галина зубкова
Конспект НОД «Я имею право» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область - «Социализация»
Интегрируемые образовательные области - «Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье», «Музыка».
Цель образовательной деятельности: Формировать основы правового сознания дошкольников.
Задачи:
Область «Социализация»
1. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, стремление активно участвовать в играх-соревнованиях, уметь действовать в команде, быть доброжелательными и отзывчивыми.
Публикация «Конспект НОД „Я имею право“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
Область «Познание»
1. Познакомить детей с понятием – Закон.
2. Уточнить и обобщить начальные правовые знания у детей. Дать общее представления о Конституции, как основном документе, в котором отражены права и обязанности граждан страны.
3. Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих
прав и обязанностей.
Область «Коммуникация»
1. Развивать речевые навыки дошкольников : умение проговаривать скороговорки, как в медленном темпе, так и в ускоренном темпе («Запилила пила,
зажужжала, как пчела. Лопнула и стала - начинай сначала»).
2. Совершенствовать умения детей составлять слова из слогов.
3. Продолжать развивать умение выражать свои мысли; отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. Помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию.
4. Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы, составлять краткий рассказ о происшедшем.
5. Активизировать словарь по теме: «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав человека», обязанности, право на жизнь, право на имя, право на семью, право на жилье, право на сохранение здоровья, право на образование, право на сохранение своей индивидуальности, право на национальную самобытность и родной язык, право на гражданство, право на отдых.
Область «Чтение художественной литературы»
1. Формировать нравственные отношения и интерес, эмоциональный отклик на
изображение сказочного образа в русских народных сказках.
2. Совершенствовать умения понимать и воспроизводить образный язык народных сказок, воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
3. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных героев сказок.
Область «Музыка
1. Развивать музыкально-двигательные способности детей, чувства ритма и
памяти, речевой интонации, певческих навыков, музыкального слуха.
Область «Безопасность»
1. Формировать умения осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для детей ситуациям и способам поведения в них: называть телефоны службы спасения - 01, 02, 03 и телефон единой службы спасения -112.
2. Совершенствовать умение соблюдать правила безопасности с предметами, которые могут быть опасны для жизни детей, как дома, так и на улице
Область «Здоровье»
1. Расширять представления детей о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
2. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Область «Физическая культура»
1. Совершенствовать общую и мелкую моторику: согласовывать координацию движений с речью.
2. Формировать правильную осанку во всех видах деятельности, умение осознанно и творчески выполнять движения по заданию: строиться в круг, браться дружно за руки, ходить на носочках, в указанном воспитателем темпе.
Материал и оборудование: презентация на тему «Я имею право», раздаточный материал: кружочки синего и красного цвета, кукла, картинки-символы по правам, эмблемы, заготовки прав на каждого ребенка, кубики на которых прикреплены картинки- символы с изображением прав.
Ход НОД:
Воспитатель:
- У нас сегодня встреча не простая,
Мы с вами эту книгу полистаем.
Едва страницу первую откроем,
Увидите вы разных здесь героев.
Смотрите зорче, и тогда у них
Вы о правах узнаете своих.
Ведь о правах не зря идет молва :
Хоть мал ты, есть у тебя права!
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с вами с необычной книгой – книга «Конвенция о правах ребенка»). Кто знает, что значит «Права человека?» (ответы детей). Верно, права - это то, что разрешено человеку обществом и государством, это то, что человек может делать без вреда для других людей. У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.
Воспитатель: Дети, послушайте, пожалуйста, легенду. «Давным-давно, много лет назад на Земле появились люди. Все они тогда были добрыми и хорошими, им замечательно жилось, было много еды, все росло на деревьях, только руку подними. Люди жили дружно и никогда не ссорились. Но вот однажды произошло небывалое событие, два друга Алекс и Стас впервые поссорились и, как вы думаете, почему? Оказывается, Алекс сорвал яблоко и Стас вдруг закричал: «Я тоже хочу именно это яблоко, оно большое” – так произошла первая на земле ссора. И началось… Люди стали скорее срывать с деревьев плоды и складывать их возле себя, но яблок было так много, а люди съесть их не могли, но каждому хотелось, чтобы его куча была больше. Так появилась жадность. Они хватали яблоки и впервые подрались – так появилась жестокость. И неизвестно, что было бы дальше, но один мудрый старик, который прожил уже много лет, много знал и много видел в своей жизни, сказал:
– Люди, вы же люди, опомнитесь! Вы не должны так поступать, вы обязаны думать не только о себе, но и о своих близких, ведь мы же все Люди. Так появились слова «должен» и «обязан», «хорошо» и «плохо».
