповедны места, охраняемая территория, Красная книга, Черная книга и их назначение.
-Знают название заповедника «Ханкайский».
-Называют не менее 3-4 обитателей заповедниках» Ханкайский»: утка – мандаринка, дальневосточный лесной кот, лебедь – кликун, лотос Комарова, эвриала устрашающая, дальневосточный аист, амурский тигр.
-Знают правила экологического поведения в природе: не разорять муравейники, гнёзда; не засорять реки, озёра; убирать мусор за собой, не рвать цветы; не ловить бабочек. Не шуметь в лесу; не забирать животных домой.
Словарь: заповедник, заповедные места, охраняемая территория, лесник, эколог, дальневосточный лесной кот, лотос Комарова, японский журавль, утка-мандаринка, эвриала устрашающая, ондатра, дальневосточная черепаха, среда обитания, потомство, цапля, эмблема.
Материалы к занятию:
Фотовыставка заповедника «Ханкайский»:
-животный мир (6 фотографий)
-мир растений (5 фотографий)
-мир птиц (4 фотографии)
-пейзажи (озера «Ханка» - 3 фотографии)
-эмблема заповедника
-карта заповедника.
Ватман, клей, ножницы, природоохранные знаки.
Предварительная работа:
Наблюдения, экологические игры, чтение художественной литературы экологического содержания: «Легенда о лотосе» «Легенда об эвриале устрашающей», экскурсии в природу, труд в природе, беседы, рассказ воспитателя по теме видеопрезентации, дидактические игры экологической направленности: «тигриной тропой», «лотосовые орешки»; создание природоохранных знаний.
Ход НОД:
Дети сидят полукругом
Фон (звучит мелодия 6 канала).
- Доброе утро, дорогие телезрители. Вас приветствует Спасское телевидение.
Дети здороваются.
- В студии ведущая Татьяна Александровна. Сегодня я проведу одну из популярных телепередач «Моя планета».
- В студии я не одна, у меня гости (родители, педагоги детского сада)
- Ребята, а вы будете участниками нашего телеэфира?
- Согласны?
- Да.
- Ребята, сегодня мы будем говорить на очень важную тему. Но я хочу, чтобы вы сами догадались, о чём же пойдет речь.
- Ребята, в студии организована выставка фотографий животных, растений, птиц, какая – то интересная эмблема, карта – все это и подскажет вам тему нашей телепередачи.
Походите по «студии» внимательно рассмотрите выставку, что – то вам уже знакомо, а что – то видите впервые?
Дети ходят, рассматривают оформленную выставку
- Как вы думаете, почему мы эти фотографии объединили в одну выставку? Что объединяет этих животных, птиц и растений?
- Место жительства, эти растения и животные живут в заповеднике «Ханкайский». Это их среда обитания.
- Все эти животные, растения, птицы обитатели заповедника «Ханкайский».
- Значит система сегодняшнего телеэфира «Заповедник Ханкайский и его обитатели».
- Вы хотите больше знать об обитателях заповедника?
- Да
- Для начала давайте вспомним, что такое заповедник, заповедные места, охраняемая территория?
- Это место, где охраняются животные, растения, птицы, которым угрожает опасность, исчезновение. Это живой музей природы.
- Верно ребята. Заповедник – это заповеданное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные части, природы, культурные ценности.
- А зачем нужны заповедники?
- Что было с животными, растениями, растениями, миром если бы не было заповедников?
- Значит, заповедники человечеству нужны для чего?
- Чтобы сохранить исчезающие виды животных, птиц, растения для будущего поколения.
- Правильно, ребята.
- Главная задача заповедников – это сохранения природных богатств будущему поколению, тем, кто будет жить после нас.
- Ребята, животный и растительный мир заповедника очень богат и разнообразен, назовите каких обитателей заповедника «Ханкайский вы знаете?»
- Утка – мандаринка, лотос – Комарова, лебедь кликун, ондатра, лисица, пион, лилия, косуля, цапля, енотовидная собака, аист дальневосточный, дальневосточная черепаха…
Я предлагаю вам поиграть.
- Игра называется – «узнай нас?»
- У каждого из вас на столе карточки с изображением обитателей заповедника «Ханкайский». Я буду загадывать загадки, а вы должны догадаться о ком или о чём идет речь и поднять нужную карточку.
Дети поднимают карточки, отгадывая загадки о животных и растениях.
Я вам предлагаю познакомиться с ещё двумя обитателями заповедника Ханкайский. Хотите?
