Екатерина Терешечкина
Конспект НОД «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Русская изба»
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.)
2. Формировать представление об облике русской деревни.
Публикация «Конспект НОД „Русская изба“» размещена в разделах
3. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами (ухват, чугун, прялка.)
4. Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
6. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.
2. Беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища и для изготовления домашней утвари.
3. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов.
4. Чтение русских народных сказок.
Оборудование :«Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, прялка, утюг, веретено, самовар и т. д.); блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.
Ход НОД:
Воспитатель одет в русский народный костюм — хозяйка избы встречает детей.
Воспитатель: - Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с далеким прошлым наших предков. Мы с вами находимся в русской избе, а я хозяйка этого дома, поэтому все расскажу и покажу. Встречаю я вас так, как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитым по краям. Это рушник!
- Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль! С поклоном приглашаю вас в избу! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных - возле порога.
Образ русской печки хорошо всем знаком. А для чего нужна печь в доме?
Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища.
Воспитатель: Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.
Хозяйка пряла пряжу.
(Воспитатель показывает слайд с прялкой)
Воспитатель: — Ты помощница моя, Прялочка родная!
Напрядешь ты пряжи мне, Что не видно края!
- В каждой крестьянской семье была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свеча.
(Воспитатель показывает слайд)
Ведь в то время электричества не было и девушки пряли при свечах и пели песни. Давайте послушаем!
(Звучит русская народная песня «Пряха»)
Воспитатель: - Дети, в старину не было ни телевизоров, ни музеев. Как же люди проводили свободное время, чем занимались?
Предполагаемые ответы детей: - Они пряли пряжу, любили веселиться, петь песни.
Воспитатель: - Да, ребята, много работали наши предки, уставали, а отдыхать им помогала веселая игра:
Коли народ невесел,
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора!
- Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!
За дровами мы пойдем!
И пилу с собой возьмем!
Вместе пилим мы бревно
!Очень толстое оно!
Чтобы печку протопить
,Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Воспитатель: А хозяин плел корзины из прутьев и лапти.
(Воспитатель показывает слайд)
- Эту обувь не забыли,
Хоть давным давно носили!
Влезут дети на полати
У печи оставят. лапти!
Воспитатель: - В каждой избе была печь — матушка, печь — кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.
Были в избе и чугунки, и горшки.
(Воспитатель показывает слайды с посудой)
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку?
- Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.
В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит.»
На ложках можно было играть мелодию и пускаться с ними в пляс.
- Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и поплясать под русскую народную музыку.
(Дети вместе с воспитателем придумывают движения под музыку и играют на ложках.)
Воспитатель: - Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?
Предполагаемые ответы детей: - Чугунок.
(Воспитатель показывает слайд)
Воспитатель: - Правильно, чугунок! Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился!
А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник! Послушайте загадку:
- Не бык, а бодает!
Не ест, а еду хватает.
Что схватит — отдает.
А сам в угол идет!
Предполагаемые ответы детей: Ухват.
Воспитатель: - Правильно, дети, возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.
Пишу готовили не только в чугунке. У чугунка был соперник. отгадайте …
- Был я копан, был я топтан.
Был на пожаре, был на базаре.
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел — ничего не ел,
Сделался стар — пеленаться стал.
Предполагаемые ответы детей: - Горшок.
(Воспитатель показывает слайд)
Воспитатель: - Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюльки. В горшках варили еду, хранили крупу. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки были разных размеров. Различались они и по внешней отделки. Нарядные — те что подавались к столу с пищей. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. Поэтому и поговорку придумали: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал.»
(Воспитатель показывает слайд)
Воспитатель: - От двери до боковой стены избы - широкая лавка.
(Воспитатель показывает слайд)
Рядом с лавками стояли сундуки. В них не только хранили одежду и разные другие вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами.
(Воспитатель показывает слайд)
Воспитатель: - Любили люди почаевничать, т. е. Чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?
- Выпускает жаркий пар,
древний чайник ….
Предполагаемые ответы детей: Самовар.
(Воспитатель показывает слайд.)
Воспитатель: - Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. А попив чая, люди любили повеселиться, спеть веселые частушки:
Дети поют частушки:
1. Кто сказал: - Частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?
2. Эх, как выйду я плясать.
Ножками задрыгаю -
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.
3. Эх, раз, полтора
Бежит печка со двора.
А за нею чашки-
От грязнули Машки!
4. Как у нашего Егора
Пузо стало как пригорок.
Целый день он на печи,
Уплетает калачи.
Воспитатель: - Ох, и рассмешили! Ох, и развеселили! Ребята, посмотрите внимательно.
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите,
Да про все мне расскажите!
- Вы найдите предметы быта, которые служили в старину, покажите и назовите их А я посмотрю как вы внимательно меня слушали!
(Дети в избе находят предметы быта старины и называют их.)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Умный сильный наш народ,
Свою землю бережет!
А преданья старины -
Забывать мы не должны!
Дети читают стихи:
1 ребенок: - Историю своей страны,
Конечно, дети знать должны!
А здесь начало и основа,
Ведь все всегда идет из дома!
2. ребенок: - Изба! в ней все так интересно.
Мы побывали здесь. ЧУДЕСНО!