- Вы все имеете Право на эти плоды, но вы должны делить их по справедливости.
Так люди услышали слова «справедливость» и «право».
И они вдруг опомнились, прислушались к старику и стали спрашивать его, какие у нас есть еще права? Что мы еще обязаны делать, а чего не должны? Старик долго говорил с людьми, а они слушали и понимали. И все что они услышали от старика, записали в книгу и назвали ее «Наши законы». Так люди учились жить по правилам, по Закону».
Воспитатель: Приведите пример того, что вы можете делать, не причиняя вреда другим?
Дети: «Наши права»
1. Играть.
2. Есть.
3. Заниматься: рисовать, петь, читать и т. д.
4. Веселиться.
5. Иметь свои секреты
6. Иметь свое мнение
Воспитатель: Обязанность - это то, что человек должен делать. Кто знает свои
обязанности? (ответы детей).
Обязанности:
1. Не драться,
2. Не кричать.
3. Не мешать другим.
4. Слушать и слышать себя и других
Воспитатель: Правильно, помогать взрослым, родителям, учиться. Из этой книги «Конвенция о правах ребенка» можно узнать о ваших правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.
Игра «Знаешь ли ты?» (Детям предлагается выбрать из ряда книг, показываемых поочередно воспитателем, документ, защищающий права ребенка : если Конвенция - красный кружок, другая книга - синий).
Воспитатель: Мы познакомимся с этим важным документом, и будем знать все о
своих правах. Давайте приложим руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье – жить и радоваться жизни! Ваши родители дали вам право на жизнь. На земле живет очень много жителей, и всем им дано право на жизнь, и никто не может нарушить это право. В Декларации прав человека – это
первое и самое главное право - Право на жизнь. Давайте вспомним любимую песню всех детей:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
(во время проговаривания этой песни на слайде появляются - солнце, небо, мама, дети).
Воспитатель: А давайте вспомним героев наших сказок, нарушалось ли в сказках право на жизнь? (сказки «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Красная Шапочка».)
Кем из героев сказок нарушалось право на жизнь? (Ответы детей)
Воспитатель: Если вдруг случиться какое - нибудь несчастье, то какие службы придут нам всегда на помощь? (ответы детей).
Верно, это службы спасения. Назовите телефоны этих служб? (дети называют –
01, 02, 03).
Воспитатель: А еще – телефон единой службы спасения - 112.
Воспитатель: Скажите, ребята, может ли человек сам создать опасную для жизни ситуацию? (ответы детей). Посмотрите на экран и ответьте.
Воспитатель: Какие предметы могут быть опасны для жизни? (ответы детей).
При назывании опасного предмета, на нем появляется красная зачеркнутая линия.
Игра «Знакомство» Дети становятся в круг, воспитатель знакомит их с игрушкой – куклой Ирой. Ребята по кругу передают куклу и знакомятся: называют свое имя.
Воспитатель: Вы все - дети, чем-то похожи, чем-то отличаетесь. Но у каждого из вас есть свое имя, которое дается человеку при рождении. И я знакомлю вас еще с одним правом - право на имя
Воспитатель: читает стихотворение:
Много нас живет на свете, только все мы вместе - дети!
И куда ни бросишь взгляд - дружат Саша и Азат.
Дружат Ксюша и Гюлай, Каролина и Иван,
Настя, Юра, Алия - вместе - дружная семья.
Вы в группе дружите со всеми ребятами?
Игра «Дружба». Воспитатель предлагает «глазками» найти себе друга и по команде «Дружим по двое» стать с ним в пару. Проговаривается скороговорка с движениями: «Запилила пила, зажужжала, как пчела. Лопнула и стала - начинай сначала ( усложнение: проговаривание в ускоренном темпе). «А теперь дружим по четыре» (условия игры те же).