- Да
- Знакомьтесь - дальневосточный лесной кот. Он занесен в красную книгу. А как вы думаете, почему?
- Это редкий вид животного, ему угрожает опасность исчезновения.
- Дальневосточный лесной кот - крупный хищник. Внешне похож на домашнего кота, но намного больше. Окрас серовато-бурый (с рыжиной) с многочисленными продолговатыми пятнами, расположенными рядами. Живет лесной кот на заболоченных участках, заброшенных полях, кустарниках. У него тонкие короткие лапы. Не боится человека, часто навещает населённые пункты. Питается мышами, белками, фазанами. Утками. Может охотиться на зайца, молодых косуль. Живет в норе, дупле дерева. В начале июня у лесной кошки рождаются 2-3 котёнка. Котята рождаются почти чёрные, к осени цвет шкурки становится как у взрослых котов. У лесного кота есть враги: волк, рысь, тигр, леопард. Зима для кота самое трудное время года – он не может передвигаться по глубокому снегу, он проваливается. В это время года он голодает. Спасает кота от гибели запас подкожного жира на зиму. Летом он весит 5,5 кг, а к зиме 9 кг. – в это время он превращается в жировой шар. Дальневосточный лесной кот – редкий вымирающий вид, занесен в Красную книгу.
Вопросы детям:
- Где живет дальневосточный лесной кот?
- Чем питается дальневосточный лесной кот?
- Сколько котят рождается у лесной кошки?
- Какого цвета ни рождаются?
- У лесного кота есть враги? Кто они?
Дети отвечают на вопросы педагога.
- Следующий обитатель заповедника «Ханкайский» очень редкое растение. И называется – эвриала устрашающая. А расскажет о ней мой соведущий Михаил Савин.
Эвриала устрашающая – древнее, водное растение. У него очень большие округло-овальные листья, которые полностью плавают в воде. Листья эвриалы сверху ярко зелёные, а снизу красно – фиолетовые. Цветы эвриалы устрашающей крупные, в виде бокала. Это красивое, но колючее растение. Утром цветы эвриалы всплывают на поверхность, а вечером уходят под воду, где согревают плоды.
- Спасибо Миша за интересный рассказ.
Вопросы детям:
- С каким растением вы познакомились?
- Где растёт эвриала устрашающая? Значит, какое это растение?
Какие цветки у эвриалы?
Какие листья у эвриалы?
- Почему её назвали устрашающая?
Дети отвечают на вопросы педагога.
- Ребята, а вы можете помочь сохранить редких животных, птиц, растения заповедника «Ханкайский». Как?
- Да. Дети проговаривают правила поведения в природе. В заповеднике: нельзя охотиться, рвать цветы, собирать грибы, ягоды, брать животных домой, разорять гнезда, засорять реки, озера. Чтобы сохранить природу для будущих поколений.
Я вам предлагаю прямо сейчас создать плакат: «Берегите природу! Мы заранее с вами приготовили природоохранные знаки, которые нам помогут вспомнить правила поведения в природе и напомнят «Как нельзя себя вести в природе»!
- сейчас вы их вырежете и приклеите. А гости вам помогут.
Коллективная работа детей и родителей за столами.
- Благодарим всех за работу.
- Вот какой у нас получился плакат поучительный. О чем он говорит?
Дети вместе с родителями презентуют плакат и проговаривают как нельзя вести себя в природе.
- Ребята, мы этот плакат покажем всем детям нашего детского сада. Чтобы они тоже соблюдали правила поведения в природе.
Наша телепередача подходит к концу и нам нужно подвести итог нашего телеэфира
С какими новыми обитателями заповедника «Ханкайский» мы с вами познакомились?
- Дальневосточный лесной кот и эвриола устрашающая.
Сейчас каждый из вас выложит экологическую цепочку этих обитателей по схеме и расскажет нам о ней.
Последовательно выкладывают экологическую цепочку к каждому виду по схеме: название вида, среда обитания, питание, потомство. Кратко рассказывают по содержанию экологической цепочки.
Молодцы, знаете жителей заповедника «Ханкайский» и правила поведения в природе. Надеемся, что вы будете настоящими любителями природы.
Если вам на нашем телеэфире было интересно, вы приобрели новые знания, то возьмите зелёный листочек и приклейте на веточку дерева. А если нет, то желтый листочек.
Дети подходят, выбирают листья и приклеивают к импровизированному дереву.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2256384-1585275393.jpg[/IMG]