Елена Левенкова
Конспект НОД на тему: Путешествие в мир живописи
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №70 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»
муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики
Конспект НОД
по области «Художественное творчество»
(ознакомление детей старшей группы с искусством)
на тему:
«Путешествие в мир живописи»
Подготовила:воспитатель Левенкова Е. А.
Чебоксары – 2013
Публикация «Конспект НОД на тему: Путешествие в мир живописи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Тема: Путешествие в мир живописи.
Программное содержание:
Закреплять умение выделять, называть, группировать произведения по видам изобразительного искусства (живопись, скульптура, народное декоративно-прикладное искусство, по жанрам живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, былинно-сказочный жанр).
Продолжать знакомить с творчеством художников (И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов, В. Васнецов и др., внимательно рассматривать живописные произведения, чувствовать и понимать характер изображенных явлений, предметов на основе установления взаимосвязи между содержанием и средствами выразительности.
Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой (спокойный, унылый, тревожный, мрачный и др.).
Развивать эстетические оценки, суждения, умения соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.
Воспитывать потребность в общении с произведениями изобразительного искусства.
Воспитывать сочувствие, сопереживание к людям.
Методические приемы:
Дидактические игры, рассматривание репродукций картин, беседа по вопросам, использование художественного слова, музыкального сопровождения, физкультминутка, сочинение детьми возможных ситуаций.
Предшествующая работа:
Ознакомление с искусством русских художников: В. М. Васнецова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и др.
Рассматривание репродукций картин (портреты, пейзажи, натюрморты, сказочная живопись);
Чтение лирических произведений русских поэтов: А. С. Пушкина, А. Фета, А. Плещеева и др., слушание пьес П. И. Чайковского «Болезнь кук-лы», «Новая кукла».
Материал:
Конверт с письмом от феи Искусств, набор открыток с изображением видов изоискусства, репродукции картин:
• А. Саврасов «Грачи прилетели»;
• И. Левитан «Золотая осень», «Весна, Март»;
• И. Шишкин «Рожь», «Зима», «Корабельная роща», «На севере диком»;
• И. Грабарь «Февральская лазурь», «Рябинка»;
• В. Серов «Девочка с персиками»;
• Б. Кустодиев «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой»;
• И. Репин «Надя Репина, дочь художника»;
• В. Васнецов «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри».
Структура занятия:
Вводная часть
(в группе). Чтение письма, дидактическая игра «Что лишнее?» (переход детей из группы в музыкальный зал).
Основная часть.
Зал портретной живописи. Рассматривание репродукций картин, беседа по вопросам, дидактическая игра «Найди портрет по настроению».
Зал натюрмортов. Рассматривание репродукций, дидактическая игра «Подбери слово к картине».
Зал сказочной живописи, рассматривание и беседа по картинам.
Физкультминутка «Сказочный конь».
Зал пейзажной живописи. Рассматривание картин, беседа, дидактическая иг-ра «Найди картину по времени года, описанному в стихах».
Заключительная часть.
Рефлексия.
Ход занятия:
В группу приносят письмо. Воспитатель:
- Ребята! Я сейчас прочту его и мы узнаем, от кого оно. (Читает). «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Фея Радуги, волшебница из удивительной, сказочной страны красок, мира живописи. Я знаю, что вы очень любите рассматривать картины, знакомиться с художниками и путешествовать по залам Чувашского Художественного музея. Я приглашаю вас в волшебный мир живописи, но попасть в мой мир вы сможете только в том случае, если правильно выполните мое задание. В конверте – открытки с фотографиями произведений искусства. Посмотрите внимательно, подумайте, к какому виду искусства относятся большинство открыток и выберите среди них лишние. Я уверена, что вы справитесь с заданиями и сможете объяснить свой выбор».
(Воспитатель раскладывает открытки на столе. Дети рассматривают. Среди открыток, фотографий произведений живописи, одна – с изображением скульптуры, другая – с изображением предмета народного декоративно-прикладного искусства).
- Молодцы! Вы справились с заданием. Сейчас мы отправимся в мир живописи. А что такое живопись? (Ответы детей). Мы отправимся на экскурсию в музей, где собраны картины, написанные великими русскими художниками. Вспомните, пожалуйста, как надо вести себя в музее? (не шуметь, не мешать другим, не трогать картины руками). (Дети идут в музыкальный зал, где оформлены залы портретов, натюрмортов, сказочной живописи, пейзажей).