Воспитатель: Скажите, ребята, а кто о вас заботиться дома? Разгадайте ребус и вы узнаете, как можно назвать всех родных одним словом». В «Конвенции о правах ребенка» записано еще одно право – право на семью
Игра «Соедини слоги и прочитай слова» ( члены семьи: ма-ма, па-па, ба-буш-ка, бра-тик и т. д.)
Воспитатель: Дети, вспомним сказку «Заячья избушка».
Вопросы детям: Из чего был построен дом Зайца? Кто выгнал его из дома? Правильно ли она поступила? Как вы думаете, какое право нарушила Лиса, выгнав его из дома? Верно, право на жилье Такое право есть у каждого из вас, и никто не может его нарушить. А чтобы посторонние не могли забраться в дом, каждый хозяин его закрывает на ключ. Наш заяц потерял ключ от своего дома, помогите его найти среди всех ключей, предложенных на картинке.
А сейчас назовите жилище каждого из животных.
Воспитатель: Посмотрите на героев следующих сюжетов и составьте краткий рассказ о происшедшем.
Воспитатель задает вопросы по картине. Кто помогал Зайцу сохранить здоровье? А могла ли «скорая помощь» отказаться лечить больного? Знаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Каждый из вас имеет право на сохранение здоровья. Но сохранять свое здоровье вы должны и сами. Назовите помощников здоровья (ответы детей). Да, солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, и еще правильное питание.
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель: Сейчас вы дошкольники, а на следующий год вы станете кем? (школьниками). Верно, пойдете в первый класс. А может вам кто-нибудь запретить идти в школу? Нет, потому что вы все имеете право на образование. Что возьмете с собой в школу? Как можно назвать все предметы? (Школьные принадлежности).
Двигательная активность. «Выполни движение по словесному указанию».
Игра «Узнай по описанию» (дети подходят к зеркалу). Вы все-дети, похожие, но и
разные. Как вы думаете, это хорошо или плохо, что все люди разные? (размышления детей). Каждый из вас индивидуален, не похож на других, поэтому нам интересно жить и общаться. Никто не может заставить нас быть одинаковыми. В Конвенции записано «Каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности». И настроение у нас может быть разным. Когда бывает такое настроение? (рассуждения детей)
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях дети разных национальностей (дети называют свои национальности, при необходимости воспитатель задает вопросы, уточняет). Каждый народ имеет право разговаривать на родном языке, но если приезжает в другую страну, то должен выучить язык этой страны, чтобы легко можно было общаться. Познакомьтесь еще с одним правом «Право на национальную самобытность и родной язык» .У каждого народа своя культура, национальная одежда, любимая еда. Коренные народы живут в своих домах. Как вы думаете, люди какой национальности живут в этих домах? в избе – русский, в чуме - ханты, в юрте – казахи).
Воспитатель: Посмотрите на глобус, как велика и необъятна наша Родина! Она больше любой страны в мире. Все страны имеют свои гербы и флаги. Граждане России гордятся своим гербом, гимном, флагом. Вспомним стихотворение «Флаг России»
Стихотворение читает ребенок:
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет…
Воспитатель: Каждый ребенок является гражданином своей страны - имеет право на гражданство. Посмотрите на картинку и скажите: «Есть ли здесь ребенок из России?» (ответы детей).
Всех нас вместе соединяет в России – ДРУЖБА (дети становятся в круг и берутся за руки).
Чтоб сказать нам слово «дружба»,
Знать язык порой не нужно.
Крепко руки мы пожмем.
Ведь земля - наш общий дом!
Воспитатель: Вспомните и назовите права, с которыми мы сегодня познакомились? (воспитатель при необходимости показывает картинку – символ, дети называют право; из кубиков, на которых прикреплены картинки- символы, дети строят «Дом прав».
Домашнее задание. Дети получают конверты с картинками-символами для изготовления аппликации «Дом прав» и задание: нарисовать в этом доме себя.