- Проходите, пожалуйста, ребята, в первый зал. Посмотрите на эти картины. (Рассматривание).
- Кто изображён на них?
- Как называется этот жанр живописи?
- Какое выражение лица у этих детей?
Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Найди картинку по настроению, выраженному в музыкальном произведении».
- Сейчас прозвучит музыка, а вы выберите портрет, которому эта музыка наиболее подходит по настроению. (Звучит пьеса П. И. Чайковского «Болезнь куклы». Дети выбирают).
- Почему вы выбрали этот портрет?
- Почему девочка грустит?
(Звучит пьеса П. И. Чайковского «Новая кукла». Дети выбирают).
- Какая эта музыка по настроению?
- Почему вы выбрали этот портрет?
- Как вы думаете, чему радуется девочка?
- Мы рассмотрели картины, собранные в этом зале. Как можно назвать все эти картины одним общим словом?
- Переходим в следующий зал. (Рассматривание картин).
- Что изображено на картинах?
- Как называется этот жанр живописи?
- Вспомните, что означает слово «натюрморт»? («Тихая и неживая при-рода»).
- Почему «неживая природа», ведь вот этот букет сирени очень краси-вый?
(Воспитатель обращает внимание детей на один из натюрмортов и предлагает дидактическую игру «Подбери слово»).
- Я буду называть 2-3 слова, а вы выберите из них одно, наиболее подходящее к этой картине и объясните свой выбор. Какая это картина?
Светлая – тёмная
Звучная – звонкая – тихая
Просторная – тесная
Тревожная – беспокойная – спокойная
Радостная – унылая – грустная
Лёгкая – тяжёлая
Тёплая – холодная
- Вы молодцы, вы были внимательны и поняли, что хотел рассказать художник своей картиной. А вы не забыли, как называются картины, на которых изображены цветы, овощи, фрукты и предметы быта?
- А теперь мы с вами отправимся в сказку. (Дети рассматривают картины).
- Что мы видим на картинах?
- Из каких сказок эти герои?
- Какие они на этих картинах?
- Почему им грустно?
- Чем закончились эти сказки?
- Кто написал все эти картины?
- А вот об этих богатырях мы не знаем сказки, но скоро я прочту вам былины об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче и вы узнаете об их подвигах. А теперь представьте, что сказочные кони сошли с полотна и оказались перед нами. (Дети встают в круг. Физкультминутка «Сказочные кони»).
- Конь меня в дорогу ждёт,
Бьёт копытом у ворот.
(Руки за спиной сцеплены в замок, ритмичное поднимание согнутых в коленях ног).
- На ветру играет гривой
Пышной, сказочной, красивой.
(Покачивание головой вперёд-назад, вправо-влево).
- Быстро на седло вскачу,
Не поеду – полечу.
Цок-цок-цок-цок.
Цок-цок-цок-цок.
(Бег на подскоках по кругу, руки полусогнуты в локтях перед собой).
- Там, за дальней, за рекою,
Помашу вам всем рукою.
(Стоят в кругу, лицом друг к другу, машут рукой).
- Вот мы и попрощались со сказочной живописью. Нас ждёт следующий зал. (Рассматривание картин под аудиозапись).
- Что вы видите на этих картинах?
- Какие картины вам знакомы?
- Какие художники их написали?
- К какому жанру живописи относятся все эти картины? Почему? Что изображено на пейзажах?
- Я предлагаю вам одну интересную игру. Я буду читать стихи, а вы подумайте и определите, о каком времени года в них говорится и найдите пейзажи с этим временем года.
1. Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А. С. Пушкин)
- О каком времени года эти стихи?
- Найдите это время года на картинах?
2. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)
3. Ярко светит солнце,
В воздухе тепло,
И куда ни глянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Темные листы.
(И. Суриков)
4. Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
(А. С. Пушкин)
- Вы – умницы! Вы все угадали и назвали правильно. Помогите мне вспомнить о каких жанрах живописи мы сегодня говорили?
- Мы путешествовали по залам музея живописи, увидели уже знакомые и новые картины разных художников. Нам пора возвращаться в группу. Ска-жем всем: «До свидания».